Министерство образования и науки, как видно из доклада Андрея Фурсенко, ратует за создание региональных систем оплаты труда. Дескать, на местах сами разберутся, кому и за что платить. У профсоюза принципиально иная позиция: на всей территории страны за равный труд педагоги должны получать равное вознаграждение, а значит, необходима единая отраслевая система оплаты труда.
У министерства бурное восхищение вызывает тюменская методика, которая стала применяться в массовом порядке уже в конце прошлого учебного года. Между тем, по мнению специалистов профсоюза, она не отвечает требованиям статьи 143 Трудового кодекса РФ, ибо не содержит тарифной системы оплаты труда ни педагогических, ни других работников общеобразовательных учреждений, предусматривая лишь порядок формирования фонда оплаты труда с учетом различных показателей и стоимости педагогической услуги, приходящейся на одного ученика за один час аудиторной нагрузки.
У некоторых педагогов в результате перевода с 1 марта 2005 года на «новую систему оплаты труда» учебная нагрузка была сокращена с 24 до 18 часов, из-за чего заработная плата уменьшилась на 1200 рублей.
В методике не предусматриваются размеры ставок (окладов), которые в соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ рассматриваются как фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени. Вместе с тем для педагогических работников со ставкой заработной платы напрямую связана норма часов педагогической работы, за которую она выплачивается, а также исчисление зарплаты, если педагогическая работа будет выполняться сверх установленной нормы.
Согласно тюменской методике повышающие коэффициенты устанавливаются специалистам только с учетом наличия у них квалификационных категорий, присваиваемых по результатам аттестации. По мнению специалистов профсоюза, это неправомерно, поскольку аттестация не считается обязательной – работник со значительным опытом работы, высоким уровнем квалификации вправе не участвовать в аттестационных процедурах, тогда как оплата его труда в соответствии с методикой определяется как начинающему работнику.
Кроме того, методикой в нарушение трудового законодательства предусмотрено, что оплата труда младшего обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала осуществляется на основании договора подряда, то есть заключается не трудовой, а гражданско-правовой договор. Работники, фактически выполняя регулярную работу в учреждении, лишены прав и гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Комментарии