В театре «Модерн» началась подготовка сразу двух спектаклей «Леонардо» и «Масквичи». Последний, ироническая комедия, выйдет уже этой весной. О чем будут эти спектакли? Какое время сейчас переживает театр? На эти и другие вопросы сетевому изданию «Учительская газета» ответил художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов.
– В «Модерне» началась подготовка спектакля «Леонардо». Этот спектакль стал частью трилогии «Антихрист и Христос». О чем будет эта история?
– «Леонардо» – второй спектакль трилогии «Антихрист и Христос», первым был «Петр I», который идет на нашей сцене с большим успехом. Третьей частью станет постановка «Иуда». «Леонардо» – история о том, как один человек сочетал в себе в равных пропорциях и Антихриста, и Христа. Одной рукой он рисовал картину «Тайная вечеря», а другой – изобретал мину максимального поражения. Для меня Леонардо – не художник, он – алхимик. Он отказался от любви, дружбы, не хотел смешивать чувства с искусством. Леонардо влюбился в Джоконду уже в зрелом возрасте, рисовал свое самое знаменитое полотно очень долго, прорисовывая детали, – три недели он рисовал одну только бровь! На всю картину у художника ушло три года.
За основу спектакля «Леонардо» мы взяли роман Мережковского «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи». Однако Мережковский не был столь глубоко погружен в личность Леонардо, поэтому мы с драматургом Александром Шишовым пишем свою инсценировку, опираясь на первоисточник, а также – на материалы из воспоминаний современников художника.
– Уже найдены исполнители главных ролей?
– Нет, пока мы в поиске. На роль Джоконды мы планируем провести кастинг, я бы хотел, чтобы роль музы Леонардо исполнила максимально похожая на нее актриса. Это единственный персонаж в пьесе, внешность которого мы себе представляем. Джоконда ушла в фольклор, ее изображение буквально везде. Что касается Леонардо, на эту роль есть два кандидата, пока мы определяемся.
– В ваших исторических спектаклях задействовано большое количество актеров. Это очень масштабные проекты. В спектакле «Леонардо» вы также планируете задействовать всю труппу?
– Да, в этом спектакле будет участвовать порядка 50 человек. При этом мы не планируем никого приглашать со стороны, кроме возможной актрисы на роль Джоконды. В «Модерне» сложилась сплоченная труппа, задан определенный ритм театра.
– Кстати, сейчас многие театры приглашают эстрадных артистов. Как вы к этому относитесь?
– «Модерн» не из тех театров, которые зовут знаменитостей ради хайпа. Но если образ артиста вписывается в замысел режиссера, почему бы этим не воспользоваться? У нас в спектакле «Женитьба» играет Лолита Милявская, прекрасная драматическая актриса. Изначально я видел в роли Агафьи Тихоновны именно ее, такой типаж, жизненный опыт. И она прекрасно вписывается в спектакль. В «Женитьбе» мы объединили сразу три произведения классиков – «Женитьбу» Гоголя, «Предложение» Чехова и «Женитьбу Бальзаминова» Островского, получилась яркая актуальная комедия.
– В спектакле «Петр Первый» поражает точность интерпретации. Всплывают какие-то мало известные, исторические факты, то чего нет в учебниках истории. Сколько времени уходит на изучение материала?
– В основе спектакля «Петр Первый» лежат произведения Толстого и Мережковского, архивные документы. В процессе создания инсценировки мы изучили множество материалов разного характера. Мне лично интересен этот исторический персонаж. Что касается спектакля «Леонардо» – я давно интересуюсь эпохой Возрождения, с детства занимаюсь живописью, мне всегда была интересна личность Леонардо да Винчи.
Непосредственно сама подготовка к спектаклю происходит достаточно быстро, я стараюсь не затягивать процесс. Но это не значит, что до этого я несколько лет не думал на эту тему.
– Когда выйдет спектакль «Леонардо»?
– Я планирую премьеру спектакля на сентябрь-октябрь.
– В спектаклях «Петр Первый» и «Война и мир» есть шокирующие сцены. Картинки настолько правдоподобные, словно кадры из фильмов. Это осознанная попытка привнести в театр что-то из кино?
– Почему это вас шокирует? Многие привыкли к формальному предсказуемому театру. Я рассказываю историю так, как я ее вижу и чувствую. У меня нет стремления сделать из спектакля фильм. Театр – живое искусство, которое происходит здесь и сейчас, это его отличает от кинематографа, и это гораздо сложнее. Я воспринимаю театр как институт, который должен давать зрителю знания о себе, о мире, давать пищу для размышлений. И, безусловно, театр – это будущее!
– Также сейчас вы активно репетируете новый спектакль «Масквичи»?
– Это трогательная комедия по пьесе молодого автора Екатерины Брезгуновой. Я очень люблю фильмы Георгия Данелии и давно хотел поставить в театре такую социальную комедию. Кто видел наши спектакли, наверняка заметили, что даже драматичные постановки я всегда стараюсь дополнить юмористическими акцентами. «Масквичи» – ироничный спектакль о взаимоотношениях разных поколений, полярном восприятии мира молодежью и людьми старшего возраста, теми, кто родился в СССР, там множество комичных ситуаций, знакомых каждому. Это история о людях, которые уезжают из страны в поисках «лучшей» жизни, в этом спектакле зрители узнают себя. Премьера комедии состоится в мае.
– Какое время сейчас переживает театр? Как привлечь зрителей?
– Время для театра замечательное, зрители идут в театр, следят за премьерами, активно пишут о театрах в соцсетях. А вот ситуация в стране непростая, она накладывает определенный отпечаток на общество в целом. Театры всегда находятся «на передовой». Но именно в театре сохранилось понятие «автора», которое практически ушло из кинематографа.
Как привлечь зрителя? Маркетинговые технологии в театре фактически не работают – зрителя можно привлечь только искренностью. Зрители должны, прежде всего, доверять театру.
Комментарии