search
main
0

За чей счет повысят зарплату?

30 мая в Москве открылся шестой съезд Всероссийского педагогического собрания – событие для нашего учительства значительное и, может быть, одна из немногочисленных возможностей что-то по-настоящему изменить в сегодняшних «анти-образовательных» реформах. Регионы к предстоящему съезду готовились заранее, например, в Воронеже по инициативе регионального представителя ВПС Ольги Картавцевой была проведена пресс-конференция руководителя областного департамента образования, науки и молодежной политики Олега Мосолова с педагогической общественностью и некоторыми журналистами.

Среди общественности были не только специально приглашенные руководители методобъединений, лучшие учителя и директора, преподаватели педагогического университета, но и председатель отраслевого обкома профсоюза Тамара Бирюкова, председатели студенческих вузовских профкомов, представители областной и городской Думы и даже молодежного парламента Воронежской области. Пресса собралась не вся, видимо потому, что официально мероприятие не было рассчитано на СМИ (воронежские власти последние пару лет предпочитают формат пресс-релизов, а не свободного общения с журналистами). С другой стороны, известности и авторитета тех, кто представлял педагогическую общественность, было вполне достаточно для выполнения поручения, данного на заседании правительства по вопросу модернизации системы общего образования и грядущего повышения заработной платы учителей. Не с журналистами же все это обсуждать, а с учителями! Однако и мы ни на минуту не пожалели, что пришли – столь важными были вопросы и откровенным разговор.

Во-первых, впечатляет размер финансирования, которое правительство во главе с премьером Путиным обещает потратить на модернизацию образования в ближайшие три года, – 120 миллиардов рублей. Еще очень привлекательно заявление премьер-министра о необходимости доведения к середине 2012 года средней заработной платы учителя до средней в стране по экономике. Первым шагом обещает стать 30-процентное повышение зарплаты педагогов уже в сентябре этого года.

Для учительства Воронежской области это событие долгожданное, потому что заработок, мягко говоря, не радует, и хотя данные различаются (мониторинг КПМО говорит о средней зарплате учителя за 2010 год в 11200 рублей, по данным областного департамента это 10800 рублей, Росстат дает цифру в 10900, а Минобрнауки – 9922 рубля), педагоги богаче не становятся. Кстати, средний заработок по экономике в области составляет более 15 тысяч рублей, другими словами, это и есть «совершенство», к которому будут стремиться учительские доходы. То, что эта сумма уже девальвировалась и, в соответствии с нынешними воронежскими ценами, вполне подходит лишь под определение прожиточного минимума, почему-то не обсуждается.

Тем не менее, обещанные миллиарды планируется потратить на модернизацию материально-технической базы ОУ, но никак не на зарплату. 30-процентное повышение с первого сентября должно произойти, видимо, за счет средств все тех же региональных бюджетов. Поэтому первый вопрос, обсуждавшийся во время встречи, новизной не отличался – где взять деньги. По словам Олега Мосолова, оптимизировать уже нечего – ни кадры, ни школы, – поэтому за счет сокращений выгадать средства не получится. Значит, должны быть дополнительные вливания в финансирование заработной платы. Где их взять?

Еще один момент: за термином «учитель» теряется термин «педагогический работник», а это означает, что педагоги и воспитатели, работающие в дополнительном и дошкольном образовании (где заработки и без того меньше), на повышение могут не рассчитывать. Что неправильно, несправедливо и должно быть изменено.

Правда, и среди самих учителей повышение может не дойти до каждого, ведь речь идет об увеличении на 30 % фонда оплаты труда, а не о зарплате каждого. По словам премьер-министра, заработная плата должна повыситься у более результативных педагогов, однако школьные директора и сами учителя считают, что этого мало. Директор гимназии «Учебно-воспитательный комплекс № 1» Юрий Долгих озвучил мнение многих: поощрение более опытных приведет к оттоку из школы молодых учителей. Их зарплаты сейчас минимальны, а если еще не повышать! Олег Мосолов подтвердил, что разделяет такие опасения, и что решением могут стать надбавки для педагогов со стажем до трех лет, правда, тут должны подключаться муниципалитеты. (От себя добавим – или политическая воля губернатора). Более правильной должна стать и аттестация – сегодня около 40 % учителей области имеют высшую квалификационную категорию, а их должно быть в два раза меньше. По мнению Михаила Хуторецкого, директора 28-й школы и депутата Воронежской городской Думы, аттестацию действительно пора ужесточить, но одновременно сделать ее более простой. Ведь сегодня все учителя аттестовываются в ВОИПКиПРО, заполняя при этом огромную кучу бумаг. А было время, когда заполнялся один лист, вторую категорию присваивала школа, а первую – школа нового типа. И это устраивало всех. Сегодня дошло до того, что очень хорошие, но не амбициозные учителя не идут на повышение категории из-за бюрократизма и обязательного заполнения ненужных бумаг.

Проректор Воронежского педагогического университета Галина Иванова, говоря о трудоустройстве выпускников, привела такой пример. В вузе создана и работает специальная комиссия по трудоустройству, на заседания которой приезжают десятки руководителей из школ и районов области. И несмотря на то, что сельским учителям обещаны 25-процентные надбавки и льготы по оплате коммунальных платежей, на последнем заседании только трое выпускников согласились выехать на работу в школы области. Ведь заработная плата начинающего учителя составляет 4,5 тысячи рублей. Директор одной из школ Верхнехавского района пообещала будущему учителю истории 10 тысяч рублей в месяц, на таких условиях парень – пятикурсник и умница – согласился и поехал в школу на работу.

Кстати, одним из показателей, которые будут учитываться при распределении между регионами обещанных 120 миллиардов, называют количество работающих в школах молодых учителей в возрасте до 29 лет.

Для того чтобы удачно войти в проект и успешно в нем участвовать, в Воронежской области создается координационный совет по реализации проекта, в его состав войдут и губернатор области Алексей Гордеев, и руководитель департамента образования Олег Мосолов. Одновременно будут созданы два экспертных совета, которые призваны оценивать работу координационного совета и служить гарантией правильного расходования средств.

Новая система оплаты труда в регионе тоже обещает измениться к сентябрю. По мнению руководителя департамента образования, в обязательном порядке увеличение заработной платы должно произойти для учителей высшей и первой квалификационной категории, но с одновременной процедурой аттестации (по новым правилам). Также необходим рост базового оклада учителя и повышение стимулирующей части ЗП (здесь, по словам Олега Мосолова, проблема не в идее, а в исполнении). Есть школы, в которых стимулирующая часть достигает 20-27 процентов, а есть муниципалитеты, где она просто сведена на нет.

Стало ясно и то, что понятие ученико-час сейчас теряет свою актуальность, так как оптимизация сети проведена, и многие сельские школы не имеют возможности конкурировать друг с другом – в сёлах осталось по одной школе. В таком случае департамент предлагает использовать штатно-окладную систему, а ученико-час оставить для крупных школ, где нормативно-подушевое финансирование оправдано. Скорее всего, в области останутся обе модели.

Фото Татьяны Масликовой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте