И только сейчас мы начали потихоньку понимать, что ЮНЕСКО – это прежде всего огромная интеллектуальная и научная копилка, тысячи экспертов и ученых, центры информации и документации, кладовая международного опыта.
Понимание этого во многом и обусловило тематику мероприятий, прошедших в рамках Дней ЮНЕСКО в России, а также программу пребывания у нас ее Генерального директора Ф.Майора.
Добавим, что такая акция проводилась впервые в нашей стране. Более 50 концертов, выставок, научных конференций и других мероприятий прошли в десятках городов России. Наша страна стремительно наверстывает упущенное за годы “железного занавеса”, занимая достойное место страны, имеющей многовековую самобытную культуру, традиции, колоссальный интеллектуальный и научный потенциал.
Как найти сокровище
Участие в “круглом столе” “Учительской газеты” “Образование для XXI века” заместителя генерального директора по образованию Колина пауэ╡а было не случайным. Импульсом для проведения встречи стал доклад “Образование: сокрытое сокровище”, подготовленный Международной комиссией по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. Главный редактор “УГ” Петр положевец пригласил к участию в дискуссии министра общего и профессионального образования РФ Владимира Кинелева, “Учителя года России-96” Екатерину Филиппову, ученых и специалистов Минобразования и РАО. Кстати, эта встреча стала первой в серии “круглых столов”, которые будут посвящены темам “Образование и культура”, “Образование и воспитание”, “Образование и гражданственность” и другим.
Подробности читайте в ближайших номерах “УГ”.
Майор покоряет Сибирь
12 февраля в Новосибирском Академгородке замечены два события: подписан Договор об открытии в НГУ кафедры ЮНЕСКО по устойчивому развитию и начата выплата зарплаты профессорам за декабрь минувшего года.
Установить подлинную взаимосвязь этих событий пока не удалось.
Зато очевидна связь между визитом в Новосибирск Генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора и ощутимым приливом интеллектуальных, моральных, жизненных сил и позитивных идей у каждого учителя, студента, ученого. У всех, кому посчастливилось общаться с этим обаятельным, талантливым и мужественным человеком, известным своей справедливостью. Блеск эрудиции, незаурядный дар педагога и публициста, глубинный гуманизм и тонкий юмор позволили Федерико Майору покорить Сибирь значительно быстрее, чем это сделал легендарный Ермак.
– Путь к организации кафедры был долог по причинам, не зависящим ни от сибирских ученых, ни от ЮНЕСКО, но мост этот настойчиво строился с обеих сторон одновременно, и вот – результат: в этом году кафедра ЮНЕСКО уже набирает свою магистратуру по новым направлениям междисциплинарных исследований в области устойчивого развития, экологии, прав человека, социальных проблем России, – рассказывает академик Иван Молетотов, один из основателей гуманитарного факультета НГУ.
– Новая кафедра получила возможность вести исследования в области гуманитарных, социальных, экологических, политических проблем на новом научном, организационном и инструментальном уровне. Открывается перспектива широкого сотрудничества студентов и ученых с зарубежными коллегами. Подготовка совместных междисциплинарных курсов, диссертаций, монографий, конференций, исследований, выработка новых подходов к вероятностному будущему – все это из области многолетних мечтаний переходит в реальные учебные планы, – говорит ректор НГУ Владимир Врагов, руководитель первой кафедры ЮНЕСКО в Сибири.
О чем же остается мечтать студентам, которые пришли на встречу с Генеральным директором ЮНЕСКО?
– Появилась надежда, что мы действительно становимся открытым обществом, где будет наконец действовать не телефонное право, как в годы застоя, не револьверное право, как в сегодняшнем рынке, а новый уровень культуры и образования, – говорит студент физфака Вячеслав Лель, председатель студенческого профкома НГУ.
– В университете мощное экологическое движение, – замечает другой студент-физик Павел Денисов, который летом занимается тем, что в знаменитых заповедниках России “изымает стволы” и взрывчатки у браконьеров, – но слабая еще правовая информационная база у защитников природы. Человек не может получить информацию о степени радиоактивной зараженности своей квартиры, садового участка, детского сада, школы, университета… И это глобальная проблема, которую тоже можно решать с участием новой кафедры.
Федерико Майор встретился и со школьными учителями – участниками семинара “Учитель в меняющемся мире”.
– Сибиряки в эти смутные времена сохранили свои школы и приумножили их в качественном отношении, – говорит ректор института повышения квалификации работников образования, известный в Сибири ученый-методист Василий Синенко. – Переподготовку всех работников образования видим такой, чтобы изменить не столько технологию, сколько мировоззрение учителя и методологию, цели и подходы. Все больше школ ставит перед собой задачу “через открытую школу – к открытому обществу” и с участием ЮНЕСКО осуществляет новую образовательную идеологию.
Галина ФРОЛОВА
Новосибирск
P.S.
Решением ученого совета НГУ за большой вклад в развитие и укрепление международных отношений Федерико Майору присвоено звание почетного доктора Новосибирского государственного университета.
Из послания Генерального директора ЮНЕСКО
“Сердечно приветствую всех организаторов и участников этой уникальной и своевременной российской инициативы – Дней ЮНЕСКО в России.
Обращаюсь к вам с просьбой: посетите в эти дни школы и университеты, в которых вы учились и где, может быть, давно не были. Именно там сегодня решается, какой быть России в ХХI веке. Поговорите с учащимися и педагогами. Уверен, это обогатит и вдохновит вас. Никто из нас не настолько мудр, чтобы не нуждаться в уроке, и никто из нас не настолько невежествен, чтобы не суметь его преподать. Пусть как можно больше людей включаются в этот процесс взаимообучения и самореализации: на этом зиждется достоинство народа, на этом основана подлинная культура мира”.
О феномене Урала доложат в Париже
Прилетев в Екатеринбург из Новосибирска ночью 13 февраля, господин Генеральный директор ЮНЕСКО за один день успел провести столько встреч и переговоров, сколько иным нашим чиновникам хватает на неделю.
Первая посадка была намечена в Верхотурье, где Федерико Майор познакомился с всемирно известными верхотурскими монастырями. Хотя рассматривать особенно было нечего. Во времена Советской власти в них долгое время размещались детские колонии, склады и котельные. Теперь они силами области медленно восстанавливаются. Ужаснувшись плачевному состоянию величайших архитектурных памятников, Майор пообещал губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю помочь в реставрации как средствами ЮНЕСКО, так и личными сбережениями.
В Нижнем Тагиле высокий гость посетил два учебных заведения: политехническую гимназию и ассоциированную школу при ЮНЕСКО, которые привели его в полный восторг качеством преподавания, профессионализмом педагогов и уровнем учеников. Валерий Сойфер, председатель правления Международной соросовской программы образования в области точных наук, сопровождавший Федерико Майора на протяжении всего визита в Россию, рассказал о некоторых интересных моментах. Войдя в кабинет биологии, они оказались не на уроке, а на заседании по проблемам биологии, которое проводили семиклассники. Когда одного из мальчиков спросили, над чем он сейчас работает, тот вполне серьезно ответил, что “в настоящий момент его особенно волнуют вопросы долголетия, в частности проблема медленного восстановления нервных клеток”. Но окончательно растопил сердце господина Майора, испанца по национальности, концерт, на котором школяры исполнили музыку и танцы его родины.
В тот же день в Екатеринбурге проходила конференция соросовских учителей Екатеринбурга, а которой также принял участие господин генеральный директор.
Губернатор Свердловской области Эдуард Россель с трибуны заявил, что “в нашей области культура и образование занимают ведущее место”. Очевидно, он имел в виду однопроцентный сбор на нужды образования, который взимается в области со всех юридических лиц. На что господин Майор в своей речи ответил: “Феномен участия всех слоев общества в деле образования, который мы наблюдаем на Урале, достоин подражания”. И даже пообещал доложить об этом на очередной сессии ЮНЕСКО в Париже. В зале же тезис губернатора не нашел поддержки. Екатеринбуржцы хорошо знают историю этого сбора: в прошлом году лишь 27 миллиардов рублей пошло на нужды образования, а две трети бесследно растворились в областном бюджете.
Однако лекция Федерико Майора “Роль учителя в меняющемся мире” помогла на время забыть о местных неурядицах.
“Деньги разделяют: они необходимы для того, чтобы двигаться вперед, но этого недостаточно. Политическое развитие также необходимо, но и его недостаточно. Основные моменты, которые могут обьединить нацию, это интеллектуальная и моральная солидарность. Да, мы можем сказать, что рыночная экономика для нас приемлема, но рыночное общество – нет”.
“У образования могут быть только два направления: образование примером и образование любовью”.
Юлия ПРЫТКОВА
Из хроники
событий
7 января
Открытие конкурса детского рисунка на тему: “Мой Пушкин”. Федерация клубов ЮНЕСКО России (КЮРОС).
28 января
Экспертиза работы ассоциированной школы ЮНЕСКО, Москва, Школа N 792.
5-15 февраля
“Дни ЮНЕСКО в г.Владивостоке”: лекции, встречи в школах, средних специальных и высших учебных заведениях с деятелями образования, науки и культуры, общее собрание Дальневосточного отделения Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.
10 февраля
Открытие Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва.
Лекция заместителя Генерального директора ЮНЕСКО М.Яккарино “Наука и общество на пороге XXI века”. Санкт-Петербург.
Встреча Генерального директора ЮНЕСКО Ф.Майора с деятелями образования, науки и культуры, открытие кафедры ЮНЕСКО по мировой культуре. Москва, Российский государственный гуманитарный университет.
Открытие выставки “ЮНЕСКО в России, Россия в ЮНЕСКО”.
11 февраля
Встреча Ф.Майора с представителями российских военных кругов, переговоры о создании кафедры ЮНЕСКО по гуманитаризации военного образования и конверсии в Академии им.Н.Е.Жуковского. Москва.
Встреча Ф.Майора с молодежью, учащимися и преподавателями российских ассоциированных школ ЮНЕСКО. Москва.
12 февраля
Встреча Ф.Майора с деятелями науки, культуры и образования. Новосибирск.
Региональный семинар учителей с участием Генерального директора ЮНЕСКО Ф.Майора. Новосибирск. Академгородок.
“Круглый стол” по докладу Международной комиссии по образованию для XXI века “Образование – сокрытое сокровище”. Выступление заместителя Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования К.Пауэра. Москва.
13 февраля
“День открытых дверей” в ассоциированных школах России: выставки, конкурсы творческих работ, семинары, “открытые уроки”. Выпуск буклета “Ассоциированные школы ЮНЕСКО в России”. Москва.
Встреча Генерального директора ЮНЕСКО Ф.Майора с учителями и учащимися средних школ. Нижний Тагил, Гимназия 1-й категории-ассоциированная школа ЮНЕСКО.
Конференция “Роль учителей в меняющемся мире”. Екатеринбург.
Выступление зам.Генерального директора ЮНЕСКО К.Пауэра в Московском государственном лингвистическом университете с лекцией “Реформы высшего образования”. Москва.
Комментарии