search
main
0

За родную землю крепче держаться корнями . В Хабаровском крае возрождается изучение языков коренных народов Севера

С чего начинается Родина? Наверное, с малого. С того места, где ты родился, с родного края, с района, со двора, с соседей. Если человек, гражданин, россиянин будет знать историю своей малой родины, он по-другому будет относиться и к стране. Может быть, именно в этом и состоит патриотическое образование?

Родной край «растворился»

В учебных планах школ Хабаровского края национально-региональный компонент присутствовал всегда. Только преподавать его было достаточно сложно: до недавнего времени не было достойных учебников и учебно-методических пособий по родному краю. Вернее, они были, но 1975 года выпуска. Когда в 1995 году был разработан Хабаровский краевой компонент государственного образовательного стандарта, региональное книгоиздание сдвинулось с мертвой точки. Сегодня уже подготовлен ряд учебно-методических комплексов для региональных курсов школьной географии, истории и обществознанию. Например, географию родного края по новым учебникам изучают школьники 6-10-х классов.

– Нашей задачей было разработать учебник, который бы опирался на рабочую тетрадь. Так, в 8-м классе весь учебник построен на рабочей тетради. Учебник же является источником информации для дальнейших практических работ, – рассказала главный методист отдела гуманитарного образования Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (ХК ИППК ПК) Галина Паневина. – Самым полным учебно-методическим комплектом обеспечен курс 6-го класса. Но для каждой школьной ступени мы не можем издать комплекты целиком, потому как Министерство образования края финансирует только издание учебников.

Помимо школьных курсов в учебно-методический комплекс входит и методический комплект для учителя. Это и тематическое планирование, технологическая карта, поурочное планирование, дидактический материал к уроку, видеопрограмма. Сегодня отдел гуманитарного образования ХК ИППК ПК разрабатывает мультимедиапрограммы, а Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет подготовил атласы «Люби и знай свой край». Значимость университетского проекта состоит в том, что это первый атлас по Хабаровскому краю.

Так же, как и география родного края, обществознание и историю отдельными предметами не изучали. Знакомство с малой родиной было включено в федеральную программу. После принятия Хабаровского краевого компонента школы стали выделять обязательный региональный час. Благодаря этому по многим предметам – биологии, литературе, а также по обществознанию и истории – были подготовлены национально-региональные учебно-методические комплексы.

– На сегодняшний день национально-региональный компонент по обществознанию и истории состоит из пособий для 5, 6 и 7-го классов, учебников для 8-9-х классов. Уже подготовлен региональный компонент для начальной школы, – рассказала главный методист кафедры основ управления ХК ИППК ПК Светлана Посмитная. – Министерство Хабаровского края национально-региональными пособиями обеспечило малообеспеченных детей, остальные покупали книги сами. К сожалению, несмотря на черно-белую печать, учебники дорогие. Если в издательстве (несмотря на плохую окупаемость и небольшую прибыль, местный издательский дом «Частная коллекция» продолжает выпускать пособия по родному краю) они стоят 50-60 рублей, то в магазинах цена зашкаливает за 100 рублей. Понятно, что издавать учебники в цвете мы не можем: их стоимость еще больше подскочит.

Несоответствие цены и качества мешает развитию краевого учебного книгоиздания. Но еще одна проблема, которая как снег на голову свалилась на учителей в прошлом году, чуть было не поставила на работе отделов ХК ИППК ПК крест. Речь идет о решении федерального Министерства образования о введении третьего часа физической культуры. За счет лишнего урока физкультуры школам пришлось сократить национально-региональный компонент. Если раньше курс по родному краю учителя представляли отдельно, то сейчас они вынуждены «растворять» его в федеральном компоненте.

– Из-за этого решения мы потеряли оригинальность образовательного процесса, самобытность и воспитательную особенность, – поделилась Светлана Посмитная. – А пособия у нас действительно интересные, к тому же нам удалось преодолеть один недостаток: если региональный компонент определяется только территорией субъекта, то мы представляем весь Дальний Восток, своих соседей – Амурскую область, Приморский край.

Но каким бы интересным ни был учебник, если в учебном плане нет отдельных часов, то зачем его покупать? Значит, дети будут жить в родном крае, который останется для них незнакомым, чужим. Однако свою малую родину недостаточно просто любить, ее надо знать. Так же, как свою историю и родной язык.

Национальные чувства против инертности

Нанайцы – самая большая коренная народность Хабаровского края. Поэтому издание учебников, дидактических материалов, методических пособий и рекомендаций по нанайскому языку поставлено лучше всего. Более того, решением главы Нанайского района нанайский язык во всех школах преподается с 1-го по 11-й класс. Это во-первых. Во-вторых, у нанайцев есть надежный оплот – преподаватель нанайского языка Хабаровского государственного педагогического университета доцент Антонина Сергеевна Киле. Помимо преподавания в Хабаровском педагогическом университете и в ХК ИППК ПК Антонина Сергеевна взяла на себя и разработку учебников нанайского языка.

– Еще в советские времена были изданы учебники по нанайскому языку для 1-4-х классов. Они неоднократно переиздавались, но теперь в школе могут быть использованы только частично, потому как предназначены для детей, знающих родной язык. Современные школьники языка родного не знают и изучают его как иностранный, – рассказала главный методист отдела региональных проблем образования ХК ИППК ПК Светлана Мохова.

В свое время советские власти в стремлении сделать из множества народов один отменили преподавание родного языка. Теперь мы пожинаем плоды: ни нынешняя молодежь, ни их родители не знают родного языка. Радует, что современные представители коренных народов Севера хотят знать свой язык, традиции и историю своего народа. В некоторых районах края стали работать воскресные школы, родные языки преподаются и во многих школах. Тем более что Федеральный закон «Об образовании» не запрещает желающим изучать свой язык, а Министерство образования Хабаровского края включило изучение родных языков в учебный план.

Нигедальцев, орочей и удэгейцев в отличие от нанайцев не так уж и много – их можно пересчитать по пальцам, и они больше всего нуждаются в учебниках по родному языку. Проблема в одном: нет авторов. Молодые педагоги пока не готовы к написанию учебников, а старики либо ушли, либо не обладают достаточными знаниями. Но ХК ИППК ПК в написании и издании учебников готов оказывать помощь всем – и дипломированным учителям, и простым носителям языка. Для этого у института есть все возможности. Однако осталась некоторая инертность со стороны коренных народов. Чтобы эта инертность исчезла, должны пробудиться национальные чувства. Руководствуясь этим, сотрудники отдела региональных проблем образования ХК ИППК ПК проводят краевые и районные семинары по проблемам национального образования, ведут опытно-экспериментальную работу в отдельных школах, общаются с учителями и, к своей радости, наблюдают, что сдвиг есть. Так что не за горами время, когда каждый житель Хабаровского края будет знать родной язык, традиции и историю своего народа. Будет знать свои корни, а значит, будет еще крепче держаться за родную землю.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте