search
main
Топ 10
Президент подписал закон о единых общеобразовательных программах в школах России В школах Дагестана открывают мобилизационные пункты Анзор Музаев: частичная мобилизация не скажется на учебном процессе Российские педагоги начали преподавать в школах Монголии Началась торжественная церемония открытия конкурса «Учитель года» – 2022 – трансляция Открыто Всенародное голосование конкурса «Учитель года России – 2022» В Минпросвещения разработали перечень учебников, которые можно использовать в школах Урок физкультуры: должен ли ребенок присутствовать на занятии, если есть освобождение Стартовало первое конкурсное испытание заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2022 «Учитель года» – 2022: как пройдет финал профессионального конкурса педагогов По 7 уроков каждый день: члены жюри рассказали, как проходят испытания на конкурсе «Учитель года» – 2022 В рамках празднования Дня СПО в России пройдут квесты, профессиональные конкурсы и арт-флешмоб Совфед одобрил «золотой стандарт» для школьной программы В школах и колледжах проходят ВПР: какие работы пишут учащиеся, когда объявят результаты Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям – 2022» стала Елена Стальмак из Санкт-Петербурга Петр Положевец выступил на церемонии открытия конкурса «Учитель года» – 2022 В Подмосковье начали набор на бесплатные двухлетние курсы по программированию для школьников Увеличить количество позитивной информации: состоялось первое заседание совета учителей-блогеров В образовательном центре «Сириус» открыли курсы по подготовке к ВсОШ Запрет на мобильные телефоны: как он исполняется в школах
0

Юные натуралисты и туристы. Изучая природу, юные натуралисты учатся принимать решения и работать в коллективе

​В 2018 году российское образование отмечает 100-летие юннатского движения, детского туризма и отечественной системы дополнительного образования детей. Уже век в нашей стране развивается движение любителей природы, растут поколения ее защитников и юных путешественников. Так какие же юные натуралисты и туристы в 2018 году? Как и чему учатся ребята в системе дополнительного образования Москвы? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из интервью обучающихся и выпускников Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма.

Разговариваем с Елизаветой СНИГИРЕВОЙ, обучающейся кружка «Команда юных натуралистов «Гамма» Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма.- Лиза, как давно ты занимаешься в центре экологии, краеведения и туризма?- С 2016 года. Я с самого детства увлекалась живой природой. Еще будучи совсем маленькой, изучала лягушек и не давала проходу соседским котам. А в 9-м классе перешла в новую школу, в биологический класс, где все ребята были такие же, как я. От одноклассника узнала о существовании в Московском детско-юношеском центре экологии, краеведения и туризма экологического кружка «Команда юных натуралистов «Гамма». И вот уже третий год, как я учусь в этом кружке.- Что ты уже успела изучить за это время?- Я получила много знаний в области полевой зоологии и ботаники, эволюции, экологии. А самое главное – на занятиях мы, юннаты, имеем прекрасную возможность буквально пощупать интересные объекты, наблюдая за ними в живой природе или во время лабораторных занятий. Также в экспедициях я освоила многие ценные навыки: умение ставить палатку, определять вид растений и насекомых.- Как эти знания помогают тебе в учебе и в жизни?- Я пришла в кружок изучать ботанику и зоологию, а в итоге научилась всему, да и вообще стала более самостоятельной. Полученные на занятиях сведения, а также экспедиционный опыт позволяют мне не только легко изучать биологию в школе, но и успешно проходить олимпиады по экологии и биологии различного уровня сложности. Между школой и кружком существует большая разница. В школе, даже хорошей, все равно есть обязательные занятия, а тут, в кружке, всегда можно и поговорить на интересную тему, и позаниматься практическими работами, не ожидая звонка с урока. В жизни интерес ко всему живому в сочетании с этими знаниями и опытом, которые я получила на занятиях и выездных учетах, в экспедициях, позволяют развить представление об окружающей природе и ее растительных и животных компонентах. Умение пользоваться определителями и атласами, знание морфологии насекомых и растений помогают мне находить новые виды. А главное – позволяют принимать участие в качестве волонтера уже во взрослых исследованиях и проектах. Так, например, я регулярно помогаю проводить зимние учеты птиц по программе PARUS в Подмосковье, принимаю участие в сборе материала для биостанций при проведении массовых исследований.- Повлияет ли обучение в этом кружке на твой выбор профессии?- Длительное времяпрепровождение за книжками и в окружении коллекций насекомых окончательно утвердили мое желание после школы посвятить свою жизнь биологии. Возможно, я пойду учиться по направлению «Полевая биология».- Над какими проектами ты работаешь в кружке?- Я уже успела сделать три больших проекта. Один был связан с рекреационной нагрузкой на особо охраняемые природные территории, второй и третий были объединены общей темой связи фауны насекомых с различными абиотическими факторами на восстанавливаемых участках степи. Можно сказать, что проблемы сохранения степных сообществ и их фауны фактически стали моей специальностью. Большая часть моих исследований была направлена на изучение особенностей флоры и фауны тех мест, где проводились экспедиции. За годы занятий в команде «Гамма» под руководством Алексея Александровича Яковлева я неожиданно для себя стала большим любителем жуков, человеком, который в любом месте и в любое время пытается оценить условия обитания этих «насекомышей». Мои товарищи по кружку занимаются кто гидробиологическими исследованиями, кто почвоведением, кто наблюдением за птицами. Вот такие мы разносторонние.- Как ты считаешь, необходимы ли эти знания в современном обществе и какова их роль в будущем?- Я считаю, что знание биологии, а точнее знания об окружающей природе, были, есть и будут актуальными всегда, даже среди людей, не связанных с этой сферой. Очень важно иметь представление об окружающем тебя пространстве, о месте, в котором ты живешь, и о планете в целом. Мне всегда очень обидно, когда люди начинают бояться, например, мышей или, еще хуже, бабочек! Взрослые относятся к насекомым с отвращением и передают это детям. А ведь сейчас, и это ни для кого не секрет, даже в новостях говорят – мир преодолевает экологический кризис, боится глобального потепления! И чем больше мы будем знать о природе, тем легче мы его преодолеем.- Лиза, как ты думаешь, что ты знаешь или умеешь такого, чего не могут твои сверстники?- В отличие от своих ровесников и даже родителей я знаю природу, в которой я живу. Если вдруг надо определить, съедобный гриб или нет, понять, опасный жучок или безобидный, найти целебные травы для отвара, то я тут как тут! Немногие в нашем постиндустриальном городе знают те вещи, которые знаю я.Алексей ЯКОВЛЕВ, педагог Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма:- Как биолог, я пока еще только жду, когда Лиза совершит свои открытия и я смогу про них рассказывать новому поколению юннатов, – делится педагог. – Полагаю, это время не за горами. Сейчас некоторые молодые люди приходят за знаниями, как за товаром. Выбирают где, что, почем… Они, безусловно, имеют все шансы стать грамотными специалистами, но не уверен, что профессионалами… А как человек Лиза мне нравится тем, что теперь может принимать решения и нести ответственность за работу коллектива. Редкость те, кто в наше эгоистичное время сохраняет в себе способность работать в команде, создавать и поддерживать эту команду вокруг себя, иногда жертвуя сиюминутными интересами. Именно такие люди составляют костяк юннатского движения и создают будущее!А вот что говорит обучающаяся туристского кружка Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма Наталья АКСЁНОВА.- Наташа, как давно ты занимаешься туризмом и что изучила за это время?- Уже 7 лет, за которые приобрела много навыков: я умею разводить костры, ставить палатки, лазать по веревкам, оказывать первую помощь. Те знания и опыт, которые я приобрела, занимаясь туризмом, помогают мне во многих аспектах моей жизни. Например, я стала более собранной и уверенной в себе. Это помогает мне в учебе в школе, на экзаменах. Я могу в нужное время сконцентрироваться и собраться с мыслями. Ведь, выходя каждый раз на старт, мне приходилось уметь совладать со своими нервами и выкладываться на все 100%. В жизни и дома эти знания помогают мне видеть какие-либо нестандартные решения проблем и быстро с ними справляться.- Как повлияют твои занятия на выбор вуза?- Когда я участвовала в московских соревнованиях «Школа безопасности», одним из этапов была «Медицина», где в кризисной ситуации нужно было правильно и вовремя оказать пострадавшему первую помощь, то есть спасти чью-то жизнь! Уже когда в кружке мы готовились к соревнованиям, меня увлекло это направление. И теперь я точно решила – буду поступать в медицинский университет!- В каких соревнованиях ты участвовала? Побеждала?- Я участвовала во многих соревнованиях – и московских, и всероссийских, и международных. К каждым готовилась упорно, тренировалась, проходила отборочные соревнования, чтобы попасть в сборную команду Москвы. И мои старания были оправданны! Главным своим достижением я считаю участие во всероссийских соревнованиях во Владивостоке! Во-первых, это очень далеко от Москвы, и мне было интересно побывать в другой части нашей огромной страны, за Уралом. Во-вторых, в соревнованиях принимали участие более 150 юных туристов, таких же ребят, как я, – со всех концов нашей страны! И в-третьих, из всех трех дисциплин, которые предполагали соревнования, я заняла все первые места! А наша команда в общекомандном зачете заняла 1-е место в возрастной группе 14-15 лет и 2-е место в возрастной группе 16-18 лет. Я и двое ребят из команды нашего центра стали лауреатами премии талантливой молодежи.- Как ты считаешь, какова значимость туристических навыков в современном мире и в ближайшем будущем?- Я считаю, что эти знания нужны, так как они затрагивают много аспектов жизни любого человека и общества в целом. Нужно быть готовым ко всему! Вот я к взрослой жизни готова!Беседуем с выпускником центра экологии, краеведения и туризма, ныне студентом Московского государственного института международных отношений Борисом ГАВРИЛОВЫМ.- Борис, какова роль центра в вашем профессиональном выборе?- Впервые в центр экологии, краеведения и туризма я пришел, когда учился в 10-м классе школы имени А.Н. Колмогорова – Специализированном учебно-научном центре МГУ – для подготовки к всероссийской олимпиаде по экологии. Первое впечатление было такое: меня сразу поразили разнообразие учебных материалов и коллекций, крайне интересные экспозиции палеонтологической тематики и пещерные рыбы в одном из аквариумов. На занятиях мы слушали интересные лекции, которые были посвящены самым разным аспектам экологии как комплексной области знаний. Кроме того, мы получили ценные рекомендации на специальных тренингах по представлению проектных работ. Благодаря центру в 10-м и 11-м классе мне удалось стать призером заключительного этапа олимпиады по экологии от города Москва и поступить в университет без экзаменов.- Каково, с вашей точки зрения, значение центра в целом?- Центр экологии, краеведения и туризма дает возможность развить свои навыки, встретить таких же увлеченных ребят и преподавателей. Лично мне центр дал возможность познакомиться с международно известным ученым – биологом Дмитрием Владимировичем Моргуном, замечательным профессионалом, который помог мне структурировать и углубить мои энтомологические исследования. Под его научным руководством мне удалось совершить несколько полевых выездов, в процессе которых был получен новый и интересный для меня научный материал. Новым этапом в моей научной работе стали экспедиции, позволившие изучить фауну нескольких новых для меня регионов. Сейчас готовим совместную статью энтомологической тематики по вопросам систематики и экологии.- Каковые ваши учебные и профессиональные планы на будущее?- Сейчас я обучаюсь на втором курсе бакалавриата МГИМО по направлению «Экология и природопользование». Обучение здесь требует дисциплины, много времени приходится уделять изучению иностранных языков, в том числе и самостоятельно. Тем не менее мне нравится процесс обучения в моем университете. Пока конкретных планов на времена после выпуска я еще не имею, но подумываю о работе в области экологического нормирования или консалтинга.Галина ГОРБУНОВА,заместитель директора по дополнительному образованию Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте