Профессионалам - профессиональную рассылку!
Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика
Мы никому не передадим Вашу личную информациюНо, чтобы нас услышали, нужно уметь общаться
Когда сотрудникам нашего института повышения квалификации предложили написать в «Учительскую газету» о том, что «мешает нашей системе быть в авангарде достижений научно-педагогической мысли, методов и технологий», моя первая реакция была резко отрицательной. Хотелось жестко ответить, что лично мне и моим коллегам не в чем оправдываться, вспомнить фразу «А судьи кто?» и сорваться в резкие взаимные обвинения.
Но после первой отрицательной реакции, общения с коллегами, которые были уверены, что нас не услышат, решила высказаться и включила способность к самоанализу, которая, я в этом уверена, свойственна большинству моих коллег, работающих в институтах повышения квалификации и методических службах по всей стране.
Первый вопрос, на который нужно было ответить: почему предложение заслушать другую сторону вызвало столь резкое отрицание? Разве я считаю систему повышения квалификации идеальной, разве не вижу проблем, требующих решения, не ищу каждый день более эффективных форм работы? Ответ очевиден: в обращении говорится только о критике, об устаревших подходах в обучении, о том, что специалисты институтов не хотят изучать новое, далеки от школы, и при этом не дано ни одного положительного отзыва.
Коллеги, а вы верите, что в огромной стране, в которой существует разветвленная система учреждений дополнительного профессионального образования, нет ни одного специалиста, который учится и движется вперед, ищет новое, внедряет инновации и развивается? Именно однозначность оценки нашей деятельности вызывает отторжение. Просто все мы сейчас оказались в новых условиях. Изменения в окружающем нас мире происходят настолько стремительно, что невозможно все моментально осмыслить, принять и воплотить в жизнь. При этом важно еще и произвести отбор, потому что далеко не все инновации требуют воплощения в жизнь. И это проблема очень многих профессионалов во всех сферах деятельности. Не только работников системы повышения квалификации.
За 20 лет работы в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования я ни разу не пожалела о том, что когда-то пришла сюда из школы. Потому что практически каждый месяц приносит новые задачи и требует поиска новых решений, при этом с ростом уровня компетентности приходит осознание, как мало я знаю, сколько еще новых сфер и задач предстоит освоить. За эти годы в нашем институте появилось много новых форм работы, мы ушли от лекционного обучения на стационарных курсах, в преподавании преобладают практические формы работы, ориентированные на получение конкретных продуктов – проектов локальных нормативных актов, оценочных материалов, фрагментов уроков, на которых используются современные образовательные технологии, в том числе развивающего обучения. Когда учитель уходит от нас с практическими разработками, мы очень часто слышим слова благодарности. Сегодня мы уже не представляем проведение занятий без цифровых технологий, использования сети Интернет, информационных ресурсов. Последние годы мы активно развиваемся, но охватить в полном объеме все направления инновационной деятельности невозможно.
В связи с этим возникло серьезное противоречие между разнообразием инноваций, стремительной сменой ведущих приоритетов и трендов в образовании и необходимостью их научного осмысления и системного и последовательного внедрения в широкую практику.
Данное противоречие может привести к отсутствию взаимопонимания между профессионалами. Давайте проанализируем ситуацию. На курсы пришел творческий учитель, осуществляющий поиск в области новых цифровых технологий, которые интересны ученикам и оживляют урок, но не анализирующий, на какие планируемые результаты основной образовательной программы работают данные технологии. Его встречает преподаватель, который в последнее время был ориентирован на проектирование основных образовательных программ, нормативно выверенных, направленных на обновление содержания и технологий образования, но делающий акцент не на цифровых технологиях, а на технологиях развивающего обучения. И учитель, и преподаватель решали одну задачу, но шли к решению разными путями и получили различные результаты. Что может стать итогом данной встречи? Они могут недооценить положительный опыт друг друга, и неудовлетворенность выльется в жесткую критику. А могут сформировать и обобщить эффективную практику или создать новый тренд. Конечно, второе продуктивнее. На основе этого можно описать идеальную модель повышения квалификации.
Идеальная модель работы институтов повышения квалификации – это практико-ориентированное взаимодействие со школой, направленное на решение возникающих проблем, отбор эффективных инноваций, обобщение и распространение позитивного опыта.
Вы можете сказать, что любой свободный форум в Интернете может сделать это значительно быстрее и качественнее. Возможно. Но, согласитесь, качество информации, которую нам предоставляет свободный Интернет, далеко не идеально. Слышать критические замечания, быть готовым к серьезному анализу своей деятельности, тщательной детальной доработке созданного продукта, будь это учебное занятие или рабочая программа, достаточно сложно. И именно эти качества сегодня необходимы работникам образования всех уровней. Сформулируем модными словами: каждый из нас должен владеть проектной культурой. Если я этому учу, я должен владеть этими компетенциями сам. Необходимые компетенции формируются в деятельности, и в нашей организации такой опыт есть.
Например, наш институт последние 5 лет работает над созданием модельных региональных основных образовательных программ, помогая школам создавать действующие основные образовательные программы, полностью соответствующие нормативным требованиям. Масштабный проект, который объединил практически всех специалистов института в творческие группы, позволил переосмыслить практику школ, привлечь педагогов Челябинской области к данной работе. Проектная деятельность помогла создать востребованные практико-ориентированные продукты и отработать эффективную модель разработки основных образовательных программ, которой мы сегодня делимся со школами. Я привела только один проект, но их в нашей деятельности достаточно много.
Сегодня мы предлагаем много вариативных форм работы со слушателями. Эффективной формой являются краткосрочные курсы повышения квалификации (16-24 часа), посвященные определенной проблеме, в том числе обучению школьных команд. Этот год дал всем нам бесценный опыт работы с использованием дистанционных образовательных технологий, вскрыв проблемы, которые иной раз вуалирует очное обучение, например необходимость учета уровня подготовки слушателей при проведении занятий.
Я не ставила перед собой задачу раскрыть все те новые направления деятельности, которые осуществляются через систему дополнительного профессионального образования, хотя все изменения и инновации сегодня проходят именно через нее и методические службы. Формат не позволяет рассказать обо всем.
Но мне хотелось бы поблагодарить «Учительскую газету» за начало диалога. И обратиться к специалистам школ и органов управления образованием. Все плохо быть не может, изучите опыт, у учреждений дополнительного профессионального образования есть то, что нужно вам, – это и умение работать с нормативными документами, и владение проектной культурой, и стремление к аналитической деятельности и обобщению позитивного опыта, а также многое другое. А у вас есть проблемы, положительные практики, которые помогут создать востребованные проекты, идеи, требующие научного обоснования.
Все, что необходимо сегодня системе повышения квалификации, – это ваши запросы и готовность к активному взаимодействию. Вместе мы можем сделать наше образование значительно лучше.
Людмила ЧИПЫШЕВА, заведующая лабораторией научно-методического и информационно-аналитического сопровождения введения ФГОС общего образования Учебно-методического центра проектирования инноваций, кандидат педагогических наук, доцент ЧИППКРО
Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика
Мы никому не передадим Вашу личную информацию
Для добавления комментария вы должны быть авторизированы.