search
main
0

За свои педагогические ошибки приходится платить дорого

Известно, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, и от ошибок никто не может быть застрахован, даже самые опытные и грамотные педагоги. Поэтому в конечном счете имеет значение не сам факт, что педагог ошибается, а то, как часто и какие именно шибки допускает.

Современная точка зрения заключается в том, что даже при организации эффективного обучения некоторые ошибки не только возможны, но даже желательны, поскольку во многих ситуациях они помогают выявить разнообразие точек зрения, дают дополнительную информацию, помогают выявить большее число альтернатив, проблем, что делает процесс принятия решений более эффективным и дает возможность выразить свои мысли. От педагогических ошибок не застрахован ни один педагог, даже классики педагогики, такие как А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, совершали педагогические ошибки, в чем не стеснялись признаваться в своих произведениях.

Одно дело допустить ошибку и потом ее исправить, и совсем другое – если ошибка оказывается непоправимой. Самое лучшее, что можно сделать в последнем случае, – извлечь урок на будущее. Но для этого ведь надо найти ошибку, понять ее, выявить причины, ее породившие, определить меры по устранению ошибки или ее причин.

Неумение предполагать свою ошибку, а тем более признавать ее, может стать самой большой и очень распространенной ошибкой не только педагога, но и человека вообще.

Но чтобы педагог мог видеть, распознавать и исправлять собственные ошибки, ему необходимо знать, что следует считать ошибкой, какие ошибки наиболее типичны, каковы пути и способы их исправления (профессиональная коррекция и самокоррекция).

Знание о неправильных, ошибочных действиях станет предпосылкой правильных, безошибочных и, следовательно, эффективных действий педагогов.

Так что же делать, если ты допустил ошибку? Обязательно ее признать! Иначе все пойдет кувырком. После признания следующим этапом становится ее осознание, вернее, осознание последствий допущенной ошибки. И только потом необходимо планировать пути выхода из сложившейся ситуации, способы решения возникшей проблемы. Причем тебе надо суметь спрогнозировать, что повлекут за собой твои действия. Ведь самой главной заповедью для педагога должна быть: «Не навреди!».

По степени осознания педагогами ошибки могут быть разделены на осознанные, или сознательно допускаемые (знаю, что так нельзя, но делаю), и неосознаваемые заблуждения (не ведаем, что творим), при которых субъективные представления (мнения, точки зрения) не соответствуют объективному положению вещей. Эта классификация имеет значение для профессиональной коррекции. В первом случае необходимо побудить педагога к самокоррекции, так как он уже осознал факт ошибочности своих действий, а во втором потребуются усилия самого педагога или администратора, методиста, коллег и др., направленные на осознание им ошибок и их определение.

Отдельного внимания в деятельности современного педагога заслуживают этико-психологические ошибки в работе учителя. В педагогике такие ошибки рассматриваются в рамках дидактогении (неблагоприятных последствий педагогических ошибок и отрицательного воспитательного воздействия и влияния) – еще в старину поняли ее пагубное влияние на обучение, был даже сформулирован закон, согласно которому грубое, бездушное отношение учителя к ученику непременно приведет к отрицательным последствиям. Этические ошибки – это во многом результат отсутствия у педагога личностных качеств, необходимых для педагогической деятельности, и в случае частого возникновения ошибок подобного рода речь должна идти об уходе из профессии.

Михаил ТЕРЕШИН, учитель информационных технологий школы №1980

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте