search
main
0

Юные наследники подвига героев. Они улучшают свою и нашу жизнь

«Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю», – обещал древнегреческий ученый Архимед. Это высказывание можно перефразировать так: дайте подросткам интересное, важное дело, и они станут созидателями, будут не только стремиться, но и реально улучшать свою жизнь, да и нашу с вами тоже. И это относится прежде всего к тем ребятам, которые занимаются социальным проектированием. Свидетельство тому – работы, представленные московскими школьниками на VII городской этап конкурса «Я – гражданин России».

Конкурс по установившейся традиции проходил в гостеприимном Центре творческого развития и гуманитарного образования «Экономика – культура – образование». Организатор – Департамент образования Москвы.

В финал вышли 12 проектов. Их можно разделить по темам «Забота о людях», «Сохранение памятников и памяти об участниках Великой Отечественной войны». Третью группу проектов можно назвать «Помоги себе сам».

Ребята из кадетской школы-интерната №11 разработали проект «Пора задуматься».

Они решили больше узнать о жизни инвалидов. Собрали о них всю информацию, какую только можно было раздобыть, и поняли, что рекомендации их плохо реализуются. Узнали также, что среди инвалидов немало одаренных, талантливых, но они не находят применение своим способностям. Их права часто нарушаются, в частности, на социальное обеспечение, на участие в жизни общества.

В Москве живет около одного миллиона инвалидов, и из них только 10% имеют работу. Авторы выяснили, что работодателям брать их на работу невыгодно. Не решен вопрос с предоставлением автотранспорта.

Первая часть проекта называется «Поговори со мной». Ребята решили помочь инвалидам наладить общение посредством Интернета и таким образом обрести друзей.

Своим проектом авторы его старались изменить отношение общества к инвалидам, а также дать им истинную информацию о том, какие права нарушаются, рассказать о льготах, которые должны им предоставлять. Наладили общение детей-инвалидов со здоровыми сверстниками.

К сожалению, узнали они и о том, что инвалиды почти не имеют представления об окружающем их мире. По этому вопросу обращались в службу социальной защиты. Потом раздавали листовки у метро, чтобы здоровые люди обратили внимание на инвалидов, захотели им помочь.

Центр образования «Школа здоровья» №1099 дружит с ветеранами войны много лет. Они приходят на уроки мужества, посещают школьный музей 5-го танкового Двинского корпуса. И ребята с грустью наблюдают, как тяжелее и тяжелее становится ветеранам с каждым годом передвигаться, что их остается все меньше и меньше. И им захотелось ветеранам помочь не чувствовать себя одинокими, сохранить память об их подвиге для будущих поколений. Собрали совет лидеров, на котором приняли предложение: регулярно посещать ветеранов на дому. Вместе с заместителем директора по воспитательной работе Еленой Викторовной Купой, ответственной за музей Ириной Евгеньевной Тихоновой наметили план действий. В группу вошли ученики 10-11-х классов: Анна Сеничкина, Анна Дмитриева, Ксения Молькова, Всеволод Тихомиров, Арман Орамсимян, Николай Волков, Кирилл Царьков и Настя Ершова. Весь год они посещали 15 участников Великой Отечественной войны. Записали их воспоминания для музейной книги памяти. Ребята смогли увидеть этих заслуженных людей другими глазами, еще больше подружились с ними. Они радовались, что сумели поднять настроение у них. Общение и для детей, и для пожилых людей было праздником.

Воспитанники школы №951 назвали свой проект «От чистого сердца к чистой школе». Они обратили внимание на то, что в школе, классах и во дворе ученики мусорят, вместо того чтобы следить за чистой. Предложили всем ребятам поделить территорию и навести на ней порядок. Кто-то согласился, а многие сказали, что не будут участвовать в уборке и их никто не может заставить, потому что есть закон, запрещающий привлекать детей к так называемому общественно полезному труду. Лучше нанять уборщицу. Мнения родителей тоже разделились.

Тогда авторы проекта начали исследовать эту проблему. И пришли к выводу (в этом ребят поддержали взрослые), что детей надо привлекать к посильному труду и что в этом отношении закон противоречит морали. Скорее всего, он запрещает принуждать детей убирать класс, школу, а если они хотят, а желание можно разбудить, то это нужно только приветствовать. Конечно, здесь требуется письменное разрешение родителей.

«Здоровый гражданин – здоровая страна» – так назвали свой проект подростки из школы №1015. Их беспокоит проблема курения. Старшеклассники курят почти открыто. Многие, правда, с ведома родителей. Авторы проекта составили план. Им многое удалось сделать с помощью бесед, наглядной агитации. Нашлось немало сторонников. Они старались поддержать инициаторов не только словом, но и действием. Кто-то начал с того, что сам стал реже курить, а кто-то и вовсе бросил. Это только начало, проект имеет свое продолжение. Ребята пригласили специалистов, врачей, которые ведут беседы.

Ученики школы №1065 во время экскурсии по Золотому кольцу, в Ярославле, встретили улицу Лисицына и увидели там мемориальную доску Героя Советского Союза Константина Сергеевича Лисицына. Оказалось, что о нем мало что известно. Ребята из 9-10-х классов начали восстанавливать биографию и историю подвига единственного в стране Героя – театрального деятеля. Руководила ими Марина Осьевна Марченко. Артур Саргизов, Светлана Кострюкова, Анна Фролова, Алина Сазонова, Екатерина Онищук, Илья Сюткин в Подольском военном архиве выяснили, что Константин Лисицын получил звание Героя Советского Союза за подвиг при форсировании Днепра. Он первым на бревне переправился на правый берег и стал прикрывать огнем свое подразделение. Несмотря на неоднократные атаки противника, удержал занятый рубеж в течение суток, дав возможность стрелковым частям переправиться через Днепр. Преследуя противника, Константин вместе с разведчиками захватил 3 автомашины, 15 лошадей и взял в плен 21 фашиста.

Но ребятам этой информации было мало. Они почувствовали себя особо ответственными. Побывали в Калужской области, еще раз в Ярославле. Познакомились с заслуженной артисткой России Татьяной Поздняковой, игравшей на одной сцене с Константином Лисицыным. Сходили в музей Героев Москвы, подружились с людьми Южно-Сахалинска, знавшими его. В результате их поисков о подвиге этого Героя появились новые экспонаты в музее театра имени Федора Волкова. В их числе бюст Константина Сергеевича и несколько документов.

Краеведческий отдел Южно-Сахалинской научной библиотеки прислал ребятам фотографии, афиши спектаклей, в которых играл Константин Лисицын. То, что не смогли сделать государственные организации, осуществили школьники. Скоро в Южно-Сахалинске открывается выставка, посвященная Константину Сергеевичу, и тогда ее посетители познакомятся с человеком, отдавшим свой талант Южно-Сахалинскому театру, а свою жизнь – за мирное небо над страной. «Мы поняли, – сказали ребята, представляя свой проект, – каждый из нас наследник подвига нашего народа, и мы многое сделали, чтобы память и правда о настоящих героях была восстановлена, сохранена и донесена до будущих поколений».

«Площадка для детей» – так называется проект, подготовленный учениками школы №1353. Им захотелось, чтобы дети, в том числе и с ограниченными возможностями, имели свою площадку, на которой они могли бы играть и общаться. Здесь одними своими силами они, конечно, не могли обойтись, поэтому с петицией направились к префекту Анатолию Смирнову. Конечно, предварительно изучали юридические документы: законы и указы об обеспечении социальной защиты инвалидов. На реализацию проекта должен уйти год. Их предложение рассматривается. Скоро будет принято решение.

Ученики Центра образования №1493 обеспокоены нетолерантным отношением между детьми и взрослыми, между людьми разной национальности – свой проект они назвали «Создание клуба «Единство непохожих» в целях воспитания национальной толерантности. Он должен стать центром социально-культурной реабилитации приехавших из-за рубежа, ближнего и дальнего. Уже действуют несколько клубов: японский, испанский, французский.

Ученики 9-го «Б» школы №928 Фируза Бабаева, Люба Сырбу, Алина Усачева, Александра Шишкина и восьмиклассник Александр Маркелов задумали создать свою общественную организацию.

Весь год ребята работали по программе «Модель миротворчества ООН – сеть школ мира», установили связь с музеем миротворческих операций.

Первичный опрос показал, что ученики их школы готовы к объединению. 3% проголосовали за пионерскую организацию, 7% выбрали скаутов, 22% – волонтерское движение. Остальные проголосовали за юных миротворцев. При повторном опросе за миротворцев высказалось большинство. Уже поданы документы на регистрацию. Юридическая формальность необходима для официального вхождения в состав Содружества детских общественных организаций города Москвы.

В конце конкурса компетентное жюри под председательством кандидата исторических наук, вице-президента Ассоциации «За гражданское образование» Андрея Иоффе подвело итоги.

Первое место заняли авторы проекта «Создание школьной радиостанции» – школа №1097, второе – ученики школы №1065 с проектом «Рядом с нами», третье место досталось участникам проекта «От чистого сердца к чистой школе» – школа №951.

Были отмечены проекты: «Поклон вам, наши ветераны!», школа №1099, в номинации «Милосердие»; «Аллея славы в Бибиреве», школа №758, в номинации «Глубокое исследование проблемы»; «Здоровый гражданин – здоровая страна», школа №1015, в номинации «За пропаганду здорового образа жизни».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте