search
Топ 10
Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Закроют ли школы на дистанционное обучение в 2022 году – студентов и учеников Тувы перевели на удаленку Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого В Госдуме предложили доплачивать учителям за работу в классах, где выявлен ковид Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет Низкий поклон: в Санкт-Петербурге открыли памятник учителям, работавшим в блокаду

За лучом

Когда на твоем пути встречаются настоящие учителя - это счастье, уверена Екатерина Гайдукова

Быть сестрой двух старших братьев нелегко и увлекательно одновременно. Какие там куколки и платьица, когда у мальчишек на первом месте техника! И Екатерина Степановна Гайдукова, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2021, учитель информатики школы №1 города Свободного Амурской области, а тогда просто Катя, не была за бортом мальчишеских забав. Провести целый день в гараже, посмотреть, что за поломка в мотоцикле, подать гаечные ключи – да как нечего делать! В деловой мужской атмосфере ей было комфортно, и Екатерина Степановна признается, что, может, поэтому работать в классе, где одни мальчишки, ей легко.

Но прежде чем войти в класс в качестве учителя, да и вообще прийти в школу, она кем только не мечтала быть: врачом, юристом, полицейским (вот оно, братское влияние!). Но чтобы педагогом – нет. Наверное, это пришло позже, когда школа сама вошла в жизнь первоклассницы. Екатерина Степановна считает, что большой отпечаток в ее душе оставила первый учитель Татьяна Сергеевна Андрияш. К сожалению, педагога уже нет в живых, но память о ней до сих пор живет в сердце героини нашего очерка.

Екатерина училась в деревенской школе. Та была самая типичная, на 300 человек. В двух выпускных классах насчитывалось 70 человек. Сегодня в любимой школе есть классы, где обучаются всего… два человека. И, увы, такую деревенскую школу уже тоже можно считать типичной.

Екатерина Степановна считает, что ее первого педагога можно назвать Учителем с большой буквы. Это был чуткий, добрый, проницательный человек, внимательный ко всем ученикам без исключения. Татьяна Сергеевна была открыта, пыталась всем помочь, в классе никогда не было ситуаций, чтобы кто-то чувствовал себя неуверенно. Бывали случаи, когда требовалось порицание, но учительница никогда не укоряла кого-то за поведение, а преподносила произошедшее так, что ученик сам задумывался, а все ли правильно им было сделано.

После окончания начальной школы у ребят появился новый классный руководитель Анна Павловна Хилько, и у Екатерины Степановны нет сомнения в том, что опять на ее пути встретился настоящий Учитель. Анна Павловна, а она продолжает работать преподавателем русского языка и литературы, стала для Гайдуковой образцом. Екатерина восторгалась тем, как у педагога может быть все так четко, так точно рассчитано. Ее изумляли эта внутренняя организованность, этот порядок, благодаря которому можно избежать в том числе хаоса чувств. К слову, девочке не давался русский язык, и Анна Павловна всегда удивлялась: такой полет мысли и такие при этом досадные ошибки! И старалась помочь ученице. Надо сказать, что труды учительницы не пропали даром, потому что выпускное изложение с элементами сочинения ученица написала на хорошую оценку.

И Татьяну Сергеевну, и Анну Павловну Екатерина Степановна называет своими маяками. Именно эти педагогические лучи, если можно так выразиться, высветили для нее будущий профессиональный путь. Пришло осознание, что хочется быть похожей на своих учителей, хочется делиться знаниями, общаться с детьми. Затем уже появилось понимание, какой предмет интересен самой.
Несложно догадаться, что это была область, связанная с техникой (опять-таки братское влияние!). К тому же среди преподаваемых в школе предметов появилась информатика, и работа за компьютером стала для девочки открытием нового мира. Благодаря дальновидности педагога и директора школы Маргариты Борисовны Ильиной, которая «болела» каждым выпускником школы, ребята изучали информатику чуть больше, чем было заложено учебной программой, и это лишь подогревало интерес к компьютерным технологиям. Образ любимых учителей, перспективная предметная область, желание научить пользоваться знаниями других – все это в итоге привело Екатерину Степановну к решению поступить в Благовещенский государственный педагогический университет, где, кстати сказать, тоже работала замечательная профессиональная команда, чей вклад в универсантов был неоценим. Екатерина Степановна вообще уверена, что ей по жизни везло с педагогами, практически у каждого из них был талант учить.

Правда, о себе она до сих пор не может сказать, получается у нее быть таким же мастером от педагогики или нет, но это скорее следствие критического отношения к себе. Наверное, большинство учителей после урока приходят к выводу, что могли что-то сделать по-другому, тогда добились бы более продуктивной ученической работы. Хотя если исходить из статистических данных, то Екатерине Степановне не следует роптать: результаты сданных экзаменов по информатике у ее учеников стабильно высокие.

Впрочем, она шутит, что сейчас не сдать информатику еще нужно постараться. Для поколения, которое водит пальцем по дисплею раньше, чем начинает говорить, это кажется странным. Единственное, в чем может быть сложность для ребят, так это в том, что телефон раньше предназначался для звонков, а сегодня он многофункционален, и современные дети, умея пользоваться телефоном, не понимают, какие кнопки нужно нажимать на компьютере. Многим из них телефон заменяет компьютер, но у последнего другой интерфейс, иная клавиатура. Дети теряются, не выстраивают логические цепочки и т. д.

Екатерине Степановне же самой информатика кажется целой вселенной. Здесь все – логика, связь со всеми науками, в том числе с биологией, математикой, физикой и т. д. Все переплетено, все взаимосвязано. Информатика – универсальная наука, и, по сути, в каждой области без информатики сегодня никуда. Ведь эпоха – цифровая. Другое дело, что, как и в любой области, здесь есть вопросы очевидные и спорные. В том числе этического характера. Например, хакерство. Екатерина Степановна уверена, что категорическое утверждение в этом случае будет неуместным. Нельзя сказать, плохо это или хорошо. Все зависит от человека и его целей. И если рассматривать хакерство со стороны знаний, то уровень людей, которые используют свою компетенцию для добывания той или иной информации, конечно, порази­тельно высокий. Между прочим, на уроках информатики детей тоже интересует данная, этическая, сторона вопроса. Мало того, Екатерине Степановне даже на одном из педагогических семинаров задали вопрос, как она относится к тому, что инженеры изобретают оружие массового поражения. И она, так же как и при общении со своими учениками, ответила, что все зависит от мотивации человека. Разве изобретателей нельзя назвать инженерами, если они придумали инструмент, уничтожающий все живое? Можно. Но главный вопрос заключается в том, что ими движет, чего они хотят добиться в итоге. И в истории есть случаи, когда великие инженеры уничтожают свои разработки, дабы не было соблазна у других воспользоваться ими во вред человечеству.

Это очень непростая тема, признается Екатерина Степановна, и при ее обсуждении можно услышать разные мнения детей.
Некоторые ребята недоумевают: подумаешь, изобрел, вскрыл, разослал и т. д. Но когда все вместе начинают рассуждать, вспоминать исторические события, проводить параллели, приводить примеры, то дети начинают задумываться. За одним действием человека могут стоять глобальные изменения, и не всегда они приносят радость. Каждый творец должен понимать меру своей ответственности.

Нужно сказать, что Екатерина Степановна, не изменяя своему уважению к компьютерным технологиям, преподает также робототехнику. Ее воспитанники участвуют во всевозможных проектах, и часто именно дети предлагают те или иные идеи, которые затем развиваются, дорабатываются и превращаются в какой-нибудь интересный проект. Например, как-то изучали тему, связанную с движением, и один мальчик собрал луноход. В ходе работы возникла мысль: как луноход будет передвигаться, если его поместить в узкое пространство? Таким образом, родился целый проект, с которым мальчик выступил на исследовательской конференции.

Вообще на занятия по робототехнике приходит много мальчишек, и для небольшого городка это достижение. Да и на переменах даже одиннадцатиклассники с удовольствием возятся с конструктором «Лего», который Екатерина Степановна принесла из дома.
Девочек, правда, робототехника не увлекает, ведь, как смеется педагог, не у всех же есть старшие братья, да и не каждому суждено быть инженером, кому-то нужно стихи писать и рисовать.

У героини нашего очерка тоже есть увлечение, далекое и от педагогики, и от робототехники. Можно было бы предположить, что это что-то контрастное типа вышивания бисером. Отнюдь. Это любительская фотография. Екатерина Степановна любит снимать природу, а она в ее родных местах невероятно красивая. Берега реки Зеи, облака, закаты и вода, вода, вода. Перед водой у Екатерины Степановны какой-то особый трепет. Она, когда фотографирует воду, испытывает неописуемый восторг. Однако свои фотографии в соцсетях выставляет очень редко. Только самые-самые. И то без своего присутствия на них. Екатерина Степановна ведь учитель информатики и знает, что при желании в Сети можно найти все. Даже то, что вы считали навеки погребенным под виртуальным хламом. Ничто в Интернете не уходит бесследно, поэтому она и ученикам неустанно повторяет: «Не выкладывайте в Сеть персональные данные. Оставляйте себе личное пространство и берегите его. Жизнь, как на ладони, может, и имеет для кого-то плюсы, но до поры до времени. Должны быть приватные вещи, которыми не обязательно делиться».

Хотя есть одно обстоятельство, которым лично она не поделиться не может: Приамурье, Дальний Восток – ее неугасаемая любовь. В Ростове-на-Дону, где проходил финал Всероссийского конкурса «Учитель года»-2021, ей поступило предложение остаться, и Екатерина Степановна взяла время для размышления. Думала-думала и поняла, что никуда не уедет из родных мест. Да, у них еще нет того уровня оснащенности образовательных организаций, что есть в других регионах, но ведь есть время расти, развиваться.

– Я правда патриот своего края, – говорит Екатерина Степановна. – Я очень хочу, чтобы и у нас все получалось, чтобы и у нас было комфорт­но и уютно. Для этого есть условия. Рядом с нами построен космодром Восточный. Мы всей школой выходили смотреть на первый запуск, и зрелище это потрясающее! В связи с большой застройкой на улицах нашего города теперь звучит французская, итальянская, сербская речь и т. д. Много наших жителей работают на Амурском газоперерабатывающем заводе. Рядом с нашим городом Свободным появился новый город, и, можно сказать, мы переживаем новый виток развития. Я смотрю вокруг и вижу, как мы растем, меняемся. Еще недавно казалось, что да, производство пришло в упадок и мы больше не возродимся. Но вот ведь поднимаемся! И, может, наши дети не будут уезжать, а будут иметь возможность приносить пользу родному краю. Я бы этого очень хотела.

Слушая, как Екатерина Степановна описывает прелести своего края, наблюдая, как оживляется ее взгляд при упоминании о школе, в которой работает, о коллективе, который ее поддерживает во всем, об учениках, для которых она тоже хотела бы стать маяком, веришь безоглядно: есть будущее у места, которое красит человек.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Амурская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте