Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Юному таланту – особую поддержку

УГ - Москва, №38 от 18 сентября 2012. Читать номер
Автор:

Новое качество образования – главная цель реформирования современной школы. Среди ожидаемых качественных изменений системы образования прогнозируется осуществление поддержки инновационного поколения Москвы – плеяды молодых людей, мотивационно, интеллектуально и психологически подготовленных к работе в инновационном секторе города.

Р​абота с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Как отметил руководитель Департамента образования Исаак Калина, «надо обеспечить очень высокий качественный уровень олимпиад и предоставить возможность участвовать в них всем школьникам России». На заседании совета Российского союза ректоров председатель РСОШ академик Виктор Садовничий отметил значительную роль интеллектуальных соревнований в творческом развитии детей и молодежи: «Система олимпиад школьников, безусловно, краеугольный камень в процессах поиска и поддержки развития талантов».В нашем Северо-Восточном округе успешно развивается олимпиадное движение, создаются благоприятные условия для выявления и поддержки одаренных детей. Директор Северо-Восточного окружного учебно-методического центра, заслуженный учитель России Елена Аврутина убеждена: «Нам важно не потерять, не упустить мотивированных и талантливых школьников, поддержать их стремление к серьезной работе, чтобы они в самом благоприятном возрасте смогли приблизиться к науке как к реальности, как к делу, которое может стать потом их профессией, смыслом всей жизни».Основная задача при работе с одаренными детьми – способствовать развитию каждой личности, предоставить возможность каждому ребенку довести свои индивидуальные достижения в науке или в искусстве до максимально возможного уровня. Выявление одаренных детей – системный, длительный, творческий процесс. В рамках развития олимпиадного движения в округе решают задачи по стимулированию интереса учащихся к предметам, выявлению мотивированных и одаренных учащихся, созданию условий, при которых каждый ребенок имеет возможность проявить свои способности в различных предметных областях. Большое внимание мы уделяем своевременному и полному информированию учителей, учащихся и родительской общественности о возможности участия школьников в школьных предметных олимпиадах, о сроках и местах проведения, о правилах проведения и результатах. Окружной учебно-методический центр подготовил и разместил в сетевых информационно-методических пространствах методические рекомендации по организации школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, задания для этого этапа. Организована работа консультационной «горячей линии».На сайте окружного учебно-методического центра (www.metodistsv.org) в разделе «Олимпиады, конкурсы» размещается и постоянно обновляется актуальная информация по всем вопросам олимпиадного движения, создана и постоянно актуализируется окружная база данных участников, победителей и призеров этапов Всероссийской олимпиады школьников. Информация о победителях и призерах окружного этапа передается в телекоммуникационную систему СтатГрад для формирования общегородской базы данных.Информационное, организационное и методическое сопровождение развития олимпиадного движения в округе, ведение окружной базы данных победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников осуществляем мы – сотрудники лаборатории технологий работы с одаренными детьми. Заведует нашей лабораторией заслуженный учитель РФ Наталья Новокрещенова. Мы рекомендуем школьникам обязательно принимать участие в олимпиадном движении – это отличный способ оценить свои знания и посоревноваться со сверстниками, психологически раскрепоститься, советуем учителям вовлекать как можно больше учащихся в олимпиадное движение, которое позволяет уже на школьном этапе выявить наиболее талантливых ребят. Олимпиады представляют собой менее формальную проверку углубленных знаний и способностей по сравнению с обычными экзаменами и тестированием. Мы предлагаем участие в широком спектре олимпиад – Всероссийской олимпиаде школьников по 21 предмету и Московской олимпиаде школьников, включающей олимпиады более чем по 22 предметам и направлениям.Победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников зачисляют без экзаменов на профильные факультеты в любые вузы, призерам начисляют 100 баллов по профильным предметам. Однако чтобы войти в число счастливчиков, нужно пройти 4 этапа: школьный, муниципальный (окружной), региональный (городской) и заключительный. В течение последних двух лет победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников стали 28 школьников Северо-Восточного округа. В прошлом учебном году победителями и призерами Московской олимпиады школьников стал 221 учащийся округа, в позапрошлом – 136 победителей и призеров.В 2011-2012 учебном году в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 127882 учащихся образовательных учреждений округа, что на 12% больше, чем в прошлом учебном году. Победителями и призерами школьного этапа в этом учебном году стали 31151 обучающийся 5-11-х классов. Самую высокую результативность участия в школьном этапе показали государственная столичная гимназия (ГСГ), гимназии №1518, 1531, 1554, 1558, 1565, МИИТ, школы №962, 1095, 1411, 1412, 1416, 1955. Наибольшее количество школьников участвовало в школьном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку (12789 школьников), по математике (12653 школьника) и английскому языку (10952 школьника). Наибольшее количество победителей и призеров школьного этапа олимпиады было выявлено по тем же трем предметам: английскому языку (3817 школьников), математике (3459 школьников) и русскому языку (3384 школьника).Информационно-методическое и организационно-методическое сопровождение олимпиадного движения в округе со стороны окружного учебно-методического центра позволило добиться высокого процента участников окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников (33% от общего числа обучающихся 7-11-х классов). В 2011-2012 учебном году число участников окружных предметных олимпиад составило 11880 школьников, что на 5% больше этого показателя позапрошлого учебного года. Число победителей и призеров окружного этапа выросло на 10% (с 2441 в 2010-2011 учебном году до 2677 школьников в 2011-2012 учебном году).Из 185 дипломов победителя окружного этапа более 10 дипломов получили учащиеся гимназии №1518, физико-математического лицея №1568, ГСГ, школы №962. Самыми результативными образовательными учреждениями прошлого учебного года в окружном этапе Всероссийской олимпиады школьников стали гимназия №1518 (231 победитель и призер), лицей №1568 (181 победитель и призер), ГСГ (164 победителя и призера). В целом по округу доля победителей и призеров составляет 23% от числа всех участников окружных предметных олимпиад (в прошлом учебном году 21%), прослеживается положительная динамика участия и результативности в окружном этапе Всероссийской олимпиады школьников.В региональном этапе олимпиады прошлого учебного года победителями и призерами стали 172 школьника из 53 образовательных учреждений округа, что на 4% больше этого показателя в 2010-2011 учебном году (166 школьников из 51 образовательного учреждения). Выше среднегородских показателей школьниками округа достигнуты результаты в предметных олимпиадах по географии, истории, литературе, обществознанию, праву, русскому языку и физике. На уровне среднегородских показателей – в предметных олимпиадах по немецкому языку, технологии и физической культуре. Ниже среднегородских показателей – в предметных олимпиадах по английскому языку, химии, биологии, экологии, экономике, искусству (МХК), информатике, математике, ОБЖ, нет победителей и призеров по астрономии и французскому языку.Лучшие результаты в региональном этапе олимпиады достигнуты в олимпиадах по обществознанию (27 призеров), физике (22 призера), литературе (20 победителей и призеров), истории (18 призеров), праву (15 призеров) и географии (12 призеров). Среди победителей и призеров регионального этапа 41 девятиклассник, 60 десятиклассников и 71 одиннадцатиклассник.Наиболее успешно на региональном этапе олимпиады выступили обучающиеся образовательных учреждений №1518, 1568 и ГСГ, причем обучающиеся образовательных учреждений №1518 и 1568 в этом учебном году показали более высокие результаты по сравнению с позапрошлым годом. В гимназии №1518 – 31 призер в 12 предметных областях (что на 42% больше прошлогоднего результата), в лицее №1568 – 28 призеров в 7 предметных областях (рост на 27%), в ГСГ – 18 призеров в 7 предметных областях (стабильные результаты).Победителями регионального этапа олимпиады стали учащаяся 9-го класса школы №1415 (победитель олимпиады по литературе) Маргарита Глебина и учащийся 11-го класса центра образования №293 (победитель олимпиады по технологии) Денис Найштут. 20 школьников образовательных учреждений №1220, 1413, 1415, 1506, 1518, 1537, 1568, ГСГ стали призерами регионального этапа по двум предметам. Призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по трем предметам стали три ученика образовательных учреждений №1416, 1518, гимназии МИИТ (по одному в каждом).В заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников победителями и призерами стали 14 школьников из образовательных учреждений №279, 293, 962, 968, 1503, 1518, 1568, гимназии МИИТ, ГСГ, что составляет 4% от общего числа победителей и призеров заключительного этапа в Москве. В этом году общее количество победителей и призеров сохранилось на уровне прошлого года (14 школьников). Среди победителей и призеров восемь десятиклассников и шесть одиннадцатиклассников в предметных олимпиадах по английскому языку, географии, истории, литературе, русскому языку, технологии, информатике и физике.Школьники нашего округа принимают активное участие и в Московской олимпиаде школьников. В прошлом учебном году победителями и призерами Московской олимпиады стал 221 учащийся округа, что на 62,5% больше, чем в позапрошлом учебном году (было 136 победителей и призеров). Победителями и призерами стали обучающиеся 52 образовательных учреждений округа.Наиболее успешно в Московской олимпиаде выступили школьники образовательных учреждений №1518, 1554, 1565, 1568, 1412, 1506. Призерами и победителями по одному предмету стал 191 школьник, по 2 предметам – 12 школьников из образовательных учреждений №1412, 1518, 1565, 1568, гимназии МИИТ, по 3 предметам – 2 ученика гимназии №1518.Особое внимание уделяется подготовке учителей. В плане работы окружного учебно-методического центра отдельным блоком реализуется направление методической работы с учителями «Система работы с мотивированными и одаренными детьми. Подготовка к олимпиадам», рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми, создания комфортной среды для творчества, индивидуального и коллективного творчества как условий для проявления одаренности детей, проектно-исследовательской деятельности учащихся как условия формирования системы работы с одаренными детьми.Мы стремимся сохранить ценности и престиж серьезного, фундаментального образования, которое становится предпосылкой и начальной ступенью подготовки будущих ученых и граждан нашей страны.Ольга ШКЛЯРСКАЯ, методист лаборатории технологий работы с одаренными детьми ОУМЦ СВАО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту