Много лет прошло с тех пор, как фильм “Доживем до понедельника” вышел на экраны, но одного из его героев цитируют до сих пор. Это ли не знак большой зрительской любви? Исполнитель роли Сыромятникова Юрий Чернов – заслуженный артист России, блестящий комический и тонкий драматический актер, человек-оркестр, играющий практически на всех музыкальных инструментах. Кинозрители знают его и по многим другим картинам: “Маяковский смеется”, “Из жизни начальника уголовного розыска”, “Там, на неведомых дорожках”, “Великий самоед”, “Гражданин Лешка”, “Юность Петра” и, конечно же, по любимому взрослыми и детьми фильму “Приключения Электроника”.
С актером мы встретились в Доме кино. В жизни он оказался совсем не “звездным”. И, честно говоря, я давно не получал такого удовольствия от беседы с умным, добрым, обаятельным собеседником.
– Юрий Николаевич, вашей визитной карточкой в кино стал фильм “Доживем до понедельника”, где вы сыграли этакого классного шута. Это был ваш дебют?
– Я действительно дебютировал в этой картине. Только не могу согласиться с вашим определением. Мой Сыромятников вовсе не шут, просто он двоечник, хотя и очень симпатичный. Конечно, приятно, что эта картина стала классикой нашего кинематографа, а фразы моего героя – крылатыми. Сколько раз я слышал вслед: “России после Петра Первого на царей не везло”, “А мне мама говорила, что птичек убивать нехорошо”…
– Вы были похожи на своего героя?
– Нет, в школе я учился как раз хорошо, никогда не списывал, у меня всегда было такое чувство, что в жизни следует рассчитывать только на себя. Хотя в школе мне говорили: “Зачем тебе учиться, ты же прирожденный артист!” С детства меня тянуло что-то показывать, представлять. Мои родители не только не препятствовали этому, как это нередко бывает, а, наоборот, отправили меня учиться игре на гитаре, тогда же я стал заниматься и в детской актерской студии на Куйбышевском телевидении. С пятого класса был постоянным участником всех его передач, а так как в то время передачи шли в прямом эфире, то очень много времени уходило на репетиции. Таким образом, у меня просто не оставалось времени на шалости.
– Вы помните свой первый гонорар?
– Конечно. После полета в космос Валентины Терешковой на Куйбышевском телевидении я снялся в телевизионном фильме “Орбита тайны”, где сыграл одну из главных детских ролей. Вместо денег мне вручили наручные часы. Это для меня было очень дорогим подарком.
– Почему вы выбрали эстрадно-цирковое училище, а не театральное или ВГИК?
– С пятого класса я твердо решил стать артистом и обязательно учиться только в Москве. Приехал после школы в столицу и подал документы куда только можно. И везде – провал. Приятель, с которым я тогда жил в общежитии ГИТИСа, попросил пойти с ним на экзамен в эстрадно-цирковое училище, подыграть на гитаре. Я согласился, и так случилось, что на меня там обратили внимание. Почему-то решили, что я очень похож на знаменитого клоуна Олега Попова. Так я стал студентом. И нисколько об этом не жалею.
Через пять лет режиссер Сергей Юткевич пригласил меня на главную роль в фильм “Маяковский смеется”, который он ставил по пьесе “Клоп”. Моими партнерами были Леонид Броневой, Галина Волчек, Ия Саввина. Именно этот фильм стал поворотным моментом в моей судьбе. Тогда я окончательно решил уйти из филармонии. Мой товарищ Леша Баскин, с которым мы вместе учились в цирковом училище, пригласил меня в Театр миниатюр, где он в то время работал. Он тогда собирался уезжать в США, и нужен был актер на его роли. Главный режиссер театра Рудольф Рудин (помните пана Гималайского из “Кабачка 13 стульев”?) в срочном порядке ввел меня в спектакли “Хочу в артисты”, “Скрытой камерой” и другие. Этот эстрадный театр был мне близок по жанру, к тому же я расценивал свой переход как ступеньку вверх. Работая в театре, решил учиться в ГИТИСе, потому что уже самому захотелось попробовать себя в качестве режиссера.
– Но что заставило вас уйти из Театра миниатюр, где вы проработали много лет?
– В то время шла война в Афганистане. Вместе с моим хорошим приятелем Владимиром Корнеевым мы подготовили программу, с которой решили выступить перед нашими ребятами в Афгане. Она получилась оптимистической, веселой, жизнеутверждающей и с гражданским пафосом. Но когда дело дошло до поездки, нас неожиданно вызвали на заседание бюро театра и заявили, что мы… не посещаем политзанятия и поэтому нас никуда не отпустят. По-моему, это было сделано просто в пику нам, ведь никто даже не поинтересовался нашей программой, номерами. Мне стало очень обидно, и я написал заявление об уходе.
– Почему вы не сыграли Петруху в “Белом солнце пустыни”? Ведь режиссер Владимир Мотыль увидел именно вас в этой роли и вы были уже утверждены?
– Это тоже моя неспетая песня. Но об этом я не жалею, значит, на то была воля Божья. После успешного дебюта в картине “Доживем до понедельника” мне действительно звонили, слали телеграммы с приглашением в картину с рабочим названием “Спасите гарем”, говорили, что это своего рода первый советский вестерн. Тогда я был студентом циркового училища, и нас не отпускали ни на какие съемки. Мне заявили: “Выбирай: или ты снимаешься в кино, или учишься”. Я решил, что важнее получить образование, это же мне тогда посоветовала и мама. К тому же тогда никто не мог предполагать, что эта картина станет культовой, легендарной, любимой всеми зрителями.
– А как же тогда съемки в фильме “Доживем до понедельника”?
– В той картине я снимался тайком, во время каникул, да и сами съемки шли в Москве, никуда не надо было уезжать. Конечно, приходилось пропускать занятия, но все неприятности, с ними связанные, удалось преодолеть.
– Вас нередко можно видеть в киножурнале “Ералаш”, раньше вы снимались и в “Фитиле”. Вам не жаль тратить время и силы на двух-трехминутные сюжеты?
– Нет, здесь за очень короткое время надо суметь раскрыть характер, заинтриговать, рассмешить, заставить зрителя задуматься. Что может быть лучше для актера? Не случайно “Фитиль” прежде в народе был любимым киножурналом.
Не считаю для себя зазорным сниматься в рекламе. Пусть лучше в ней работают профессионалы, а не дилетанты. Но, по моему твердому убеждению, рекламировать нужно только хороший, качественный товар. Я с ужасом смотрю сейчас, как все телевизионные каналы заполонила реклама пива. И что в итоге? Да то, что молодежь буквально спивается.
– Каким для вас был 2001 год?
– Особенно запомнилась поездка в Америку. Мы ведь там были как раз в сентябре. 10 сентября в Сан-Франциско отыграли спектакль “Актеры меж собой” и наутро должны были с этой же антрепризой улетать в Нью-Йорк. Но 11-го произошли известные трагические события. Мы все были в шоке. Конечно, все спектакли отменили, но мы пять дней не могли улететь домой, так как аэропорты были закрыты. Хорошо, что хоть удалось позвонить родным.
– Я слышал, что у вас счастливая семья. А как встретились два любящих сердца?
– В стенах ГИТИСа. Она работала на кафедре зарубежного театра, у нас с ней двое детей…
– Подождите, я читал, что вы – отец троих детей.
– Видите ли, старшая дочка Аня от моего первого брака, кстати, у нее растет мой девятилетний внук Алеша. А со своей второй женой Валентиной, с которой мы скоро отметим серебряную свадьбу, мы вырастили Максима и Ярославу. Причем интересная закономерность: разница в возрасте между каждым из троих детей – семь лет. Старшей дочке Анюте недавно исполнилось тридцать. Максим учится в университете культуры, Ярослава – десятиклассница.
– Вы можете назвать свои вредные привычки?
– Пожалуй, занудство.
– Как в семье относятся к вашим длительным гастролям?
– Мои домашние все понимают и поддерживают меня во всем. Кстати, вы не поверите, но самый мой близкий друг – это моя теща Ольга Трифоновна. Каждый ее приход к нам для меня всегда большое счастье. Я очень люблю с ней общаться, она прекрасная рассказчица и особенно хорошо рассказывает анекдоты.
Леонид ГУРЕВИЧ
Комментарии