Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Юго-Запад хочет участвовать в экспериментах

УГ - Москва, №16 от 19 апреля 2011. Читать номер
Автор:

Министр образования Москвы Исаак Калина по приглашению префекта Алексея Челышева встретился с директорами школ ЮЗАО. Во встрече участвовал и недавно назначенный начальник Юго-Западного окружного управления образования Алексей Александров. Сидя в президиуме между двумя Алексеями, Исаак Иосифович мог загадать желание о том, чтобы все задуманное им как можно быстрее реализовалось на практике.

А​ктовый зал  префектуры был полон и блистал звездами столичной педагогики. Тут и Мария Комлева, и Владимир Овчинников, и Евгений  Ямбург, и многие другие директора, ставшие известными не только в Москве, но и на педагогических просторах России. Не было, пожалуй, только Леонида Мильграма, но его имя в числе первых прозвучало из уст префекта Челышева, когда он  на трибуне отдавал должное прекрасному управленческому корпусу ЮЗАО. Алексей Валентинович вспомнил о недавно отмеченном 90-летнем юбилее Леонида Исидоровича, с удовлетворением сообщил о том, что сотрудничает с этим народным учителем, пользуется его советами, отметил, что в округе много энергичных, ищущих, творческих   директоров.Встреча  обещала быть острой, ведь давно известно, что этот округ в столице самый академический, ученые – люди  интеллектуальные, независимые и свободные, в высказываниях себя не ограничивают, а это придает  их встречам с сильными мира сего особую атмосферу. К тому же префект ЮЗАО признался: на встречах с префектами других округов почему-то идут разговоры, что учителя с  изменениями, происходящими или запланированными в столичном образовании, недовольны, а кое-где даже протестуют, вот он и решил провести эту встречу  –  проверить слухи, а заодно понять, какое настроение царит в школьной  управленческой  среде. Вообще надо сказать, что  самых различных слухов Москве хватает, на мой взгляд, кто-то намеренно их распускает, создавая искусственную напряженность в педагогической среде, да и в целом в обществе. То идет волна разговоров о том, что зарплата учителей станет меньше, то родителей тревожат предсказаниями, что  все образование станет платным, то уверяют, будто дошкольное образование лишится музыкальных, прочих работников и там останутся одни только няни, то настаивают: изменение  правового статуса ОУ в соответствии с 83-ФЗ приведет  к изменению  (читай – уменьшению) бюджетных поступлений. На каждый роток, как известно, не накинешь платок,  вот и приходится Департаменту образования тратить время и силы на то, чтобы опровергать все эти домыслы. Больше всего в установлении истины  помогают встречи, подобные встрече в ЮЗАО. Кстати, она не первая (например, такие уже состоялись в Западном, Юго-Восточном  округах) и не последняя – Исаак Калина считает, что такой разговор лицом к лицу чрезвычайно полезен для работы, так как расставляет все точки над i. Начался разговор, конечно, с самой актуальной темы – денежной. Префект ЮЗАО признался, что таких денег, как нынче, округ никогда не получал. Чего стоят только  2 миллиарда 600 миллионов, выделенных  Правительством Москвы на приведение в порядок фасадов школьных зданий и благоустройство пришкольных территорий, спортивных площадок,  замену окон, косметический и капитальный ремонт. Правда, всю эту работу придется выполнять летом, отложив отпуска, но директора, сидящие в зале, все равно довольно кивали головами – самое главное, чтобы деньги были, а уж они поработают. Исаак Калина во вступительном слове, по сути дела, обрисовал свои позиции по  нескольким актуальным проблемам. Первая – изменения нужно  производить не торопясь, бережно, сохраняя все позитивное, что было наработано в прошлые годы: «Какие бы новые механизмы ни вводили,  мы должны в первую очередь проверять, а не ломает ли это нашу систему ценностей, благодаря которой мы все живем и работаем». Этот посыл был внимательно выслушан и воспринят залом, после чего некоторое напряжение спало и директора уже были готовы к разговору, который должен был быть посвящен  целям, задачам и перспективам пилотного проекта, объявленного Правительством  Москвы   22 марта 2011 года,   в котором участвуют 125 столичных школ, в том числе несколько школ ЮЗАО. Калина сформулировал ключевые моменты пилотного проекта,  заявив  о нескольких аксиомах, которые он сам считает важными: «Цель проекта – обеспечение качества образования во всех школах  Москвы. При этом самое простое определение качества – это соответствие потребностям личности, общества, государства. Есть надежда, что общество аккумулирует основные потребности личности, а государство  постарается  в своих документах отразить  главные потребности  общества.  Хотя мы все понимаем, что не может быть абсолютно совпадающих потребностей, свои потребности останутся и у государства, и у общества, и у личности. Если школа будет только удобной для управления, а директора –   послушными, живущими по указке,  то удовлетворить  потребности, предъявляемые этим триумвиратом, на нужном уровне она  не сможет. Если  мы хотим, чтобы школа в самом деле обеспечивала высокое качество,  то есть удовлетворяла потребности, нужно решить задачи пилотного проекта и предоставить школе  ответственную свободу в достижении этой цели. (Для меня школа – интегративное понятие, объединяющее ключевую фигуру – директора, администрацию,  учительский коллектив,   профсоюзную организацию, методические и другие объединения, родительское  и ученическое сообщества.) Я думаю, не предоставляя свободы школе, а требуя, чтобы она  выполняла лишь  какие-то указания, поступающие сверху, нельзя требовать от нее  ответственности за результат, вся ответственность в таком случае лежит на том, кто эти указания давал.  Я уже давно убедился в том, что каждая выдающаяся школа  стала такой не потому, что безукоризненно выполняла все указания вышестоящих органов. Я не знаю такого примера и очень удивлюсь, если кто-то мне такой пример приведет. Всегда выдающиеся школы выходили за рамки указаний и ориентировались в первую очередь на потребности того сообщества, которое пользовалось услугами этих школ, на возможности и интересы тех коллективов, которые составляли эти школы. Поэтому и школы в Москве разные. Все хорошие школы  хороши по-своему, все плохие школы – на одно лицо. Если в школе нет квалифицированных учителей,  если в школе неуважительные по отношению к ученику культурно-бытовые условия, если в школе нет современного  оснащения, то такая школа хорошей точно  не будет». Надо ли говорить, что зал, в котором сидело множество директоров-бунтарей, как раз поступавших в точности с представлениями   министра  о выдающихся школах, воспринял все размышления Калины с удовлетворением? А он шел  дальше. Слова о том, что «процесс аккредитации не должен  ни на час  мешать обычной, привычной жизни школы», были уже  встречены аплодисментами. Каждый директор сразу вспомнил, сколько времени было потрачено на очередную аккредитацию, сколько пришлось оформлять   различных бумаг,  сколько принимать различных комиссий, проводить контрольных. «Слишком много любителей среди тех, кто проверяет школы, и очень мало профессионалов. Слишком мало культуры в оценочных процедурах, проверяющие  очень часто не имеют большого личного опыта работы учителями, отсюда и происходят вещи, которые не должны происходить, – заметил Исаак Иосифович и попросил: – Хочу получить предложения о том, как должна происходить аккредитация, чтобы она не мешала школе, но при этом отражала то, что школа выполняет функции, возложенные на нее государством». Зал при этом одобрительно загудел, может быть, уже имея соответствующие предложения, выстраданные годами.Самая серьезная ответственность школы – ответственность перед людьми, на оценку которых она не может не ориентироваться. Удовлетворение потребностей личности, по мнению министра, самая простая форма ответственности перед ней. Семьи выбирают школы, где они хотят, чтобы учились  их дети, определяя судьбу школы, так как отсутствие первых классов, считает Калина, отсутствие  ее будущего. Механизм свободы школы в обеспечении качества Исаак Иосифович определил как «равнодоступность для всех школ  финансового ресурса». Собственно, об этом пилотный проект, который дает четкие формулы, по которым школа может получить финансовые ресурсы, реализуя свою ответственность перед личностью и государством. «Не надо ходить к начальнику окружного управления образования, к финансистам, в департамент, никто  ничего не может ни отнять, ни добавить, цифра финансирования абсолютно расчетная, причем для всех 125 школ она оказалась более значимой, чем была до того. Это означает не только свободу  самой  школы в распределении этих средств (свобода  практически полная),  но и появление возможности направлять средства на поощрение тех учителей, благодаря которым школа наиболее успешно реализует задачу повышения качества. Я рад тому, что в финансовом управлении Департамента образования прекратится появление ходоков. Недавно я в кабинете своего заместителя по финансам  увидел  начальников окружных управлений образования, директоров, которые  о чем-то все время торговались. Я уверен, что  финансирование не должно зависеть от воли чиновников, что   уважения заслуживают те чиновники, к которым не нужно ходить и чего-то просить. Должна быть создана абсолютно прозрачная, четкая и ясная система равнодоступности школ к  финансовым ресурсам, потому что просящий директор не может быть по-настоящему свободным». Эти слова Исаака Калины гордые и свободные директора Юго-Запада встретили уже бурными аплодисментами.Министр обещал ответить на все их вопросы, и во время его вступительной речи по залу ходили и собирали записки сразу несколько человек. Видимо, поначалу директора опасались вступать  в непосредственный диалог с руководителем Департамента образования. Но позже записки так и остались лежать на столике секретариата,  их авторы – директора  брали в руки микрофон и задавали вопросы сами, получая тут же исчерпывающие ответы. Что же интересовало директоров? Очень многое. Например, как вступить в пилотный проект, если есть большое желание (выяснилось, что можно, так считает мэр, высказавший такое мнение на одной из встреч с директорами школ Москвы), может ли школа сама проводить тендеры и  аукционы, если обучит своих работников этому искусству (оказалось, что игра не стоит свеч, слишком хлопотное дело, да и бумаг нужно оформлять уйму), будет ли повышен норматив школе, если там обучаются дети-инвалиды. Родители хотели узнать, будет ли оплачиваться учителям воспитательная работа,  молодые учителя, мечтающие стать директорами, интересовались, где  им повысить квалификацию в этой сфере, профсоюзные  лидеры  беспокоились, будет ли повышена зарплата библиотекарям и другим работникам школ, финансисты  хотели знать, каким образом будут перечисляться средства школам, получающим самостоятельность. Но, пожалуй,  самый важный вопрос был задан в конце встречи. Дело в том, что все изменения требуют основательной  экономической подготовки  педагогов, в том числе и будущих педагогов в педвузе. На этот вопрос Калина дал весьма обстоятельный ответ: идут переговоры с ведущими экономическими  и финансовыми вузами об организации такой подготовки в рамках повышения квалификации и магистратуры.Конечно,  невозможно в ходе одной встречи получить ответы на все  вопросы, выяснить все позиции, но  министр обещал, что будут и другие встречи, так как это в интересах всех, кто хочет позитивных изменений в  системе столичного образования.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту