Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

За профессионализм нужно платить. Владимир ШИШМАРЕВ, заместитель губернатора, руководитель Департамента образования, науки, культуры и спорта Красноярского края

Учительская газета, №50 от 12 декабря 2006. Читать номер
Автор:

Прошло 33 года с тех пор, как бывший студент физико-математического факультета Енисейского государственного педагогического института Владимир ШИШМАРЕВ оказался участником первого августовского педсовета. Учитель сельской школы, директор, глава Комитета по образованию города Дивногорска, начальник Главного управления образования администрации Красноярского края. С 2004 года он определяет политику в образовании самого крупного региона страны, который в кулуарах власти называют «Россией в миниатюре».

Досье «УГ»Владимир Петрович Шишмарев, заместитель губернатора Красноярского края по социальным вопросам, руководитель Департамента образования, науки, культуры и спорта администрации Красноярского краяРодился 20 октября 1951 года в селе Усть-Пит Енисейского района в семье учителей.В 1973 году окончил физико-математический факультет Енисейского государственного педагогического института.В 2000 году получил второе высшее образование в Красноярской государственной академии цветных металлов и золота по специальности «экономика» на заочном отделении.В 1973-1978 годах – работал учителем физики и математики в школе поселка Горный Ачинского района.В 1979-1985 годах – директор школы.В 1986-1992 годах – директор школы-интерната в Дивногорске.В 1992-1997 годах – глава Комитета по образованию администрации Дивногорска.В 2000-2004 годах – начальник Главного управления образования администрации края.С января 2003 года – в составе Совета руководителей органов управления образованием субъектов РФ Министерства образования и науки РФ от Сибирского федерального округа.29 октября 2004 года назначен заместителем губернатора Красноярского края по социальным вопросам.Награжден знаком «Отличник народного образования Российской Федерации» (1991 год).Женат, имеет двоих взрослых детей, двух внучек.Увлекается охотой в сибирской тайге.В ведении Департамента образования, науки, культуры и спорта администрации Красноярского края находятся: Служба по контролю в области образования администрации Красноярского края. Агентство образования администрации Красноярского края. Агентство профессионального образования и науки администрации Красноярского края. Агентство культуры администрации Красноярского края. Агентство физкультуры и спорта администрации Красноярского края.

– Владимир Петрович, близится новый 2007 год, для Красноярского края – событие судьбоносное, ведь именно с 1 января на карте Российской Федерации станет на два региона меньше, Таймырский и Эвенкийский автономные округа войдут в состав самого большого края страны. Ваш прогноз, как географические преобразования отразятся на системе образования?

– Красноярский край возвращается в те территориальные границы, в которых он был до образования СНГ. За 15 лет наши учителя так и не привыкли жить отдельно. Многие из тех, кто сегодня работает в школе, начинали свою педагогическую деятельность до 1990 года. Для них необычным оказалось разделение края, нежели его объединение. Губернатор в бюджетном послании 2007 года сказал, что накопленный экономический потенциал развивающегося региона должен быть направлен на повышение уровня жизни людей. У нас есть программа, которая сокращенно называется «4 Д» («Дом, Деревня, Дети, Демография»). Мы строим жилье и развиваем деревни через создание современных форм хозяйствования и систему дошкольного воспитания, чтобы сформировать поколение, которое будет вести здоровый образ жизни.

– В таком случае вопрос о будущем сельских школ у вас стоит очень остро?

– Реструктуризация сети образовательных учреждений не может быть проведена в короткие сроки. Причина – огромная территория. У нас есть места, куда в летний период можно добраться по воде, а в зимнее время – воздушным транспортом. Возникает проблема замкнутости населенных пунктов. Наша задача – максимально ликвидировать это.

– Будете объединять и укрупнять школы?

– Не только. Мы уже не первый год создаем определенную образовательную среду для детей из сельских территорий. В рамках программы развития дополнительного образования «Развитие человеческого потенциала поколения XXI века» создали систему лесных школ. Ребята из деревень попадают в такую среду, где на первое место ставится умение получать знания и работать в команде. Тематика может быть разной – от научно-практической до менеджерской. Такие школы ежегодно проходит большое количество детей. Эти дети не боятся ехать из деревни ради образования. Кроме того, большие возможности дает интернет, который в рамках приоритетного национального проекта придет во все школы.

– Вы не боитесь, что потом эти дети не вернутся, ведь все, что вы рассказываете, очень привлекательно?

– Я навсегда запомнил свое первое августовское совещание после окончания вуза. На нем завуч с гордостью рассказывала о том, в какие учебные заведения поступили выпускники школы. После ее выступления заведующая крайроно сказала, что есть и другой пример удачного выпуска, где все ребята пошли работать механизаторами, а девушки – доярками и остались в деревне.

– И кто же прав?

– В сельском хозяйстве края растет производительность труда. Используется современная техника и технологии. Поэтому в деревне должно быть то количество людей, которые заняты в производстве и сфере обслуживания. Избыточная рабочая сила должна перемещаться туда, где она окажется востребованной.

– В таком случае образование сегодня должно сделать человека более конкурентоспособным?

– В 2007-2009 годах мы реализуем программу по подготовке качественных кадров, востребованных в инвестиционных проектах, разворачиваемых на территории края.

– Сегодня средняя зарплата в образовании по Красноярскому краю 9000 рублей, какие изменения произойдут в ближайшем времени?

– Как бы мы ни повышали зарплату бюджетникам, мы все равно не сделаем качественного шага. Потому что в основе лежат нормативные акты, связанные с расчетом часов и единой тарифной сеткой.

– По-вашему, должен быть иной принцип расчета?

– Необходимо изменить базовые элементы, на которых сегодня строится заработная плата учителя. Вы можете мне ответить, почему предметник должен вести 18 часов в неделю? Мы сегодня знаем педагогов, которые ведут по 25 часов в неделю и при этом дают качественные результаты. И других, которые работают на полставки, а про результативность и говорить стыдно. Почему у воспитателя в группе продленного дня нагрузка должна быть 30 часов? А ведь сложно делать и то и другое.

– В общественном сознании распространено мнение, что воспитывать проще, нежели провести урок…

– Разве легко работать воспитателю детского сада с ребенком 3-летнего возраста при нагрузке 30 часов в неделю? И почему в вузах и техникумах рассчитывают зарплату исходя из годовой нагрузки, а в школах недельной? В чем разница?

– Подразумеваю, что у вас есть свое представление о том, как это должно быть на самом деле.

– На мой взгляд, учитель высшей категории должен получать в разы больше, чем учитель без категории. За профессионализм нужно платить.

– А кто может определить профессионализм учителя?

– Для начала нужны критерии оценки работы учителя, которые будут понятны и самому учителю, и власти, и обществу.

– Мы с вами пришли к проблеме оценки качества системы образования, которая сегодня не стандартизирована. Тупик?

– В этих рамках – да. Потому что этим нужно очень серьезно заниматься. Мы на местах все время упираемся в федеральное законодательство. Чтобы менять систему, необходимо четко понять, какие изменения должны произойти в законодательной и нормативно-правовой базе, и изменить ее. Мы думаем о том, как заштриховать и подправить, чтобы в рамках действующего законодательства получить результат. Регионы идут по пути базовой системы оплаты, которая соответствует логике ЕТС, дальше возникают разные доплаты, создаются фонды стимулирующих добавок.

– Вы один из трех регионов страны, где будет создан национальный университет. Каким вы его видите?

– Это будет современный научно-образовательный центр, решающий общенациональные задачи, готовящий кадры, способные участвовать в масштабных процессах, протекающих в России, и способных управлять этими процессами. В перспективе он должен войти в международные рейтинги.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту