В октябре Юозас Будрайтис отметил 75-летие. В его фильмографии больше ста картин: «Щит и меч», «Никто не хотел умирать», «Служили два товарища», «Король Лир», «Легенда о Тиле», «Богач, бедняк»… Будрайтис хорошо знает и любит Москву, в которой прожил пятнадцать лет, когда занимал пост атташе по культуре посольства Литвы в РФ. Оставив дипломатическую службу, актер стал больше сниматься в фильмах российских режиссеров, которые обожают эксплуатировать его амплуа аристократа или иностранца.
– Юозас Станиславович, известно, что у многих прибалтийских актеров были трудности с русским языком. Донатас Банионис, например, с экрана вообще говорил голосом гайдаевского Шурика – российского актера Александра Демьяненко. Наверное, и у вас, как человека, родившегося в литовской деревне, были определенные лингвистические проблемы?
– В молодости вы окончили юридический факультет Вильнюсского университета. У адвоката и актера много общего?
– В вашем знаменитом дебюте «Никто не хотел умирать» четыре главных героя беспощадно истребляют «лесных братьев» – литовских партизан-антисоветчиков, которые теперь в Литве возведены в ранг национальных героев, сопротивлявшихся «советской оккупации». Как сейчас прибалтийский зритель относится к этому шедевру Витаутаса Жалакявичюса?
– Психологи считают, что актерская игра – это месть застенчивого человека окружающим…
– Но вы же девять лет отдали Каунасскому театру…
– Получается, в кино может сниматься каждый?
– В советские времена прибалтийским студиям приходилось снимать все больше детективы «из западной жизни»… Откуда актеры брали «материал» для работы?
– За вами закрепилось амплуа аристократа. Скажите, пришлось ли себя ломать для роли земледельца-крестьянина в знаменитой мелодраме Родиона Нахапетова «С тобой и без тебя»?
– Вы окончили Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Честно говоря, мне сложно представить вас, такого тактичного и мягкого человека, в режиссерском кресле, особенно после того как услышал однажды, что кинорежиссер – это человек с задатками серийного убийцы.
– Вас слушались?
– Вы как-то сказали, что актерская профессия не любит половинчатости…
– Вы неоднократно заявляли, что с уважением относитесь к русской классической литературе. Тем не менее согласились сниматься в эпатажном фильме Романа Качанова «Даун Хаус», который многие расценили как издевательство над романом Достоевского «Идиот».
– Сейчас много говорят о возрождении российского кино. А как дела у литовских кинематографистов?
– А чем занимается старая гвардия?
– По-вашему, в какую сторону сейчас движется мировой кинематограф?
Комментарии