Такой совет в преддверии ЕГЭ по английскому языку дает своим ученикам эксперт и тьютор ЕГЭ по разделам «Говорение» и «Письмо», почетный работник общего образования Российской Федерации, заместитель директора по иностранным языкам лицея №1535, соавтор УМК «Английский язык. Новая Матрица» издательства Oxford University Press Елена Хотунцева. Совсем недавно Елена Александровна стала автором нового учебного пособия «Russian State Exam. Tasks 39-40»; оно о подводных камнях, лежащих на пути тех, кто готовится к ЕГЭ по английскому языку и особенно сосредоточен на письменной части экзамена. Поэтому мы решили задать ей несколько вопросов по этому поводу.
– Елена Александровна, вы проверяете письменную часть ЕГЭ уже много лет. Изменяются ли ошибки учеников год от года?- На мой взгляд, в последние годы дети стали лучше справляться с частью С (раздел «Письмо»). Наверное, это связано с тем, что ежегодно проходит обучение экспертов-учителей, которые затем готовят учащихся, стали более понятны критерии и то, чему нужно учить.- Но все же есть мнение, что в этом году ребята, сдававшие ЕГЭ по английскому языку, справились с разделом «Письмо» хуже всех остальных разделов. Это действительно так?- Я, к сожалению, не провожу статистический анализ результатов ЕГЭ. Однако часть С (написание личного письма и сочинения-рассуждения) всегда была самой сложной для выполнения учащимися. Думаю, это связано с тем, что письмо, так же как и говорение, продуктивный вид речевой деятельности, и ему нужно целенаправленно обучать. Однако не всегда и не везде обучение письму проходит в системе. Это связано с разными причинами: не все дети выбирают ЕГЭ по английскому языку, учитель не уделяет этому аспекту должного внимания, мало материалов именно для обучения письму, хотя тестовых заданий самих по себе уже достаточно много.- Как вы думаете, если бы сдать ЕГЭ предстояло учителям, то они бы легко справились с письменной частью?- Оценивать коллег считаю некорректным.- Как у вас возникла мысль написать учебник, кому хотелось больше помочь – ученикам или коллегам-учителям?- У меня возникло желание обобщить накопленный опыт и материалы, которые создавали для подготовки 10-11-классников лицея №1535, так как у нас практически все сдают ЕГЭ по английскому и нам приходится уделять подготовке должное внимание.- Что было самым сложным в работе над учебным пособием?- Наверное, подготовить материалы к изданию.- А что было самым интересным?- Попытка создать некую систему заданий, хотя сейчас вижу, что не все идеально.- Как вам удалось написать столько образцов писем от имени англоязычных друзей школьников на самые разные темы?- На самом деле за основу образцов взяты реальные работы учащихся (надеюсь, они мне это простят), а дальше в зависимости от цели я что-то в них слегка изменила.- Ваше учебное пособие написано на английском, оно полностью аутентичный учебник. Это минус или плюс? Не увидят ли слабые ученики в таком учебнике, например в формулировке заданий, препятствие для себя?- Отвечу так: хочешь научиться плавать – плыви, а не ходи вокруг бассейна. Здесь то же самое: хочешь учить язык – говори на языке. ЕГЭ по английскому на сегодняшний день – экзамен по выбору для тех, кто решил поступить в соответствующий вуз, где нужна языковая подготовка, то есть для учащихся с определенным уровнем владения языком. Иначе не стоит пытаться, так как за месяц язык для сдачи экзамена уровня В2 не выучишь. Поэтому я не думаю, что для таких ребят сложно будет понять формулировку задания на английском языке. Тем более что иначе задание и не формулируется. В тестах, да, дальше план ответа представлен на русском, но они его уже читали, странно будет, если не поймут по-английски. Возможно, непросто будет выступать в роли эксперта: в пособии есть задания на анализ фрагментов работ по определенным критериям. На мой взгляд, это очень полезный вид упражнений: развивается критическое мышление, многие вещи видишь уже с других позиций. Я на протяжении нескольких лет даю такие задания ребятам и вижу, как по-другому, более осмысленно, они начинают размышлять и затем выполнять свои работы.- Что бы вы посоветовали учителям, готовящим к разделу экзамена «Письмо»?- Очень важно объяснить ребятам критерии, по которым их будут оценивать, учить их не бездумно заучивать готовые образцы: практика показывает, что на экзамене это плохо работает (либо пишут не на тему, либо путаются в заученных аргументах), а учить правильно составлять и развивать аргументы, анализировать написанное, проверять свои ошибки.- А что можете посоветовать ученикам?- Больше писать, ибо практика – залог успеха!
Комментарии