С конца 80-х годов ХХ века в нашей стране складывается новая управленческая ситуация, когда к руководству той или иной сферой деятельности привлекаются общественные институты, органы самоуправления, граждане.
Формирование и реализация государственной политики в области образования напрямую связана со взаимодействием управленческих структур и общества. По «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» «государство обеспечивает запуск процесса модернизации в образовательной области, создавая при этом необходимые условия для широкого участия общества в этом процессе». А поскольку концепция принята Правительством Российской Федерации, то она является нормативным документов, обеспечивающим создание форм государственно-общественного управления образованием на всех уровнях.
Спешить не стоит
Переход управления от авторитарно-административных принципов к демократическим осуществляется постепенно. На начальном этапе руководители образовательной системы активно использовали коллегиальные формы и структуры для выработки управленческих решений и проведения общественной экспертизы образовательных проектов, для чего привлекались профессиональное сообщество, различные общественные и некоммерческие организации, а также представители бизнеса и других слоев общества, проявляющих интерес к вопросам российского образования и способных содействовать его модернизации. Такие формы взаимодействия государства и общества освоены по всей территории России и стали предпосылкой для следующего этапа демократизации – становления и развития государственно-общественного управления системой образования.
Неведомственный проект
– В Концепции модернизации образования сказано, что модернизация образования – политическая и общенациональная задача, которая не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. И определение направлений развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и министерства, – говорит начальник Управления развития образования МО РФ Павел Кондрашов. – Кто же должен реализовывать модернизацию и кто ответственен за результаты этой деятельности? Наряду с министерством и его структурами активными участниками формирования и реализации государственной политики в области образования должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, органы местного самоуправления, педагогическое сообщество, научные, культурные, общественные, коммерческие институты. Они должны разделить с государством ответственность за состояние образования. То есть мы вместе должны предпринять все необходимые усилия для того, чтобы вывести реализацию Концепции модернизации образования за рамки министерства и сделать ее достоянием как можно более широкого круга общественности.
Концепция определила вопросы модернизации образования в плане стратегии, «рамочно». Там сказано о том, что надо сделать, а надо переходить к новой структуре и содержанию общего образования, модернизировать структуру профессионального образования, развивать вопросы управления качеством образования, использовать новые экономические инструменты и многое другое. Эти все «надо» – профессиональные векторы в системе образования.
Дальше возникает вопрос: «А где механизмы?» Традиционная процедура такова: издали приказ, подготовили постановление, выпустили распоряжение, и можно требовать выполнение правительственных решений. Достаточно ли этого для эффективного управления образованием и проведения реформ? Нет, недостаточно, потому что, во-первых, это неведомственный проект, а во-вторых, именно исполнительные органы в ответе за то, чтобы сделать его таковым.
Определиться с тем, как этот проект будет осуществляться (путем создания советов, расширения информированности общества, использования интернет-ресурсов или как-то иначе), – задача государственных управленческих структур.
Исходя из этого нынешняя система управления российским образованием строится по новой схеме, в основе которой лежит обеспечение общественной поддержки модернизации как в профессиональной среде, так и в социуме.
Регионам места забронированы
Итак, первый уровень управления – рабочие группы. Сегодня при министерстве созданы рабочие группы и комиссии не менее чем по двадцати направлениям модернизации образования. Достаточно будет отметить активную деятельность с широкими дискуссиями в обществе рабочей группы по новой структуре и содержанию общего образования, сформированной в диалоге Департамента общего образования Минобразования РФ с педагогическим и академическим сообществами.
В состав подобных групп помимо руководителей управлений и департаментов, сотрудников различных министерских структур и ведомств входят представители общественности, которые составляют не менее 50% состава, при этом не менее 1/3 мест остается за представителями субъектов РФ и учреждений образования разного уровня.
Рабочие группы работают с регионами, устанавливают контакты с ответственными лицами в субъектах РФ, предлагают свое видение финансирования проекта и привлечения ресурсов, ведут работу с прессой, участвуют в мероприятиях по созданию статистического и социологического обеспечения, подготовке кадров. Таким образом, они осуществляют полномасштабную программу действий, с них начинается практическая работа по реализации концепции.
Координационный совет по модернизации образования, который возглавляет Владимир Михайлович Филиппов, – второй уровень управления. В него наряду с сотрудниками министерства входит достаточно много представителей образовательных учреждений и общественных организаций. На обсуждение этого совета выносятся наиболее проблемные и принципиальные вопросы, обсуждается общая идея документов, которые должны быть потом разработаны в деталях. Или же наоборот: здесь подготовленный ранее документ получает свою окончательную редакцию.
И наконец Совет по образованию при Правительстве РФ. В ее основные функции входят стратегическое планирование этапов по модернизации и оценка хода ее реализации, координация работы «ключевых» ведомств, представителей законодательной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, различных профессиональных и общественных союзов, ассоциаций, СМИ.
В содружестве с учеными
Внутри этой иерархии каждый уровень может развиваться по-своему. Например, рабочие группы по новой структуре и содержанию образования дали жизнь Федеральному экспертному совету, а рабочие группы по единому государственному экзамену были преобразованы в Федеральный совет по ЕГЭ.
Старт этому процессу – широкому взаимодействию органов исполнительной власти в сфере образования с общественностью – был дан через государственно- общественную инициативу, но дальше он развивается в зависимости от того, как складываются обстоятельства, по собственной сюжетной линии.
Барьеры прочь!
Уже существующие и зарекомендовавшие себя общественно-государственные структуры – Совет по ЕГЭ, Федеральный координационный совет, Экономический совет Минобразования России, Совет руководителей органов управления образованием, РОСРО и другие – показывают, что переустройство системы образования в Российской Федерации идет полным ходом и в резерве имеется множество путей и средств реализации. Важно внедрять их повсеместно и переломить сознание членов общества в пользу коллегиальных, государственно-общественных, демократических форм управления.
Общественные советы в области образования в регионах оказались интересной и эффективной переговорной площадкой, где управленцам и педагогам, директорам и ректорам образовательных учреждений и вузов легче находить общий язык с местной администрацией или губернатором.
– Это не просто клуб по интересам, – говорит Павел Кондрашов. – У них есть и полномочия, и обязательства. Что еще важно: такие структуры являются интегрирующими, потому что одна из существенных проблем на сегодняшний день – ведомственные барьеры. Один департамент с другим всегда общается с какими-то ограничениями, связанными, в частности, с документооборотом. И потом, в системе образования структура управления построена по уровнему принципу – дошкольное, общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, а советы формируются по функциональному признаку – к примеру, «Новые экономические механизмы в образовании». Принимают участие в их работе специалисты, которые имеют дело с разными образовательными учреждениями, но в своей практике сталкиваются с одними и теми же проблемами. Это дает возможность реализовать межуровневое взаимодействие, которое лишено тех ограничений, что определены самой структурой работы аппарата министерства или любого другого органа исполнительной власти.
Комментарии