search
main
0

Юридическая консультация

– Может ли работодатель самостоятельно менять должностную инструкцию работника без его согласия?

Трудовая функция работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) закрепляется в трудовом договоре и является его обязательным условием (п. 2 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

В соответствии с частью второй статьи 21 ТК РФ работник обязан исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.

Кроме того, статья 60 ТК РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Из этого следует, что в трудовом договоре должны быть определены конкретные трудовые обязанности, возложенные на работника.

При этом конкретные способы закрепления в договоре достигнутых договоренностей о трудовой функции закон не регламентирует. Определить перечень должностных обязанностей, из выполнения которых состоит работа по должности, в трудовом договоре можно любым из следующих способов:

– перечислить их непосредственно в тексте трудового договора с работником либо в приложении к нему закрытым перечнем;

– сделать ссылку в трудовом договоре на локальный нормативный акт -должностную инструкцию, где будут перечислены обязанности по данной должности.

Разъяснения Федеральной службы по труду и занятости по этому вопросу подтверждают, что конкретизировать круг должностных обязанностей работника можно не только в трудовом договоре, но и в должностной инструкции, которая может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ (см. письма Роструда от 9.08.2007 №3042-6-0 и от 31.10.2007 №4412-6).

В случае если стороны вместо перечисления конкретных трудовых обязанностей непосредственно в тексте трудового договора указывают в нем на необходимость работника исполнять обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, соответствующие положения локального акта становятся согласованными сторонами условиями трудового договора.

На основании сказанного любая дополнительная работа, не обусловленная трудовым договором, будет являться дополнительной работой для работника и, соответственно, должна быть оплачена.

Таким образом, работник имеет полное право отказаться от ее выполнения, предложив работодателю достигнуть договоренности о размере ее оплаты и форме оформления.

В противном случае в целях самозащиты своих трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя (либо иного представителя работодателя) в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором.

На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права (ч. 1 ст. 379 ТК РФ).

При этом работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав (ст. 380 ТК РФ).

В случае когда изменения должностной инструкции затрагивают обязательные условия трудового договора, а сама должностная инструкция выступает приложением к нему, составляется дополнительное соглашение к трудовому договору с работником, в котором закрепляются такие изменения.

Если дополнительное соглашение подписано обеими сторонами, то подпись работника в инструкции становится необязательной.

В случае если изменения в должностной инструкции касаются обязательных условий трудового договора, но при этом не меняется трудовая функция работника, инструкция выступает неотъемлемой частью трудового договора, работник не подписывает дополнительное соглашение.

В этой ситуации работодатель письменно уведомляет работника за 2 месяца об изменении условий труда (ст. 74 ТК РФ). В случае отказа работника работать в изменившихся условиях работодатель обязан предложить ему иную должность. Если подходящей вакансии нет или работник отказался от имеющихся, трудовой договор с ним расторгается по пункту 7 части 1 статьи 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).

В случае когда изменения должностной инструкции не касаются обязательных условий трудового договора, а инструкция составлена отдельно от трудового договора, работодатель должен утвердить новую редакцию должностной инструкции и ознакомить с приказом об этом работника.

Об отказе работника от подписания составляется акт. В дальнейшем работник может понести ответственность за неисполнение трудовых обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.

Следует отметить, что в ряде обращений граждан в Общероссийский Профсоюз образования по аналогичным вопросам для конкретного ответа по существу в каждом отдельном случае требуется в комплексе изучить ряд документов, таких как трудовой договор с работником, штатное расписание образовательного учреждения, положение о структурном подразделении и т. д.

 

– Имеют ли право на досрочную страховую пенсию педагоги-психологи общеобразовательных учреждений?

Право на получение досрочно страховой пенсии не является нормой прямого действия, поскольку юридически значимым является тот факт, что данное право реализуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В частности, в соответствии со списками и с учетом правил, утверждаемых постановлениями Правительства Российской Федерации.

Следует также учитывать историю правового регулирования рассматриваемого вопроса.

До 1 ноября 1999 года, то есть до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (далее – Список, Правила), должности педагогов-психологов в списках педагогических работников, имеющих право на досрочно назначаемую пенсию (за выслугу лет), не предусматривались.

С включением должности педагога-психолога в утвержденный указанным постановлением Правительства Российской Федерации Список право на досрочную пенсию за выслугу лет получили только педагоги-психологи учреждений социального обслуживания.

Позднее (постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) право на досрочную трудовую пенсию было распространено также на педагогов-психологов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, поскольку их профессиональная деятельность с обучающимися в указанных учреждениях была признана аналогичной профессиональной деятельности педагогов-психологов учреждений социального обслуживания.

Предложения о распространении права на досрочное назначение трудовой пенсии на педагогов-психологов других образовательных учреждений поддержки не получили.

В настоящее время предложения, в том числе Общероссийского Профсоюза образования, о внесении изменений в Список и Правила, утвержденные Правительством Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», соответствующими уполномоченными органами не рассматриваются, поскольку в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400‑ФЗ «О страховых пенсиях» (ранее в соответствии со статьями 28, 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173‑ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») предусматривается лишь сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии.

При этом частью 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400‑ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Изменение условий назначения страховых пенсий и порядка их выплаты в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400‑ФЗ «О страховых пенсиях» может осуществляться не иначе как путем внесения изменений в настоящий федеральный закон.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации профсоюзы как добровольные объединения членов профсоюза (или добровольные общественные объединения) правом законодательной инициативы не наделены.

Кроме того, ежегодный анализ судебной практики региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования по делам об оспаривании решений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации о невключении в педагогический стаж работников определенных периодов работы показывает отсутствие положительной судебной практики по вопросу присвоения права на досрочную страховую пенсию педагогам-психологам общеобразовательных учреждений.

Галина РОЖКО, заведующая правовым отделом – главный правовой инспектор труда Центрального совета Общероссийского Профсоюза образования, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права Московского гуманитарного университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте