Представьте себе, что вы – учитель и работаете… 42 часа в неделю. Простой вопрос: какой должна быть ваша заработная плата? Если рассуждать логически, то, например, не бюджетник, а сотрудник некоего абстрактного экономического производства (сегодня ведь зарплаты учителей принято равнять со средней по экономике региона) за свою рабочую ставку в 40 часов получает, например, в Воронежской области 24,5 тысячи рублей. Это официальный показатель среднего заработка по региону в 2014 году. На нынешний 2015-й прогнозировали рост до 26,6 тысячи, но после удешевления нефти и рубля прогнозы давать никто не берется, поэтому остановимся на прошлогодних цифрах – в надежде, что в этом году хотя бы меньше не будет.
Давно уже доказано, что учитель, чтобы получать среднюю по региону зарплату, должен работать в среднем на полторы своих ставки, то есть, 27 часов в неделю, и это минимум. Но если 27 часов стоят 24,5 тысячи, тогда за 42 часа надо заплатить 38 тысяч 111 рублей. Надо, но на деле наш педагог получает… 23 тысячи!
С такой арифметикой я столкнулась во время одного очень интересного и яркого мероприятия. С 26 по 28 марта в Воронеже впервые состоялась Школа молодого педагога – большой региональный проект, инициированный и организованный Воронежской областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Более 90 молодых учителей из всех муниципалитетов Воронежской области собрали на базе санатория имени Горького и организовали для них и, естественно, при их активном участии, трехдневную учебу с атмосферой полного погружения в специальность. Были здесь мастер-классы и открытые уроки от победителей и призеров областного конкурса «Учитель года», лекции и консультации от сотрудников обкома профсоюза по правовым вопросам и трудовому законодательству, и конечно, не обошлось без ежевечернего творческого завершения дня, а еще – без традиционных анкет с вопросами, в том числе и о заработной плате. Более подробно мы в ближайшее время расскажем о Школе МП, а пока – о результатах анкеты, во многом неожиданных и даже парадоксальных. И потому, что это последние, самые свежие данные, еще нигде не публиковавшиеся. И потому, что они правдивые: опрос был анонимный, приписывать в сторону уменьшения или увеличения смысла не было. Хотя без иронии не обошлось.
Некоторые из отвечавших взяли и написали просто: «за 17 часов в неделю зарплата у меня хорошая!», или «работаю 27 часов в неделю, зарплата достойная». Еще один ответ мне тоже очень понравился. На вопрос, какова ваша заработная плата и за какое количество часов, товарищ ответил: «Я – альтруист». С чувством юмора у наших молодых учителей все в порядке, как и должно быть в их романтическом замечательном возрасте, и это хорошо. Хотя подобные ответы больше имеют эмоциональную и моральную ценность, при вычислении статистических данных мы их не учитывали.
Вот что в итоге получилось. Из 66 ответивших и точно указавших свой заработок и объем работы в часах максимальная нагрузка составила, как я уже сказала в начале, 42 часа в неделю при зарплате в 23 тысячи рублей. Единственное, что еще могу добавить про этого «двужильного» и неутомимого респондента, что его педстаж составляет три года. Эти данные мы тоже просили сообщать. Минимальную нагрузку в 9 часов указали два человека, зарплата у них примерно равная – 6 и 6,5 тысячи рублей. Всего на одну ставку и менее работают 16 человек (24,2% опрошенных), от одной до полутора ставок указывают 41 ответивший (62%), а по 28 часов в неделю и больше работают 9 молодых учителей (13,6%). Предметы, которые ведут наши респонденты, мы разрешили в анкетах не указывать, но на Школу молодых педагогов съехались представители преобладающего большинства учительских специальностей – математики, информатики, физики, филологи, «иностранцы», историки, биологи, географы, учителя начальных классов, физкультуры и технологии (если кого-то забыла, пусть не обижаются и в «комментариях» себя допишут).
Средняя нагрузка на одного молодого педагога, проработавшего не более трех лет (это тоже было одно из требований к ученикам Школы МП), составила 22,5 часа в неделю. А средняя зарплата – 15386 рублей. Другими словами, среднестатистический начинающий учитель работает больше, чем на ставку, а получает на 10 тысяч меньше своих более опытных коллег. По статистике за 2014 год зарплата педагогов в Воронежской области составила 25754 рубля (и это на 1200 рублей даже больше средней по экономике).
Попадается ли такой показатель в ответах наших респондентов? Да, один раз: 25 тысяч рублей при нагрузке в 29 часов в неделю. Еще трое говорят о зарплате в 23 тысячи рублей, нагрузка в первом случае 42 часа (максимум, о котором мы уже сказали), во втором – 27 часов, а третий отвечающий написал так: 23 тысячи рублей «за 17 часов плюс 2 часа внеурочки и один кружок».
Среди странных нестыковок, на которые обращаешь внимание, просматривая анкеты, – разница в заработной плате за одинаковую нагрузку. Например, за 23 часа один молодой педагог может заработать 14 тысяч рублей, другой – 17, а у третьего получится 20 тысяч. За 18 часов есть и 10 тысяч, и 12, и те же 20 тысяч рублей. Последний вариант самый справедливый, жаль, всего в одной анкете встретился. Ну а самым необъяснимым для меня стало то, почему за 27 часов работы один получает 16 тысяч рублей, а другой за 19 часов – 21 тысячу? Это притом, что стаж работы одинаковый и аттестацию еще никто не проходил.
Кстати, самих молодых педагогов такая разница тоже немало удивила, о чем они рассказали первому заместителю руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Галине Ивановой. Галина Петровна пришла на Школу МП по приглашению главных организаторов – обкома профсоюза работников образования и науки, и эта встреча стала одной из самых запомнившихся для молодых учителей, о чем они сами потом рассказывали. Около полутора часов шел разговор, и почти все это время зам.руководителя департамента отвечала на вопросы педагогов. Самые популярные были о том, какие надбавки для молодых есть в области, и почему не платят «подъемные».
Выяснилось, что надбавки к окладу для начинающих учителей в области есть, и молодые педагоги должны их получать ежемесячно в течение первых пяти лет работы. Размер доплаты зависит от того, с какими результатами молодой специалист окончил вуз: если с синим дипломом, то ежемесячная надбавка составит 20% для городского учителя и 25% – для педагога из сельской местности, если с красным – соответственно 25% и 30%. Тут же посчитали, что если молодой учитель работает в сельской школе, значит, ему полагаются 25% к окладу за синий диплом и еще столько же – за работу в сельской местности. С 1 сентября 2014 года базовый оклад за 18-часовую рабочую ставку составляет 8723 рубля, значит, общий заработок будет равен эта сумма плюс 50%. Но как сказали некоторые учителя, в их школе им столько не платят, потому что, например, посчитали, что достаточно один раз 25% начислить, а не два раза по 25. Или если квалификацию прошел, категорию получил, то надбавку в 25% для молодого педагога с тебя снимают – экономят. А это, между прочим, неправильно, в таких случаях, как сказала Галина Петровна, надо жаловаться в районный отдел образования или, если не реагируют, в областной департамент.
С «подъемными», на отсутствие которых сетует молодежь, дело обстоит сложнее. В области всего несколько районов, где молодым учителям, приехавшим работать в сельские школы, предлагают хоть какие-то суммы на обустройство. Но какой-то специальной поддержки нет. Одновременно в области действует Закон о молодом специалисте, по которому вчерашние выпускники вузов в первые три года работы получают единовременную ежегодную материальную помощь. Вот только молодые учителя в законе не значатся, эта профессия выпала из поля зрения областных законодателей. Воронежский обком профсоюза работников образования и науки неоднократно обращался и в областную Думу, и в департамент образования с просьбой учесть в законе интересы начинающих педагогов. Власти обещают это сделать.
Фото автора
Комментарии