Юрий Трутнев – молодой губернатор, человек энергичный, спортивный, подтянутый. Он встретил нас в своем кабинете и отвел на беседу полчаса – дела ждут.
– Я дня два назад был в Соликамске, ой, простите, в другом городе – в Губахе (так много поездок по области, все перепуталось в голове), – начал он. – Посетил две школы, смотрел, как там дела с физическим воспитанием. И остался доволен, я в этой сфере не дилетант. Много лет назад работал в областном комитете по физкультуре и спорту. Так вот, в Губахе увидел: мы не только не растеряли старую материальную базу, но и улучшили ее.
– Юрий Петрович, какое место в вашей губернаторской деятельности занимают проблемы образования? Как вам видится, в чем они состоят?
– Не буду оригинальным, если скажу, что с образованием мы связываем будущее Пермской области и России в целом. Наибольшее внимание уделяем качеству образования и его доступности. Заботимся об учителе. Я убежден: преподаватель – не часть предмета, который он преподает. Это прежде всего личность. Но пока труд учителя недооценен, хотя мы и увеличили в связи с постановлением правительства зарплату педагогических работников.
– Удалось в два раза?
– В Пермской области вообще зарплата повыше, чем по Российской Федерации. Есть собственные надбавки. И здесь мы не экономим.
– Сколько в среднем зарабатывает сегодня учитель?
– Это зависит от стажа, количества часов, разряда. Но в среднем – 3800 рублей.
– Кажется, в области не было задержек с выплатой зарплаты?
– Раньше – были. И большие. От трех месяцев до полугода. Теперь их нет. Постучу по столу: приходится ведь думать не только об образовании, но и о здравоохранении, о жилищном хозяйстве. Нам еще немало предстоит сделать, чтобы оптимизировать расходы бюджета.
– Давайте вернемся к приоритетам в образовании.
– Один из главных – сельская школа, ведь их у нас 63 процента. Вот почему для нас актуален вопрос их оптимизации, соответствия времени. Наш бюджет должен расходоваться эффективно. Мы не можем много тратить на содержание маленьких школ. Надо экономить.
– А новые школы строятся?
– В прошлом году построили четыре. Раньше только областная администрация решала, что финансировать и где. Теперь ситуация изменилась. Мы договорились с муниципальными образованиями, что они сами решают, что финансировать, находят на это средства, а мы лишь помогаем им.
– Говорят, что вы активно поддерживаете талантливых ребят?
– Способным нужно помогать, иначе они могут не реализовать себя. Одаренным ученикам премии я вручаю сам, чтобы заглянуть им в глаза, увидеть, что это за люди. Надеюсь, что со временем они станут сильнее и талантливее нас и поведут Россию дальше. Одна из серьезных проблем заключается в том, что, закончив школу, ребята не всегда могут найти свое место в жизни. Хотя это проблема не только Пермской области, но всей России. Я часто прихожу в 10-11-е классы и вижу замечательных, талантливых ребят. Казалось бы, все они должны стать хорошими специалистами. Но таких сегодня – дефицит. Меня лично огорчает низкая конкуренция на рынке труда: минимальное количество претендентов как на рабочие места, так и на руководящие должности. Мы испытываем серьезный кадровый вакуум.
– У вас есть сын-первоклассник. Часто ли вы бываете на родительских собраниях?
– Честно признаюсь, на них ходит жена, у меня просто не хватает времени. Но в первый класс я отвел его сам.
– Помните ли вы своих школьных учителей?
– Вспоминаю тех, с кем у меня был душевный контакт, кто чем-то помог, в чем-то сформировал. Я заканчивал сельскую школу. Помню, как поступал в политехнический, как меня полчаса, наверное, мучили на экзамене по математике. И говорят, надо же, с периферии, а сдает так прилично.
В школе, где я учился, математику преподавала директор Мария Антоновна Шкарупа. Ее сын со мной за одной партой сидел. Так вот я запомнил ее тем, что она с него спрашивала втрое больше, чем с нас, – жестко. Мы все уважали ее за это.
И учительницу по русскому языку помню. Мне было тяжело получить у нее приличную оценку из-за почерка. Он у меня и сейчас плохой.
Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА
Комментарии