search
main
Топ 10
Что значит быть первым: о РДДМ «Движение первых» расскажут школьникам на «Разговорах о важном» На открытии Года педагога и наставника в Калининграде наградили лучших учителей Десять школ Чеченской Республики борются за звание лучшей В России прошел Всероссийский урок «Без срока давности. Ленинград – непокоренный город» «Перегибы на местах»: проверки строительства новых школ выявляют вопиющие нарушения Роль пословиц и поговорок в воспитании детей Родители бьют тревогу: среднюю школу упраздняют, оставляют только начальную Каждый третий родитель воспитывает детей криком, каждый второй кричит время от времени К Году педагога и наставника в Прикамье представили план ключевых мероприятий Есть вакантные места: в Ленобласти не хватает математиков и биологов «Ухожу красиво»: глава омского Минобразования сообщила об отставке Старт конкурса «Студенческий стартап»: миллион рублей смогут получить 1,5 тыс. молодых людей Учитель года Дмитрий Лутовинов рассказал об интересных способах преподавания истории в школе «Поступление в вуз онлайн»: часть сведений теперь будет подгружаться автоматически В Российском институте сценических искусств можно будет получить бесплатно второе высшее В столице Кубани подвели итоги конкурса «Учитель года города Краснодара–2023» и вручили награду Стартовал отборочный этап олимпиады «Курчатов» для школьников Томские студенты испытывают новую образовательную программу физподготовки Советники по воспитанию встретились со студентами педвузов 16 регионов России Минпросвещения предложило интегрировать духовно-нравственные темы в предметы начальной школы
0

За порогом школы – 103 миллиона

Сегодня детей, посещающих школу, больше, чем когда бы то ни было, однако многие из них бросают занятия, недоучившись до пятого класса, или завершают начальное образование, так и не освоив необходимого минимума знаний. Таковы выводы Всемирного доклада по программе «Образование для всех» (ОДВ), опубликованного в столице Бразилии.

Эта программа была принята на Всемирном форуме по образованию, который прошел в Дакаре в 2000 году. Тогда представители 160 стран поставили перед собой несколько целей: добиться всеобщего начального образования, ликвидировать безграмотность среди взрослых, достичь равенства полов, повысить качество обучения.

Все эти задачи планируется выполнить к 2015 году. Уложится ли мировое сообщество в срок? Именно это попытались оценить составители доклада – независимый международный коллектив авторов, базирующийся в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. По их мнению, положительные подвижки налицо. Например, во многих развивающихся странах за последние десять лет возросло финансирование образования и продолжает расширяться его доступность. Однако сегодня вне школы остается 103,5 миллиона детей, и их число уменьшается слишком медленно, что не позволяет добиться всеобщего начального образования к 2015 году.

«Переполненные классы, низкая квалификация учителей и плохо оснащенные школы, нуждающиеся в педагогических пособиях, – такой остается ситуация во многих странах», – заявил Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура.

По коэффициенту развития ОДВ государства разделились на три группы. В первую вошла 41 страна, которая достаточно близка к выполнению поставленных задач. В основном это развитые государства и страны переходного периода, а также несколько стран Латинской Америки и Карибского бассейна, такие, как Аргентина, Куба и Чили.

Во главе следующей группы, в которой числится 51 государство, – Румыния, Болгария и Коста-Рика. В нее также входят многочисленные арабские страны и Латинская Америка. Все они преуспели в выполнении некоторых задач, но отстают по другим пунктам, например в повышении качества образования.

Наконец, третья группа насчитывает 35 стран, 22 из которых расположены в Африке, южнее Сахары. В нее также входят густонаселенные страны, такие, как Бангладеш, Индия и Пакистан. Им для достижения целей, обозначенных на Дакарском форуме, как говорится, еще работать и работать.

В докладе подробно рассмотрены ключевые факторы, влияющие на качество образования: материальные и финансовые ресурсы школ, численность и профессиональная подготовка учительского состава, основные предметы, количество учебных часов, оборудование и руководство.

Во многих странах с низкими доходами учителя часто не имеют минимальной необходимой квалификации. Так, в Того лишь 2% педагогов имеют диплом об окончании первого цикла средней школы, дающий по национальным нормам право преподавать. А недавнее исследование в семи странах юга Африки показало, что некоторые учителя математики обладают лишь начальными знаниями предмета и на тестах получают более низкие оценки, чем ученики.

Очень часто плохо подготовленные педагоги преподают в переполненных классах. Например, в Малави, Мозамбике, ЦАР и в Чаде на одного учителя приходится до 60 учеников.

В докладе отмечается, что пандемия ВИЧ/СПИДа – еще один фактор, «серьезно компрометирующий» качество образования. Так, в Замбии в 2001 году от СПИДа умерли 815 учителей начальной школы (это 45% педагогов, подготовленных в стране в том же году). В Африке, южнее Сахары, у более 11 миллионов детей младше 15 лет от СПИДа погибли один или оба родителя. Необходимость ухаживать за больными членами семьи или участвовать в семейных доходах ограничивает шансы детей на получение образования.

Авторы доклада предлагают ряд политических мер для исправления ситуации. По их мнению, залогом успеха реформ являются долгосрочные планы в области образования, ведущая роль правительств и заинтересованность преподавательского состава, который должен пользоваться соответствующей поддержкой.

В этом процессе мировое сообщество призвано играть ключевую роль. Сегодня его помощь базовому образованию составляет 1,5 миллиарда долларов в год. Эта сумма в три раза меньше той, которая необходима для достижения целей ОДВ к 2015 году.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте