На II съезде руководителей общеобразовательных учреждений Челябинской области, прошедшем в середине февраля, обсуждался широкий спектр вопросов, связанных с модернизацией образования. Представители власти, директора школ и лидеры общественных организаций вместе искали ответы на вызовы времени. Председатель областного комитета профсоюза Юрий Конников, выступая на пленарном заседании, говорил о том, какие меры позволят поднять статус учителя и престиж профессии. А заместитель председателя областной организации Людмила Шаталова свой доклад на одной из секций посвятила новой системе оплаты труда.
Один из древнегреческих философов говорил: «Самую большую ответственность берет на себя тот, кто учит, лечит и судит людей; но именно учитель играет в этом главную роль, потому что он учит и как лечить, и как судить». Такой статус имел учитель и в нашей стране многие века.Однако длительное отсутствие системных мер государства по повышению социального статуса и престижа профессии учителя породило деформацию во всем образовательном социуме: как среди обучающих, так и среди обучаемых. Динамика симптома упадка профессии прогрессирует: не остановлены процессы старения и выгорания кадров, выпускники педагогических учебных заведений игнорируют свою профессиональную миссию.Дальнейшее укоренение отношения к образованию только как к услуге и продукту, а не как к процессу формирования человеческого капитала представляет опасность для развития российского общества. Социологические исследования показывают: только 23% наших соотечественников считают учительскую профессию престижной, 35% склонны думать, что эта профессия однозначно непрестижна, 38% считают, что это обычная профессия, 4% затруднились с ответом. Большинство опрошенных (64%) не хотят видеть своих детей школьными учителями. Такую профессию для своих детей желают или допускают лишь 17% россиян.Что же случилось с российским обществом, которое славилось своим отношением к учительству? Что делается и что нужно делать, чтобы изменить эту тенденцию? Чтобы ответить на эти вопросы, надо определить, какие факторы формируют статус и престиж профессии. Я бы поделил их на три группы:1) внешние:- отношение власти, общества;- понимание обществом роли образования в развитии государства и каждого человека;- экономическая и правовая защищенность педагогов;- четкое понимание всеми участниками образовательного процесса своих прав, обязанностей, полномочий и уровней ответственности;- отношение средств массовой информации;2) внутренние:- комфортные, безопасные условия труда;- материально-техническая база образовательного процесса;- повышение квалификации;- взаимоотношения в коллективе;- объективность оценки деятельности;- прозрачность распределения стимулирующей части заработной платы;3) сам учитель:- создание собственного имиджа;- качество труда, творчество, толерантность, профессионализм, интуиция и, безусловно, соблюдение педагогической этики.Сегодня общество, а главное родители понимают важность образования для своих детей. Это радует, но все чаще те, кого мы учили лечить, строить, начинают судить нас и нашу работу с претензией на профессионализм. При этом сами могут плохо лечить, строить, обслуживать.И нужны диалог, терпение и принципиальность с той и другой стороны в выстраивании отношений.Мы впервые поставили себе задачу начать работу с родителями для формирования позитивного образа учителя. В прошлом году были первые обращения родителей в профсоюз с просьбой защитить учителя, руководителя. К сожалению, сегодня политики, СМИ эксплуатируют образование, и каждый в своих интересах. При этом, с одной стороны, обещают мгновенно решить социальные проблемы учительства, с другой – возводят единичные негативные случаи в ранг типичных, тем самым формируя негативное и ироничное отношение к миллионам преданных делу людей. В этой ситуации мы должны активно искать варианты для защиты своих интересов, а не глотать все, что на нас выливают. Необходимо демонстрировать все позитивное, что есть в системе, предлагать интересные проекты и заманчивые идеи для СМИ. Тем более что большинство корреспондентов – родители, бабушки, дедушки.В 2011 году мы впервые провели конкурс среди муниципальных СМИ, освещающих деятельность образовательных учреждений и профсоюзных организаций. В конкурсе участвовали 11 территорий. И корреспонденты были приятно удивлены, когда к ним приехали представители профсоюза и вручили дипломы и денежные премии.Отношение власти к образованию выразилось в инициировании процесса модернизации и пошаговой реализации поставленных задач. Это выделение значительных средств на улучшение и совершенствование материальной базы, социально-экономического положения педагогов. Со времен знаменитого указа Ельцина, который так и остался на бумаге, я не помню такого повышения заработной платы.Что нас больше всего беспокоит сегодня?1. Продолжает усиливаться необоснованная дифференциация в оплате труда учителей по регионам и внутри регионов, вызванная прежде всего различным уровнем их бюджетной обеспеченности. Даже все дотационные сельские районы в нашей области имеют значительные различия в средней заработной плате. При этом мы видим, что губернатор, правительство области предпринимают шаги для выравнивания ситуации в каждой территории не только по учителям, но и воспитателям дошкольных учреждений.2. В стремлении довести заработную плату учителей до средней по экономике мы помимо повышения на 30% отдаем на это большую часть стимулирующих выплат, снижая зарплату других работников школ. Это вызывает напряжение в коллективах. И вынужден констатировать, что, пока значительное увеличение заработной платы происходит за счет увеличения нагрузки, такая ситуация типична для большинства регионов страны.3. Нарастает дифференциация в оплате труда педагогических работников разных видов образовательных учреждений. В связи с этим за последний год в области произошло значительное снижение численности педагогов в учреждениях дополнительного образования детей.4. Очень важную роль в формировании статуса учителя играют работники управлений и служб сопровождения, но их социально-экономическое положение оставляет желать лучшего.Мы согласны, что денег на все не хватает, но тогда надо искать более реальный ориентир, выравнивая при этом уровень повышения заработной платы всех категорий. Считаем некорректным напрямую сравнивать результаты повышения без учета стартовых условий.Мы считаем, что должен быть определен минимальный государственный стандарт по оплате труда, и, конечно, не ниже прожиточного минимума, поскольку сегодня педагог не может взять кредит, ипотеку, планировать бюджет семьи, не зная, как буквально через месяц изменится стимулирующая составляющая его заработной платы. Отрадно, что в наших муниципалитетах, хотя и медленно, начинает возрастать базовая ставка.В сфере охраны труда благодаря усилиям власти, руководителей образовательных учреждений, помощи родителей и нашему посильному вкладу наблюдается снижение количества несчастных случаев на производстве (2010 год – 38, 2011-й – 33), и с 2007 года в образовательной системе области не зафиксировано ни одного несчастного случая со смертельным исходом. В штат министерства введена должность специалиста по охране труда.Кроме того, уже каждое третье образовательное учреждение с численностью работников более 50 человек имеет в штате такого специалиста. Это тоже результат совместной работы. Но остаются проблемы целевого финансирования капитального ремонта зданий, мероприятий по охране труда, обеспечения сертифицированными средствами индивидуальной защиты и аттестации рабочих мест.Правовая защита – залог внутренней стабильности человека. Отстаивать свои права в судебном порядке учителю зачастую не позволяют принципы педагогической этики, боязнь подставить руководителя, коллектив, потерять работу, нагрузку, отсутствие элементарных правовых знаний. Но терпение не беспредельно. Наша совместная задача – интуитивно чувствовать ситуацию, не прятаться за глобальными и, конечно, очень важными проблемами материальной базы.Оставляет желать лучшего делопроизводство: оформление трудовых договоров, должностных инструкций, дополнительных соглашений. Практика показывает, что выезды наших специалистов в образовательные учреждения работают прежде всего на предотвращение конфликтов и повышение правовой грамотности.Широкое внимание общества привлекают самые разные аспекты образовательного процесса: качество образования, взаимоотношения «учитель – ученик», ЕГЭ. При этом нередко в тени остаются фигура руководителя образовательного учреждения, требования, которые сегодня предъявляются к руководителям, их проблемы.Современный руководитель должен обеспечивать опережающий характер развития образования: ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, и находить пути их решения.В отличие от советской школы у современной есть определенная свобода, в частности, руководитель школы сам отвечает за кадры, финансово-хозяйственную деятельность, имеет право самостоятельно формировать штатное расписание и многое другое. Но эта свобода, к сожалению, часто не подкреплена ресурсами.Ситуация осложняется и тем, что руководители при почти полной юридической самостоятельности и ответственности вынуждены работать в ситуации финансовой неопределенности: нет прозрачности при распределении бюджетных средств, зачастую с руководителем не согласуются направления расходования выделенных ассигнований, несмотря на то что именно он владеет полной информацией о потребностях учреждения.Естественно, самостоятельность не появляется одна – в школу приходит очень много проверок. В год бывает 18-20.Опираясь на постановление Правительства РФ от 20.02.2007 года №116, в отношении образовательного учреждения каждым органом государственного контроля установлена периодичность проверок – один раз в два года. На самом же деле складывается странная ситуация, когда школу постоянно проверяют то одни, то другие органы государственного контроля. За невыполнение их предписаний штрафуют. Заложником ситуации почему-то становится директор, который оказывается злостным нарушителем закона. Не успевает он устранить одно замечание – получает следующее от других органов. А когда же ему заниматься учебно-воспитательным процессом в школе?Руководителю приходится оправдываться за недостаток денег в стране. Образование у нас государственное, и ответственность должна быть государственной в полном объеме! Учитывая это, необходимо с пониманием подходить к школе и оценивать ее реальные возможности.Ситуацию можно исправить, если график проведения проверок будет согласовываться с управлениями образования и доводиться до школ. Необходимо четко разграничивать обязанности между руководителем, учредителем и собственником по реализации предписаний надзорных органов, решать вопрос о том, чтобы ответственность за их невыполнение в связи с отсутствием бюджетных средств возлагалась на учредителя и собственника, а не только на оперативного управляющего.Говоря о руководителях образовательных учреждений, их уровне обязанностей и ответственности, нельзя не сказать о заработной плате. При переходе на НСОТ большинство руководителей ищут варианты и способы стимулирования своих работников, но сами они зачастую остаются за рамками стимулирования. Почему при определении средней заработной платы по школе учитываются все выплаты, а при расчете оклада руководителя ряд выплат не учитывается? Почему при определении коэффициента сложности управления, от которого напрямую зависит оклад руководителя, не везде учитывается охват горячим питанием, занятость учащихся в системе дополнительного образования, организованной при ОУ, и другие позиции, которые напрямую влияют не только на образовательный процесс, но и на воспитание и сохранение здоровья учащихся?Важнейшим механизмом в решении перечисленных выше проблем и залогом успеха является социальное партнерство в рамках государственно-общественного управления.Анализ обращений на сайт министерства и наш, собеседования с начальниками управлений образования убеждают: там, где слабая профсоюзная организация или ее вообще нет, где руководители не умеют строить отношения с профсоюзом, не обращаются за консультацией, уповая на авось (слава богу, таких единицы), – там больше обращений, конфликтов. Люди идут напрямую к министру, президенту, хотя проблему можно решить путем диалога.Необходимо очень вдумчиво формировать критериальную базу оценки деятельности педагогов. Думаю, что мы перегибаем с некоторыми рейтинговыми показателями. Общеобразовательные школы превращаются в школы олимпийского резерва.Надо признать и слабый уровень компетенции в вопросах социальной и правовой защиты работников у части председателей профкомов. В этом году мы формируем две группы профсоюзных лидеров до 40 лет для курсовой подготовки. Я думаю, что это будет одновременно работа по формированию резерва руководителей образовательных учреждений.Не могу не сказать и о роли самих учителей в формировании статуса. Несмотря на то что абсолютное большинство педагогов отдают силы, здоровье работе, часто в ущерб семье, все-таки мы должны признать, что стали менее терпимы, жестки, не хотим меняться в соответствии с требованиями времени, слышим порой только себя.Молодые специалисты в ходе опросов одной из проблем называют отношения в коллективе. И действительно, старшее поколение воспринимает молодежь «в боевой стойке». Необходимо возрождать доброе наставничество. Эта опять же совместная задача.Главным правовым документом, регламентирующим совместную деятельность министерства и профсоюза, является подписанное в 2011 году отраслевое соглашение. В этом году в плане работы министерства впервые появился раздел наших совместных мероприятий. Уверен, что такие конструктивные отношения работают и будут работать на результат, в том числе и на статус учителя.Системно выстраивается сегодня социальное партнерство на уровне полномочного представительства президента в Уральском федеральном округе. Это встречи с представителями региональных профсоюзов, конференции.Наша совместная работа с министерством и опыт ряда территорий стали позитивным примером для развития социального партнерства на уровне муниципалитетов. В настоящее время заключено 23 территориальных соглашения с участием глав, коллективные договоры действуют в 97% образовательных учреждений, где есть профсоюзные организации.Надеемся, что наши предложения будут включены в резолюцию съезда, а главное, рассчитываем, что исполнительная и законодательная власть предпримет меры, способствующие повышению статуса учителя.
Комментарии