Предпрофильное обучение – это многостороннее комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса в большей мере учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать возможности для ориентации образования школьников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности построения учеником индивидуальной образовательной траектории, обеспечивается более высокий уровень его подготовки для продолжения обучения в избранном направлении.
Путь к успеху учеников школы №1852 начинается с выбора направления предпрофильного обучения в рамках городских проектов «IT-вертикаль» и «Естественно-научная вертикаль», в которые вступила школа с 1 сентября 2022 года. Наши семиклассники осознанно подошли к выбору того или иного предпрофильного проектного обучения, имея высокую мотивацию к углубленному изучению предметов, которые им пригодятся для поступления в вузы и в дальнейшем в профессиональном становлении.
Для чего современному школьнику естественно-научные знания? На что направлена программа профиля?
– Естественно-научные знания не только способствуют расширению кругозора, развитию мировоззрения, но и дают возможность поближе ознакомиться со всем спектром профессий, – говорит учитель проекта и руководитель кружка «Школа юного исследователя» Мария Большакова. – Стоит отметить, что в этом году во всех школах впервые был запущен проект «Естественно-научная вертикаль», направленный на формирование знаний и прикладных умений учеников 7-9‑х классов в области естественных наук для решения теоретических и практико-ориентированных задач.
В рамках проекта школьники осваивают углубленные курсы химии и биологии, проходят обучение по основам исследовательской деятельности и экологических мониторингов.
– Уже за месяц обучения в школе вместе с учениками мы успели поучаствовать во многих конкурсах, – радуется Мария Михайловна. – Это и Кубок столицы по спортивной орнитологии «Осень»-2022, соревнования по полевой ботанике, а также значимым стартом для меня стала победа нашей команды в кейс-чемпионате Всероссийского форума профессиональной ориентации «Проектория». Ребята поразили жюри своим креативным подходом к созданию экологического проекта. Готовимся к турниру юных биологов МГУ. Наша команда прошла отборочный этап и была приглашена для участия в турнире, в котором предстоит сначала презентовать свои решения биологических задач, а потом их рецензировать и апеллировать в режиме реального времени. Это безумно сложная и одновременно интересная работа, но я уверена, что мы справимся!
В этом году в нашей школе впервые появился кружок «Школа юного исследователя».
– Наш кружок, – отмечает Большакова, – дружное разновозрастное сообщество, где занятия строятся по нескольким принципам: в первую очередь мы осваиваем теорию, а потом на выходных все вместе проводим увлекательные полевые практикумы и экскурсионные работы по изучению экологических исследований. Например, недавно на одном из практических занятий мы посетили Измайловский парк, где изучили главные особенности поведения и строения гидробионтов. Помимо этого на практикумах ребята полностью погружаются в изучение науки, делают много биологических зарисовок, активно участвуют во всевозможных конкурсах и, что немаловажно, каждый находит свою нишу в биологии.
С 2019 года школа является базовой площадкой Лицея Академии Яндекса. Это еще один проект, который востребован ребятами технологического направления и интегрирован с обучением в городском проекте «ИТ-вертикаль».
Как строится обучение и что получают ученики, прошедшие обучение по этой программе? Об этом мы спросили сертифицированных педагогов проекта Анну Павловну Набережную и Юлию Борисовну Ковалеву.
– С 1 сентября начались занятия Лицея Академии Яндекса, в которых учащиеся освоят курс «Основы программирования на языке Python», – рассказывает Юлия Ковалева. – Ребятам предстоит ознакомиться с непростым, но очень увлекательным миром программирования: изучить основные понятия и конструкции – переменные, условия, циклы, операторы, списки, словари, функции, научиться работать со стандартной библиотекой и внешними библиотеками, узнать основы объектно-ориентированного программирования. Это уже 5‑я группа, которую мы набрали в нашей школе. Полученные знания и навыки позволят школьникам в дальнейшем проще поступить в университет мечты, выбрать компанию, в которой всегда хотели стажироваться или даже работать.
– Главное, что дает обучение в Лицее Академии Яндекса, – добавляет Анна Набережная, – навыки промышленного программирования. Спустя некоторое время школьники уже имеют несколько реализованных проектов, много написанных строк кода, четкое понимание того, что такое профессия программиста, и, конечно, будут ли они связывать с программированием свое обучение в дальнейшем или это не совсем то, о чем они мечтали.
За несколько лет преподавания апробированы эффективные методики обучения программированию, которые помогают школьникам проще осваивать материал и запоминать информацию.
– А главное, – подчеркивает Юлия Борисовна, – во всем должна быть система. Ребята получают знания и тут же применяют их на практике. На уроках программирования дети учатся работать с информацией, структурировать ее и управлять ею. Я считаю, что эти навыки необходимы в современной жизни. На занятиях стараюсь учить именно программированию, а не просто языку.
Юлия Ковалева рассказала о том, как зародилась идея привлечь Лицей Академии Яндекса:
– Так как я готовила программы на многих языках программирования, то подумала, что смогу изучить самый распространенный на сегодняшний день язык – Python. С коллегами по школе мы узнали о проекте «Яндекс.Лицей» (в то время он так назывался) и решили попробовать свои силы. У нас получилось! Мы успешно прошли аттестацию и получили сертификаты «Преподаватель Яндекс.Лицея». Разумеется, мы с педагогами сразу же захотели открыть такую полезную и востребованную площадку на базе нашей школы.
Школа гордится тем, что для реализации предпрофильного и профильного обучения есть учителя, имеющие собственные идеи, проявляющие интерес к разработке новых учебных программ, обладающие высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией. Наши педагоги имеют хорошую методическую подготовку, владеют различными методами познавательной деятельности учащихся на уроке, проводят вместе с ними поисково-исследовательскую работу, укрепляющую интерес к учебному предмету. Они организаторы учебной поисковой работы, наставники, консультанты.
Лилия ЗАХАРОВА, заместитель директора школы №1852;
Ксения ХОВАНСКАЯ, администратор социальных сетей школы №1852
Комментарии