В 2014 году исполняется сто лет со дня основания Театрального института имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, выпустившего множество замечательных артистов и режиссеров для отечественного театрального искусства.
В ноябре 1913 года группа московских студентов создала любительскую театральную студию, пригласила в качестве руководителя молодого актера Московского художественного театра, ученика Станиславского, будущего великого русского режиссера Евгения Вахтангова и предложила ему поставить спектакль по пьесе Б.Зайцева «Усадьба Ланиных». Премьера состоялась весной 1914 года и закончилась провалом. «Давайте учиться!» – предложил Вахтангов и 23 октября 1914 года провел первое занятие со студийцами по системе Станиславского. Этот день и стал днем рождения театрального училища, ныне носящего имя Бориса Щукина и ставшего Театральным институтом, который по привычке все еще называют Щукинским училищем. Евгений Вахтангов – ученик Константина Станиславского и Леопольда Сулержицкого, сотрудник МХТ и студиец Первой студии МХТ (1912), поставил свой первый профессиональный спектакль по пьесе Г.Гауптмана «Праздник мира» в студии осенью 1913 года. В этой постановке он выразил свое отношение к миру и театру, но его учителя, видя в нем только ученика, а не самостоятельное творческое лицо, в постановку вмешивались – ломали и исправляли. Вахтангов же уже к 1911 году мыслил самостоятельно и свободно, ознакомившись с работой Станиславского по его системе, записал: «Хочу образовать студию, где мы учились бы. Принцип – всего добиваться самим. Руководитель – все. Проверить систему К.С. на самих себе. Принять или отвергнуть ее. Исправить, дополнить или убрать ложь». Желание проверить открытия Учителя, зависимое положение в театре и Первой студии заставили Вахтангова искать возможности организовать собственную студию, тут кстати пришлось приглашение студентов, с которыми он стал заниматься упражнениями по системе Станиславского. Но Станиславский, узнав о провале спектакля, устроил Вахтангову гневный разнос и запретил ему работать вне стен МХТ и его студии. А занятия новой студии продолжались, она называлась то Студенческой студией, то Мансуровской студией (по местонахождению в Мансуровском переулке), работала тайно, чтобы Станиславский и МХТ не узнали о ней. Вахтангов строил Дом. Студийцы все делали своими руками, так как Вахтангов считал, что Дом становится только тогда твоим, когда ты вобьешь в стены его хотя бы один гвоздь. Занимаясь системой Станиславского, Вахтангов изменил порядок элементов системы, предложив путь от простого к сложному: от внимания к образу, в каждом последующем элементе заключались все предыдущие. При создании образа должны были быть использованы все элементы системы, студийцы делали упражнения, этюды, отрывки, импровизации, самостоятельные работы, показывали избранным зрителям исполнительские вечера. В 1916 году Вахтангов принес в студию первую пьесу «Чудо святого Антония» М.Метерлинка. Пьеса была сатирическая, но Вахтангов предложил ее поставить как психологическую драму. Это было естественно, ведь студийцы не были еще готовыми актерами, в освоении образа они шли от формулы Станиславского «Я в предполагаемых обстоятельствах», поэтому Вахтангов и требовал от них оправдания поведения воплощаемого образа. Спектакль показали в 1918 году, и был он фактически выпускным для первой группы учеников, среди которых были Б.Захава, Б.Вершилов, К.Семенова, Е.Алеева, Л.Волков. Постепенно в студию приходили новые студийцы: П.Антокольский, Ю.Завадский, В.Львова, А.Ремизова, Л.Шихматов. В январе 1920 года в студию были приняты Б.Щукин и Ц.Воллерштейн (взявшая себе псевдоним Мансурова). Каждый желающий стать студийцем проходил сначала собеседование, которое определяло, может ли он стать студийцем по своему нравственному и интеллектуальному уровню, только после этого претендента экзаменовали. Вахтангов, строя театр и желая иметь постоянную школу при нем, присматривался к ученикам и определял, кто из них будет педагогом, кто режиссером. Главным было развить в учениках самостоятельность. К сожалению, Вахтангов был тяжело болен, желая спасти студию, он обратился к своим учителям во МХТ, попросил взять его студию в число студий МХТ, и осенью 1920 года Вахтанговская студия стала Третьей студией МХТ. Перейдя в академическое ведомство, студия получила собственное здание на Арбате – маленький полуразрушенный особняк Берга, который студийцы своими руками превратили в театр. 13 ноября 1921 года театр открылся спектаклем «Чудо святого Антония» М.Метерлинка уже в новом, сатирическом решении. Для театра Третьей студии МХТ Вахтангов поставил и свою знаменитую «Принцессу Турандот» К.Гоцци, в которой наиболее ярко выразилось направление вахтанговского театра. Сам он его назовет фантастическим реализмом. Поставленная в традициях театра комедии дель арте «Принцесса Турандот» поразила Москву 1922 года своей театральностью, свободой актерского выявления, фантазией режиссера и художника, она была последним спектаклем Вахтангова, 29 мая 1922 года он умер, студийцы остались без вождя и должны были строить театр, к которому стремился их руководитель, в одиночестве. Им удалось отстоять свою самостоятельность, не потерять здания, не разрушить существующую внутри студии школу, а в 1926 году получить статус Государственного театра имени Евгения Вахтангова. До 1937 года маленькая вахтанговская школа существовала внутри театра. Будущих актеров принимали в школу по принципу их необходимости театру, прием в школу означал прием в театр, они учились и работали в спектаклях театра сразу с первого курса, педагогами были ученики Вахтангова Б.Захава, В.Львова, А.Ремизова, Л.Шихматов, Р.Симонов. В 1925 году во главе школы был поставлен Борис Захава, который и руководил школой до самой своей смерти. В 1937 году школа переехала во вновь построенное здание в Б.Николопесковском переулке, отделилась от театра, работала на правах техникума, но уже с четырехгодичным сроком обучения. Артисты, выпущенные из школы, разъезжались по разным театрам страны. В 1939 году умер блистательный артист вахтанговской школы, педагог, режиссер Борис Щукин. В память его в том же году училищу было присвоено имя Щукина. В 1945 году училище приравняли к высшим учебным заведениям, оставив старое название. В 1964 году из дипломного спектакля «Добрый человек из Сезуана» Б.Брехта образовался нынешний театр на Таганке во главе с Ю.Любимовым – выпускником училища, актером театра им. Вахтангова и педагогом училища, в 1959 году было создано заочное режиссерское отделение, выпустившее многих знаменитых режиссеров. После смерти Бориса Захавы целое десятилетие училищем управлял чиновник из министерства, который с этим не справился, поэтому в 1987 году на пост ректора единогласно был выбран народный артист СССР Владимир Этуш, который стал нынче художественным руководителем института. При Этуше училище вышло на международную арену: ученики и педагоги стали выезжать со своими работами в разные страны мира, вести занятия в школах разных стран. В 2002 году училище было переименовано в Театральный институт имени Бориса Щукина, а в 2003 году был избран новый ректор – народный артист России Евгений Князев. Авторитет педагогов института очень высок и в нашей стране, и в мире, вахтанговская методология воспитания актера оказала огромное влияние на педагогику великого Михаила Чехова. Вахтанговская школа не просто один из театральных институтов, а носитель и хранитель театральной культуры, ее лучших достижений и традиций. Выпускники Щуки преподают актерское мастерство во многих театральных школах России, профессора и педагоги института постоянно выезжают на консультации, проводят семинары и мастер-классы в больших и малых театральных центрах страны, а в последние годы и за рубежом. Педагогический состав института формируется только из выпускников, которые передают вахтанговские заветы из поколения в поколение, а принципы школы – из рук в руки. Школа по праву гордится своими выпускниками. Среди них множество выдающихся актеров российского театра и кинематографа, творчество которых уже стало историей: Б.Щукин, Ц.Мансурова, Р.Симонов, Б.Захава, А.Орочко, И.Толчанов, В.Куза, О.Басов, В.Яхонтов, А.Горюнов, В.Марецкая, А.Грибов, А.Степанова, Д.Журавлев, Н.Гриценко, М.Ульянов, Ю.Яковлев. На современной российской сцене работают Ю.Борисова, В.Этуш, В.Лановой, А.Демидова, А.Вертинская, О.Яковлева, К.Райкин, А.Калягин, А.Ширвиндт, Л.Максакова, И.Купченко, М.Державин, В.Шалевич, Е.Князев, С.Маковецкий, М.Суханов, Е.Симонова, О.Барнет, Н.Усатова. Этот список постоянно пополняется. Есть театры, актерский состав которых почти полностью сформирован из вахтанговцев. Это прежде всего Театр им. Евгения Вахтангова, а также Театр на Таганке, много выпускников школы в труппе театра Ленком, в Театре сатиры и в «Современнике». Без вахтанговских актеров невозможно представить творчество таких выдающихся мастеров отечественного кинематографа, как И.Пырьев, Г.Александров, Ю.Райзман, М.Калатозов, среди самых прославленных актеров отечественного кино много щукинцев – О.Стриженов, Т.Самойлова, Р.Быков, В.Ливанов, А.Миронов, А.Кайдановский, Л.Филатов, Н.Гундарева, Л.Чурсина, Ю.Назаров, Л.Зайцева, Н.Русланова, Н.Варлей, А.Збруев, Н.Бурляев, И.Метлицкая, Ю.Богатырев, Н.Волков, Л.Ярмольник, В.Проскурин, Л.Борисов, Е.Коренева, А.Ташков, Ю.Беляев, А.Белявский, А.Пороховщиков, Е.Герасимов, А.Соколов, С.Жигунов. Многие выпускники института стали широко известны благодаря телевидению – А.Лысенков, П.Любимцев, А.Гордон, М.Борисов, К.Стриж, А.Гольданская, Д.Марьянов, С.Урсуляк, М.Ширвиндт, Я.Арлозоров, А.Семчев, О.Будина, Е.Ланская, Л.Вележева, М.Порошина. Вахтанговская школа дала российской сцене известных режиссеров – Н.Горчакова, Е.Симонова, Ю.Любимова, А.Ремизову, В.Фокина, А.Вилькина, Л.Трушкина, А.Житинкина. В ее стенах делал свои первые режиссерские и педагогические опыты знаменитый Юрий Завадский, она воспитала великого Рубена Симонова, которому Театр имени Евгения Вахтангова обязан самой блестящей эпохой своего существования. Школа помогала и помогает рождению новых театральных студий и коллективов. Это прежде всего театр Юрия Любимова на Таганке, возникший из дипломного спектакля «Добрый человек из Сезуана» Б.Брехта, молодежный молдавский театр «Лучаферул» в Кишиневе, театр-студия имени Р.Симонова в Москве, театр «Современник» в Ингушетии, студия «Ученая обезьяна» в Москве. Театральный институт имени Бориса Щукина имеет устойчивую репутацию театрального вуза, готовящего элиту российского театра, кино и телевидения. Сегодня в институте наряду с российскими студентами, аспирантами и магистрами обучают студентов и аспирантов из Южной Кореи, США, Франции, Израиля, Эстонии, Латвии, Украины и Молдовы. В учебном театре каждый год с осени до весны идут дипломные спектакли, а исполнители ролей нередко получают престижные премии. Такими премиями в разные годы отмечены М.Аронова, Н.Швец, Д.Высоцкий. В течение многих лет первые премии получают спектакли института на фестивале студенческих спектаклей в г. Брно (Чехия). Театральный институт имени Щукина – всеми признанная педагогическая школа, не случайно в этом году на открытии Всероссийского конкурса «Учитель года» почетное право приветствовать лучших педагогов страны – посланцев 81 региона России было предоставлено ректору Щуки Евгению Князеву. Евгений КНЯЗЕВ, ректор Театрального института имени Щукина: – Наше училище означает для нас все – смысл жизни, работу и, надеюсь, нашу дальнейшую жизнь. Именно в Щукинском училище мы получили первую возможность ступить на профессиональную сцену, это был наш трамплин, который позволил подняться, свершить свою судьбу. Мы готовимся отметить столетие Щукинского училища, 23 октября на сцене театра имени Евгения Вахтангова будет юбилейный вечер, мы серьезно к нему готовимся, надеемся, что он пройдет очень хорошо, – когда делаешь спектакль или представление, лучше, конечно, не прогнозировать. В рамках подготовки к юбилею мы провели несколько мероприятий, начиная с обновления здания училища – заканчивается его капитальный ремонт, и мы готовы всех принимать в обновленных стенах. В память о нашем основателе и первом человеке, который прочитал лекцию об актерском искусстве, человеке, который сделал спектакли, который рано ушел из жизни, но ученики которого создали направление его имени, – Евгении Вахтангове – 13 октября 2014 года мы в сквере перед нашим училищем открыли ему памятник (скульптор – Алексей Игнатов из студии Грековых). Мы сделали обновленную экспозицию – фактически наш музей, издали двухтомник «Век почти что прожит», гордимся этой книгой, так как в ней прописана вся наша история, все наши выпуски, перечислены все выпускники, получилась полная летопись нашего института. Михаил БОРИСОВ, декан режиссерского факультета, заведующий кафедрой режиссуры:- Думаю, самое главное, что мы отмечаем юбилейные дни не какого-то засохшего дерева или окаменевшей статуи, а столетие живой и, пожалуй, самой актуальной театральной школы мира. Я не могу сказать, что беспристрастен, я пристрастен, искусство вообще пристрастие – это мне нравится, это мне не нравится, с этим ничего нельзя поделать. Я пристрастен, потому что сто лет назад Вахтангов в своих поисках объединил то, чего достиг Московский художественный театр в реалистическом направлении, и то, чего достигли Всеволод Мейерхольд, Таиров и другие режиссеры-новаторы в своих поисках театральной формы, в каком-то невероятном напряжении в период своей короткой и трагической жизни он создал этот удивительный сплав фантастического реализма, который выразился в гротеске, в острейшей форме и в глубинном содержании. Актуальнее театрального напряжения нынче нет, его исповедуют все новаторы мира, даже те, кто творит театральную перестройку в нашей стране, порой их заносит, они отрицают театральное образование, его необходимость, какие-то, как им кажется, формы репертуарного театра, но все равно, так или иначе, они приходят к тому, что называется «Вахтангов в театральном искусстве». Помимо столетия параллельно мы будем отмечать 55-летие кафедры театральной режиссуры, которая была основана первым ректором нашего училища Борисом Захавой. Мне чрезвычайно приятно, что споры вахтанговского театрального направления сегодня прижились и дают плоды не только в нашей стране, но и за рубежом, их можно отыскать во многих странах ближнего зарубежья, на других континентах. Когда Михаил Чехов переехал в Америку, то школы Страсберга тоже исповедовали Вахтанговское направление. Присутствие там Михаила Чехова изменило лицо Голливуда и дало направление американской театральной школе. Об этом можно говорить до бесконечности, но самое главное в юбилее, который мы отмечаем, то, что мы живы, наше дерево дает плоды. Лично я горжусь моими однокурсниками Евгением Князевым и Марией Оссовской. Естественно, в таком учебном заведении, как наше, есть масса традиций, порой забытых, порой утерянных в других вузах. Если в наш институт войдет человек, никому не известный, то первым делом студенты, сидящие в фойе, встанут и поздороваются с ним. Это неплохо, хотя, может быть, это формальная традиция, но я своим студентам говорю: «Ничего страшного, лет пять-шесть повстаете, потом поймете, перед кем вставали!» У нас есть добрая традиция, заложенная Евгением Вахтанговым и привитая Борисом Захавой: выпускной курс требует к себе внимания, при выпуске их спектакля нужны рабочие сцены, костюмеры и одевальщицы, те, кто погладит костюм, те, кто откроет занавес, те, кто тебя встретит. Так вот у нас такая цепь вяжется, когда-то наш курс выпускался, а его обслуживал первый курс, соответствующим образом, теперь, когда первый курс доходит до четвертого, его обслуживает уже другой первый курс. Когда я выпускался, наш курс обслуживал тогдашний первый курс, где в то время училась нынешняя артистка Театра сатиры Алена Яковлева. Так возникает какая-то дополнительная связь между студентами. У нас есть еще одна традиция – в преподаватели идут уже состоявшиеся актеры. Например, так пришла к нам Нина Дорошина. Нина Михайловна уникальный педагог, соприкосновение с ней дает возможность студенту, а чаще всего студентке, получить профессию, стать актрисой. Когда Нина Дорошина дала согласие преподавать на моем курсе, я сказал студенткам: «Вцепитесь в этого человека, это уникальная возможность перенять профессию, перенять ремесло!» Нина Михайловна обладает фантастическим темпераментом, все не раз видели это на киноэкране, в театре, у нее фантастически вулканический темперамент, на каждой репетиции она совершает подвиг лейтенанта Гастелло: разгоняется и врезается в студента, взрывает себя и его. Поэтому у нее очень хорошая эмоциональная тренировка, хочу, чтобы так все происходило каждый раз и много лет. Мария ОССОВСКАЯ, проректор по учебной и методической работе, декан актерского факультета: – Мы живем, развиваемся, год от года у нас колоссальный конкурс при поступлении в институт: во время приемной кампании каждый год нескончаемые толпы абитуриентов по пять-шесть тысяч стоят у наших дверей и ждут результатов прослушивания. Мы трепетно относимся к нашему столетнему юбилею, целый год стараемся как-то говорить об этом и праздновать с теми, кто не сможет до нас доехать, поэтому у нас были гастрольные поездки. Мы посетили Владикавказ – училище окончили пять осетинских студий – это была замечательная поездка с мастер-классами, большим торжественным гала-концертом, у нас была поездка в Нальчик – училище окончили несколько кабардинских студий. Многие педагоги из СНГ приезжают к нам на стажировки, на повышение квалификации. Мы вуз, который всегда открыт, ничего не держит за пазухой, делится опытом, с большой радостью принимает коллег, очень внимательно относится к тем, кто работает с молодыми людьми в регионах. В Иркутске у нас в этом году закончил учебу наш первый заочный курс, выпускники уже работают актерами Иркутского театра, думаю, что не ошибусь, если скажу, что в каждом городе, в каждом российском театре, в театрах СНГ обязательно есть выпускник Щукинского училища, вахтанговская школа жива, живет и будет жить. Нина ДОРОШИНА, актриса театра и кино, народная артистка РСФСР: – Мое родное училище занимает основную часть моей жизни, я его окончила 58 лет назад, моих однокурсников, к сожалению, в живых осталось не так много, ушли замечательные артисты Лев Борисов и Инна Ульянова. Но живут и работают мои однокурсники Александр Ширвиндт, прекрасная актриса Вера Карпова из Питера, со мной в «Современнике» играет замечательный артист Владимир Земляникин, которого все хорошо знают по ролям в кино. Недавно Ширвиндт отметил восемьдесят лет, такой же юбилей у меня будет в декабре, когда случаются такие даты, подводишь итоги, вспоминаешь, что было в твоей жизни. Когда мы были первокурсниками, мы обслуживали курс Цецилии Мансуровой, где учился Олег Стриженов, в те годы это было что-то невероятное, все безумно были в него влюблены, у них был чудесный спектакль – прекрасный водевиль, где Олег так танцевал, так пел, что все сходили с ума. Самое лучшее, прекрасное, что было в моей жизни, – это Щукинское училище. Училище дорого моему сердцу, в год его столетнего юбилея я думаю, как быстро летят годы. Уже нет в живых никого из тех педагогов, что меня обучали, недавно ушел великолепный актер театра имени Вахтангова Александр Граве, это был последний мой педагог. Сейчас много очень хороших педагогов, много молодых талантливых, интересных педагогов. У нас был прекрасный курс, я храню о нем прекрасные воспоминания. Когда я отработала в театре «Современник» 25 лет, худрук моего курса замечательная актриса и педагог Вера Львова предложила мне посидеть с ней на уроках – может быть, мне понравилось бы быть педагогом. Я сказала: «Нет, этого быть не может, у меня нет совершенно никаких педагогических данных», но в этом году уже 30 лет, как я преподаю в нашем родном училище, очень горжусь своими студентами, когда их вижу в фильмах, когда слышу о них хорошие отзывы, среди моих студентов теперь много известных артистов и режиссеров. До сих пор я преподаю в училище, и это дополняет мою жизнь. Театр театром – «Современник» я обожаю, 58 лет работаю в нем с момента окончания училища, но второй и самый родной мой дом после театра (а может быть, быть еще роднее) – это училище. Училище воспитало нас, когда мы учились, нам уделяли очень много внимания, нам преподавали самые лучшие актеры Театра имени Евгения Вахтангова, мы каждый вечер могли пойти и посмотреть на своего любимого учителя на сцене. Алена ЯКОВЛЕВА, ведущая актриса Театра сатиры:- Я не преподаю в училище, но, наверное, не проходит дня, чтобы не вспоминала годы учебы, которые для многих из нас были лучшими годами жизни по атмосфере, по воспоминаниям, по ощущениям. У нас за честь считалось обслуживать выпускной курс: гладить, ставить декорации. Я хорошо помню, как на первом курсе мне нужно было пройти через сцену от одной кулисы до другой с гитарой, и мне казалось, что сейчас упаду в обморок: мало того что люди на сцене уже небожители, потому что они уже выпускаются из училища, они были еще очень эмоциональны и направлены на профессию. Это мне кажется одной из самых основополагающих вещей в профессии, которые потом дают возможность существовать в театре, в кино. 100 лет моему училищу – это какие-то невероятные для меня цифры. Театр сатиры только что отметил 90-летие, мне казалось, что разговор идет о совершенно ушедшем времени, а когда мы говорим о ста годах нашего училища, то не могу сказать, что это какое-то ощущение старости, ветхости, эта история совершенно молодая, потому что при невероятных традициях Щукинского училища, при абсолютно намоленных стенах, при этой атмосфере идет его постоянное обновление, развитие. В училище хороший уровень гуманитарного образования, замечательные кафедры изобразительного искусства, русского театра, русской литературы, зарубежной литературы. Я поступала, отучившись в МГУ на факультете журналистики, мне есть с чем сравнивать, должна сказать, что уровень образования (именно гуманитарного) как тогда был очень высоким, так и сейчас остается высоким. Если артист не пошел в артисты, он может пойти работать кем угодно в гуманитарной области, хотя в основном все выпускники идут работать по профессии. Когда я пришла в Театр сатиры почти 30 лет назад, там две трети артистов труппы были выпускниками Щукинского училища, первый человек, который меня там встретил и принял, был щукинец Юрий Васильев. История училища для меня династийная, потому что его окончили мой папа Юрий Яковлев, я, а когда подросла моя дочка, решившая стать актрисой, у нас даже не было сомнения, куда ей поступать, она сказала, что хочет учиться только там. Радостно, что все в училище не останавливается, а, к счастью, развивается. Эти сто лет мы прекрасно прожили, дай бог нам идти и дальше вперед.
Комментарии