search
main
0

За продуктивный диалог!

Но, чтобы нас услышали, нужно уметь общаться

Когда сотрудникам нашего института повышения квалификации предложили написать в «Учительскую газету» о том, что «мешает нашей системе быть в авангарде достижений научно-педагогической мысли, методов и технологий», моя первая реакция была резко отрицательной. Хотелось жестко ответить, что лично мне и моим коллегам не в чем оправдываться, вспомнить фразу «А судьи кто?» и сорваться в резкие взаимные обвинения.

Но после первой отрицательной реакции, общения с коллегами, которые были уверены, что нас не услышат, решила высказаться и включила способность к самоанализу, которая, я в этом уверена, свойственна большинству моих коллег, работающих в институтах повышения квалификации и методических службах по всей стране.
Первый вопрос, на который нужно было ответить: почему предложение заслушать другую сторону вызвало столь резкое отрицание? Разве я считаю систему повышения квалификации идеальной, разве не вижу проблем, требующих решения, не ищу каждый день более эффективных форм работы? Ответ очевиден: в обращении говорится только о критике, об устаревших подходах в обучении, о том, что специалисты институтов не хотят изучать новое, далеки от школы, и при этом не дано ни одного положительного отзыва.
Коллеги, а вы верите, что в огромной стране, в которой существует разветвленная система учреждений дополнительного профессионального образования, нет ни одного специалиста, который учится и движется вперед, ищет новое, внедряет инновации и развивается? Именно однозначность оценки нашей деятельности вызывает отторжение. Просто все мы сейчас оказались в новых условиях. Изменения в окружающем нас мире происходят настолько стремительно, что невозможно все моментально осмыслить, принять и воплотить в жизнь. При этом важно еще и произвести отбор, потому что далеко не все инновации требуют воплощения в жизнь. И это проблема очень многих профессионалов во всех сферах деятельности. Не только работников системы повышения квалификации.
За 20 лет работы в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования я ни разу не пожалела о том, что когда-то пришла сюда из школы. Потому что практически каждый месяц приносит новые задачи и требует поиска новых решений, при этом с ростом уровня компетентности приходит осознание, как мало я знаю, сколько еще новых сфер и задач предстоит освоить. За эти годы в нашем институте появилось много новых форм работы, мы ушли от лекционного обучения на стационарных курсах, в преподавании преобладают практические формы работы, ориентированные на получение конкретных продуктов – проектов локальных нормативных актов, оценочных материалов, фрагментов уроков, на которых используются современные образовательные технологии, в том числе развивающего обучения. Когда учитель уходит от нас с практическими разработками, мы очень часто слышим слова благодарности. Сегодня мы уже не представляем проведение занятий без цифровых технологий, использования сети Интернет, информационных ресурсов. Последние годы мы активно развиваемся, но охватить в полном объеме все направления инновационной деятельности невозможно.
В связи с этим возникло серьезное противоречие между разнообразием инноваций, стремительной сменой ведущих приоритетов и трендов в образовании и необходимостью их научного осмысления и системного и последовательного внедрения в широкую практику.
Данное противоречие может привести к отсутствию взаимопонимания между профессионалами. Давайте проанализируем ситуацию. На курсы пришел творческий учитель, осуществляющий поиск в области новых цифровых технологий, которые интересны ученикам и оживляют урок, но не анализирующий, на какие планируемые результаты основной образовательной программы работают данные технологии. Его встречает преподаватель, который в последнее время был ориентирован на проектирование основных образовательных программ, нормативно выверенных, направленных на обновление содержания и технологий образования, но делающий акцент не на цифровых технологиях, а на технологиях развивающего обучения. И учитель, и преподаватель решали одну задачу, но шли к решению разными путями и получили различные результаты. Что может стать итогом данной встречи? Они могут недооценить положительный опыт друг друга, и неудовлетворенность выльется в жесткую критику. А могут сформировать и обобщить эффективную практику или создать новый тренд. Конечно, второе продуктивнее. На основе этого можно описать идеальную модель повышения квалификации.
Идеальная модель работы институтов повышения квалификации – это практико-ориентированное взаимодействие со школой, направленное на решение возникающих проблем, отбор эффективных инноваций, обобщение и распространение позитивного опыта.
Вы можете сказать, что любой свободный форум в Интернете может сделать это значительно быстрее и качественнее. Возможно. Но, согласитесь, качество информации, которую нам предоставляет свободный Интернет, далеко не идеально. Слышать критические замечания, быть готовым к серьезному анализу своей деятельности, тщательной детальной доработке созданного продукта, будь это учебное занятие или рабочая программа, достаточно сложно. И именно эти качества сегодня необходимы работникам образования всех уровней. Сформулируем модными словами: каждый из нас должен владеть проектной культурой. Если я этому учу, я должен владеть этими компетенциями сам. Необходимые компетенции формируются в деятельности, и в нашей организации такой опыт есть.
Например, наш институт последние 5 лет работает над созданием модельных региональных основных образовательных программ, помогая школам создавать действующие основные образовательные программы, полностью соответствующие нормативным требованиям. Масштабный проект, который объединил практически всех специалистов института в творческие группы, позволил переосмыслить практику школ, привлечь педагогов Челябинской области к данной работе. Проектная деятельность помогла создать востребованные практико-ориентированные продукты и отработать эффективную модель разработки основных образовательных программ, которой мы сегодня делимся со школами. Я привела только один проект, но их в нашей деятельности достаточно много.
Сегодня мы предлагаем много вариативных форм работы со слушателями. Эффективной формой являются краткосрочные курсы повышения квалификации (16-24 часа), посвященные определенной проблеме, в том числе обучению школьных команд. Этот год дал всем нам бесценный опыт работы с использованием дистанционных образовательных технологий, вскрыв проблемы, которые иной раз вуалирует очное обучение, например необходимость учета уровня подготовки слушателей при проведении занятий.
Я не ставила перед собой задачу раскрыть все те новые направления деятельности, которые осуществляются через систему дополнительного профессионального образования, хотя все изменения и инновации сегодня проходят именно через нее и методические службы. Формат не позволяет рассказать обо всем.
Но мне хотелось бы поблагодарить «Учительскую газету» за начало диалога. И обратиться к специалистам школ и органов управления образованием. Все плохо быть не может, изучите опыт, у учреждений дополнительного профессионального образования есть то, что нужно вам, – это и умение работать с нормативными документами, и владение проектной культурой, и стремление к аналитической деятельности и обобщению позитивного опыта, а также многое другое. А у вас есть проблемы, положительные практики, которые помогут создать востребованные проекты, идеи, требующие научного обоснования.
Все, что необходимо сегодня системе повышения квалификации, – это ваши запросы и готовность к активному взаимодействию. Вместе мы можем сделать наше образование значительно лучше.

Людмила ЧИПЫШЕВА, заведующая лабораторией научно-методического и информационно-аналитического сопровождения введения ФГОС общего образования Учебно-методического центра проектирования инноваций, кандидат педагогических наук, доцент ЧИППКРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте