Численность населения, проживающего в сельской местности, неуклонно снижается в основном за счет оттока населения в город. Естественно, снижается и число детей, что предопределяет наполняемость школ. Особенности расселения, наличие обширных редконаселенных и бездорожных зон, малолюдье определили такую особенность сельской школы, как малокомплектность.
Эта малочисленность учеников является уязвимым звеном сельской школы. Но она же может рассматриваться как преимущество. Не случайно в последнее время наблюдается стремление родителей и педагогов к сокращению численности учеников в классе, к широкому применению индивидуального обучения, что мы видим в элитных и частных школах. Обучение в разновозрастных группах – это также не до конца использованный потенциал, который имеет сельская школа. Но пока ситуация такова, что бюджетные затраты на обучение одного ученика в сельской школе в 2-3 раза выше, а уровень образовательной подготовки при этом, как правило, ниже по сравнению с городскими школами.
По разным причинам, в том числе и в результате социально-экономического кризиса, сельская школа не в состоянии обеспечить своим выпускникам высокий уровень образования, позволяющий им конкурировать с городскими сверстниками. А время предъявляет выпускникам сельских школ качественно новые требования: быть конкурентоспособными на рынке труда, обладать высокой профессиональной мобильностью, большой социальной ответственностью.
Социально-экономические условия требуют кардинальных изменений в деятельности самой школы. Школа не может отставать от быстро меняющейся жизни, она должна обеспечить поддержку инновационным процессам, формировать личностные качества, ориентировать на социальную значимость знаний. Несоответствие содержания образования и воспитания потребностям изменившегося социума сегодня стало очевидным. Рывок в массовом образовании был сделан в советское время, когда государство сконцентрировало в своих руках ресурсы на осуществление столь масштабной задачи. Масштабное реформирование образовательной системы без государственных средств обречено на неудачу.
Жизнь требует создания такой системы деятельности сельской школы, которая соответствовала бы духу времени. Укрупнение школ, создание базовых школ с современной учебно-материальной базой способно решить проблему доступности качественного образования на селе. Однако такое укрупнение может привести к сокращению социокультурной сферы и обостряет социальные проблемы, вплоть до угасания жизни на селе.
Для жизни села школу важно сохранить. Как это сделать? Рождаются разнообразные проекты изменения организации работы сельской малокомплектной школы, например, за счет расширения образовательного пространства, нетрадиционного построения учебного процесса, введения опорного индивидуального обучения с элементами дистанционного.
Конечно, директору сельской школы приходится, работая с коллективом, решать специфические проблемы: учителям порой психологически тяжело работать в малочисленном классе, они вынуждены вести много предметов. Все это так. Но миссия учителя такой школы благородна и ответственна.
Не стоит село без праведника… А таким праведником, к которому шли за советом, кому доверяли во всем, чье мнение по многим вопросам было авторитетным, издавна на Руси был сельский учитель.
Алла КУРИЛО, директор школы №36, Сыктывкар
Комментарии