В жаркий майский полдень в прохладном полумраке лаборатории Политехнического музея начали твориться химические чудеса. Под потолок взлетали огненные мыльные пузыри, горела обыкновенная вода и без огня валил самый настоящий дым – так в Политехническом отмечали открытие Детской химической студии.
Появление Детской студии при химической лаборатории музея приурочено к Международному году химии и предстоящему 300-летнему юбилею со дня рождения великого русского ученого Михаила Ломоносова.
– Мы объявляем о начале летних занятий в Детской химической студии – «Химия Live», – заявила научный сотрудник лаборатории Наталья Шакирова. – На этих занятиях мы хотим показать, насколько тесно химия связана с жизнью, продемонстрировать именно ее прикладной характер.
Основными участниками практических занятий студии должны стать дети 11-13 лет. Каждую субботу в течение июня и июля сотрудники лаборатории будут ждать юных любителей химии на занятия.
Продолжительность одного занятия выбрана почти такая же, как и у стандартного школьного урока – 45 минут. Первое ознакомительное занятие длилось несколько дольше и состояло из двух частей. В ходе первой демонстрационной части молодые сотрудники лаборатории Наталья Шакирова и Павел Мирошниченко прошлись по каждой из девяти тем цикла и показали присутствующим опыты. Затем подошла очередь практической части, когда уже самих ребят пригласили в лабораторию для постановки опыта. Продолжительное время занятия юных участников не только не утомило, но каждый следующий опыт снимал все опасения перед происходящим и собирал большее число желающих поучаствовать.
Принимать первых посетителей химикам посчастливилось в старом лекционном зале лаборатории, который открылся для слушателей еще в 1907-1910 годах. Несмотря на прошедший недавно ремонт, сотрудникам лаборатории удалось оставить в первозданном виде старинные шкафы для реактивов и вытяжной шкаф. Старый лекционный зал всегда был местом, где собирались выдающиеся химики и разговаривали со своей аудиторией о проблемах науки. Для разговора со школьниками, только начинающими знакомство с наукой, взрослые нашли другой, доступный подход.
– Таблица – это большой дом, группы – подъезды, периоды – этажи, а порядковый номер элемента – это номер его квартиры, – привела понятную аналогию заведующая лабораторией Ирина Белякова, знакомя ребят с периодической таблицей Менделеева.
Внезапно в полумраке лекционного зала таблица с треском… зажглась ровным желто-оранжевым светом, и ахнувшим от восторга детям действительно показалось, что это самый настоящий дом, в котором весело и разнообразно проводят время его жители – химические элементы.
Начало необычному действу было положено, и молодые сотрудники лаборатории Наталья и Павел перешли от слов к делу. Среди слушателей выбрали пятеро юных экспертов, которые должны были стать непосредственными участниками каждого опыта.
– Ух, ты! Здорово! И не холодно совсем, – заверяли друг друга ребята, когда Павел, предварительно попросив их насухо вытереть руки, поливал их ладони жидким азотом.
Лишь легонько покалывая ладошки ребят, азот скатывался на пол крохотными ледяными шариками, захватывая капельки влаги из воздуха.
Опытов впечатливших не только детей, но и взрослых было целое множество. Взять хотя бы опыт из раздела «Химия в домашней аптечке», где, как это ни удивительно, ребятам раскрыли секреты первых киношных спецэффектов. Чтобы сделать опыт более увлекательным, Павел и Наталья пошли на хитрость.
– Мы сейчас будем демонстрировать вам химическую хирургию! – заявила Наталья. – То есть, не пугайтесь, будем вас резать, а потом с помощью химии тут же исцелять. Вот самый настоящий нож. Но использовать его мы будем с соблюдением правил техники безопасности, поэтому обязательно обработаем его спиртом. А ваши руки обработаем раствором йода…
– Ну как, есть желающие? Есть смелые и готовые принести себя в жертву науке? – с серьезным выражением лица вопросил Павел детей.
Те сначала с опаской, а потом уже с волнительным удовольствием протягивали Наталье руку, и она смазывала кожу якобы ваткой с «йодом», который на самом деле был хлоридом железа. Затем она осторожно проводила по руке столовым ножом, обработанным «спиртом» – роданидом аммония, и на коже проявлялись «страшные порезы».
На самом деле оба вещества немедленно вступали в реакцию и образовывали соединение, имеющее цвет венозной крови. Этим свойством соединения активно пользовались в кинематографе, пока в распоряжение режиссеров не поступили всевозможные современные спецэффекты.
– Давайте представим с вами, как снимали фильм про мушкетеров, – предложил Павел, объясняя детали опыта. – Например, сцена поединка и ранения. Тогда у одного на кончике шпаги должна находиться капля это раствора, – Павел продемонстрировал зрителям колбу с рыжеватым раствором хлорида железа. – А у его противника – они все были такие красивые, в белых сорочках – предполагаемое место ранения обработано бесцветным роданидом аммония, так что практически ничего не видно. И когда его ранят, по груди расплывается алое пятно…Так что, этот опыт киношники успешно позаимствовали у химиков.
Чем не Хогвартс? Все это казалось столь волшебным, что шутки руководителей опытов насчет магии были абсолютно уместны.
– Магическое заклинание про себя не забыли сказать? – временами интересовались взрослые «алхимики».
Следующим «уроком» было зелье…, то есть мыловарение. Мыльные пузыри взлетали под потолок и превращались в яркие горящие шары. Секрет волшебных светящихся шаров тут же был раскрыт сотрудниками лаборатории. Оказалось, что мыльные пузыри были наполнены водородом, который не только легче воздуха и поэтому тут же толкает шарик кверху, но и обладает свойством горения. Именно поэтому, когда летящий пузырь охватывало пламя от обычной спички, он превращался в необыкновенное, но, к сожалению, быстро гаснущее светило.
За полтора часа ребята успели попробовать себя и в роли создателей фейерверков. Осторожно держа ложечку с длинной ручкой над огнем горелки, они ссыпали в пламя железную стружку, и вокруг взлетали снопики веселых задорных искорок. Получилось у ребят смешать и анилиновый краситель и опробовать его на ткани. Квадратик светлой материи немедленно окрасился в черный цвет и, несмотря на все попытки Павла его отстирать, сохранял окраску. Значит, юным химикам удалось создать правильный и точный раствор.
А сколько восторгов вызвал мастер-класс по парфюмерии, который показали уже сами сотрудники лаборатории! Присутствующим оставалось только угадать, что за аромат смешали в колбе из обычной уксусной кислоты и изоамилового спирта с добавлением серной кислоты для осуществления реакции. Однако долго гадать не пришлось: уксусный запах быстро выветрился, и по залу разлилось конфетное благоухание дюшеса.
Завершилось занятие в лаборатории, где каждый из присутствующих смог попробовать свои силы в первом химическом опыте, стоя за рабочим столом. Под чутким руководством Павла ребята осуществили реакцию «серебряного зеркала», выпарив на стенки пробирок тонкий слой серебра из подготовленного заранее раствора.
Сотрудники лаборатории с радостью подарили ребятам на память результаты их первого опыта, пожелав, чтобы и все дальнейшие опыты были так же успешны. А еще юным участникам первого показательного занятия были вручены познавательные книги, с помощью которых они смогут продолжить путешествие в волшебное царство Химии.
Фото предоставлено пресс-службой Политехнического музея
Комментарии