Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

За строкой сюжета,. или Как помочь ученику полюбить литературу

УГ - Москва, №39 от 26 сентября 2017. Читать номер
Автор:

​Действительно, вот сказал поэт: «Над вымыслом слезами обольюсь…» Очень часто современный школьник довольно холодно относится к художественному тексту. «Вымысел» о чем-то очень далеком, да и было ли это на самом деле? И перед учителем встают все новые проблемы: как научить тому, что не очень интересно и не кажется необходимым и полезным?Быстро меняющееся время заставляет нас искать новые формы работы с детьми, пытаться повернуть уже знакомое и привычное в другое, более современное русло. А наш родной город, Москва, очень в этом может помочь. Почти большая часть сюжетов нашей литературы связана с Москвой.

Я очень люблю экскурсионную работу. Мои ученики с удовольствием ездят по Москве, участвуют в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». Часто мы выезжаем и в другие города.В последнее время просто туристические поездки нас перестали устраивать. Турист – пассивный потребитель информации и услуг. Он должен всего лишь внимательно слушать, перемещаясь за экскурсоводом. В какой-то момент мы поняли, что хотим разработать свой маршрут, связанный с изучением литературного произведения. Придумали программу, поставили цели, сформулировали задачи. Деятельность была весьма разнообразна: пройдя маршрут, ребята создали свою карту действий, написали несколько текстов, с увлечением работали в малых группах, осваивали незнакомое раньше пространство и рассказывали о нем. Знания, полученные на экскурсии, приобретали особую ценность, потому что были добыты самостоятельно. Такое не забывается.Целеполагание – один из важных этапов начала серьезной работы. Зачем мы едем на экскурсию? Что мы узнаем нового? Как мы будем открывать это новое? Еще одним важным моментом перед поездкой является заочное знакомство и с этим местом, и с литературой об этом месте. Составить список для чтения всегда очень интересно, но и сложно.В подобных поездках всегда интеллектуальное соседствует с творческим, работа в группе не мешает уединению и созданию авторского индивидуального проекта. Очень важно разновозрастное объединение школьников. Работа идет веселее, когда рядом с девятиклассниками работают пятиклассники.  Заканчивается такое путешествие всегда созданием оригинального проекта: текста, дневника поездки с фотографиями и зарисовками, презентации, фильма и т. п. Рефлексия важна в любом творческом деле. Беседа в тесном дружеском кругу, воспоминания об экскурсии, анализ некоторых моментов путешествия, понимание детьми значения новых открытий, искреннее чувство благодарности взрослым организаторам и ребятам, которые прошли этот путь вместе, – все это поможет подвести итоги и составить план дальнейших действий.Одной из самых увлекательных экскурсий стала литературная экспедиция по Москве, и как результат –  исследовательская работа «В поисках Лизина пруда». Прочитанная повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» привела нас к Симонову монастырю. «… всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».Выдвинутая гипотеза: «Симонов монастырь – один из символов русского православия, любимое место отдыха москвичей, начиная с XIV века, и Николай Карамзин не мог обойти его вниманием, поселив свою героиню рядом с монастырскими стенами» – была подтверждена. Мы обошли окрестности Симонова монастыря, разглядывая сохранившиеся башни, крепостные стены, пытались представить, что видела Лиза вокруг своего жилища, вчитывались в начало повести. Для многих ребят стало настоящим открытием – узнать историю возникновения Симонова монастыря, трагедию его разрушения. Имена и судьбы Сергия Радонежского и Дмитрия Донского связаны с монастырем. …Улица Восточная, 4. Это официальный адрес монастыря. Он расположен недалеко от станции метро «Автозаводская».Мы узнали, что Симонов мужской монастырь был основан в 1379 году племянником и учеником преподобного Сергия Радонежского – игуменом Феодором. Он расположился в нескольких километрах от Кремля на высоком берегу Москвы-реки на земле, подаренной обители боярином Степаном Васильевичем Ховриным, который впоследствии в этом монастыре постригся в монахи под именем инока Симона. Рядом проходила оживленная Коломенская дорога. С запада – крутой левый берег над изгибом Москвы-реки. Более удачного места для монастыря трудно было найти. Храм Успения Богородицы, возведенный в 1405 году, чудом сохранившийся, поражает воображение и сегодня. А тогда, видя это величественное сооружение, современники говорили: «Такой ляпоты еще не бывало в Москве». Известно, что в XIX веке в храме хранилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая Сергию Радонежскому. По преданию, этой иконой Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Некрополь у монастырских стен заставляет замедлить шаг и погрузиться в историю.  До сих пор в земле покоятся первый кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного, соратник Петра I Федор Головин; глава семибоярщины, трижды отказывавшийся от русского трона, Федор Михайлович Мстиславский; князья Урусовы, Бутурлины, Татищевы, Нарышкины, Мещерские, Муравьевы, Бахрушины. Здесь могила русского писателя С.Т.Аксакова, рано умершего друга А.С.Пушкина поэта Д.В.Веневитинова, композитора А.А.Алябьева.Путешествуя по окрестностям Симонова монастыря, мы сожалели, что восстановить все постройки, конечно, невозможно, но сохранить то, что осталось, необходимо.Мы долго определяли место, где был легендарный пруд, названный в честь героини повести Карамзина. Когда-то он имел хозяйственное назначение, в нем разводили рыбу, угощали проезжающих. Пруд существовал очень долго, но все-таки был засыпан. На месте Святого (Лизина) пруда ныне стоит невзрачное административное здание уже бывшего завода «Динамо». Еще в начале XX века на картах значился Лизин пруд и была даже железнодорожная станция «Лизино».Давным-давно окрестности монастыря были местом паломничества почитателей творчества Карамзина, его повести и даже самоубийства героини. Появилась язвительная эпиграмма: «Здесь бросилася в пруд Эрастова невеста. Топитесь, девушки: в пруду довольно места!» Читатели проливали о Лизе, как и сам автор, «слезы нежной скорби». Да, вовсе не случайно Карамзин поселил свою героиню у Симонова монастыря, стены которого были окутаны легендами. Автор не мог привести Лизу к какому-либо другому пруду, потому что именно этот пруд находился рядом с монастырем. Бедная наша героиня не могла поступить иначе: таковы были законы жанра. Жизнь без любимого невозможна. Книга о любви девушки далекого XVIII века заставила ребят задуматься о современных отношениях, о верности, о силе чувств. Об этом мы говорили в дружеском кругу по окончании работы. Рассматривали фотографии, перелистывали альбомы с рисунками, сделанными нашими школьными художниками у стен монастыря. Многое понять помогли и книги, прочитанные ребятами накануне литературной экспедиции: И.Е.Забелин «История Москвы», В.В.Пассек «Историческое описание Симонова монастыря», Н.Молева «Тайны московских монастырей», современные интернет-издания и, конечно, повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».Елена КУЗНЕЦОВА, учитель русского языка и литературы школы №1770


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту