search
main
0

Юго-Восток готовится к новому учебному году,. анализируя сделанное в уходящем

Андрей БАРИНОВ, заместитель начальника Юго-Восточного окружного управления образования:На протяжении последних лет основная цель образовательной политики округа – реализация права каждого ребенка на доступное и качественное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического здоровья различных категорий детей.

Образование должно быть доступным для всех категорий детей. Сегодня особенно остро стоит вопрос доступности дошкольного образования, которым охвачено свыше 44 тысяч детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет, проживающих на территории нашего округа. Комплексная программа развития дошкольного образования включает в себя и мероприятия по ликвидации дефицита мест в детских садах, который связан как с изменением демографической ситуации, так и с миграционной политикой.За прошедший учебный год: построены и введены в строй 7 детских садов, из них 4 на месте сноса старых зданий, общее количество полученных мест – 710; в трех общеобразовательных школах (№№1902, 1965, 1462) открыты 7 групп для детей дошкольного возраста, реализующих на практике вопросы непрерывности дошкольного и начального общего образования, на 175 мест; перепрофилированы 67 групп на 1480 мест. (На 01.09.2011 г. дополнительно будут перепрофилированы еще 72 группы на 1575 мест.) Из бюджета на эти цели выделено 192,5 млн; переукомплектованы группы в детских садах нескольких районов с большой плотностью детского населения (от 20 до 45%).Реализация всех этих мер позволила в течение года сократить текущую очередность в ДОУ с 4840 человек (по состоянию на 01.09.2010 г.) до 280 человек (на конец этого года), однако очередность на новый учебный год останется.На следующий год запланировано строительство 5 новых садов на 95 мест каждый (на смежных территориях).Для обеспечения доступности дошкольного образования создана многофункциональная развивающая система общественного дошкольного воспитания для детей, которые воспитываются в семьях. Для этой категории детей продолжают развиваться вариативные формы дошкольного образования: служба ранней помощи (7), лекотека (14), Центр игровой поддержки ребенка (40), структурное подразделение «Семейный детский сад» (48).Сегодня мы говорим о доступном качественном образовании для всех, поэтому особое внимание в округе уделяем воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых создана целостная, непрерывная система дошкольного и общего образования, дающая право на получение образования каждому ребенку с учетом его возможностей и в соответствии с образовательными запросами семьи.Реабилитация детей с ограниченными возможностями средствами образования организована как в системе специального, так и инклюзивного и интегративного образования. В режиме инклюзивного образования в этом учебном году работали 23 учреждения, в которых обучаются 162 ребенка.Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и оказание адресной методической помощи педагогам обеспечивают 5 центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции.Завершающийся 2010-2011 учебный год ознаменован началом серьезных изменений в организационно-правовом положении учреждений. В соответствии со вступившим с 1 января 2011 года 83-ФЗ учреждения образования, как и весь социальный комплекс Москвы, переходят на новые типы (автономные, бюджетные и казенные) учреждений, основой деятельности которых будет выполнение государственного задания по оказанию государственных услуг. В соответствии с постановлением Правительства Москвы №1052-ПП (от 7 декабря 2010 года) в начале июня Департамент образования (приказ №382 от 01.06.2011 г. и приказ №387 от 03.06.2011 г.) утвердил ведомственный перечень государственных услуг и порядок формирования государственных заданий на их оказание.Одна из важнейших задач, которую решали образовательные учреждения округа, – повышение качества образования, создание образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся и воспитанников.Для объективной оценки качества образования проанализированы результаты внешней экспертизы. Данные этой экспертизы были рассмотрены на одном из совещаний с руководителями ОУ.В 201002011 учебном году в 81 учреждении округа Московский центр качества провел плановые проверки (в том числе в 55 школах в рамках процедуры государственной аккредитации). Тестирование учащихся проводили по 10 предметам учебного плана (математике, русскому языку, физике, химии, биологии, информатике, географии, английскому языку, истории России, обществознанию).53 ОУ (или 65%) прошли данную процедуру без замечаний. В 28 учреждениях (35%) в ходе проверок были выявлены несоответствия требованиям государственных образовательных стандартов основного общего образования. По одному предмету – в 13 ОУ, по двум предметам – в 11 ОУ, по трем предметам – в 2 ОУ.Серьезные нарекания получили одна из школ и один из центров образования, учащиеся которых по шести предметам не показали минимального уровня. По этим учреждениям внесено было представление управлением по надзору, и до 1 июня они должны были устранить нарушения.Управление образования совместно с научно-методическим центром и администрацией школ провели анализ результатов проверки качества, разработали программу методической поддержки, в частности, проведены совещания с заместителями директоров ОУ, учителями-предметниками. Все результаты анализировались, обобщались, доводились до сведения, намечались пути коррекционной работы, семинары для заместителей директоров ОУ, готовящихся к проверкам на базе школы №776; серия семинаров по модели соуправления ОУ на основе результатов диагностики на базе ННОУ «Карьера»; выездные педагогические советы в 9 ОУ (№№416, 439, 461, 481, 489, 84, 1040, 1049, 776), индивидуальные консультации для заместителей директоров ОУ; повторные тестирования по предметам в ОУ, учащиеся которых показали неудовлетворительные результаты. В настоящее время все школы предписания исполнили.Большинство ОУ, где в ходе независимых проверок отмечены низкие результаты и которым оказывалась методическая помощь, справились с итоговой аттестацией в 9-х и 11-х классах, но, к сожалению, есть школы, повторившие неудовлетворительный результат независимого тестирования в ходе сдачи ЕГЭ. Администрации этих ОУ надо сделать серьезные выводы и в ходе подготовки к новому учебному году всесторонне проанализировать причины неуспешности по некоторым предметам, наметить конкретные шаги выхода из кризисной ситуации. Только серьезная (персональная) мера ответственности, умелая, грамотная работа руководителя позволят получить положительный результат.Если говорить в целом о результатах государственной итоговой аттестации основной школы, то надо сказать, что наметилась положительная динамика. На едином государственном экзамене средний балл по предметам вырос на 4%, однако количество выпускников, не преодолевших минимальный порог, по сравнению с предыдущим годом не уменьшилось. Как повысить качество предоставления образовательных услуг? Этот вопрос должен ежедневно находиться на контроле администрации ОУ, методической и психологической службы, учителя и воспитателя, а также родительского сообщества.Наряду с развитием и совершенствованием традиционной системы внутришкольного контроля и системы работы методических объединений большой потенциал заложен в применении современных принципов управления качеством. Повышение эффективности и качества образования можно обеспечить за счет перехода к управлению результатами, к финансированию образовательных услуг на основании задания учредителя на основе подушевого финансирования. Ключевым вопросом модернизации системы управления становится переход к мотивирующему нормативно-ученическому (подушевому) финансированию.Апробация новой схемы финансирования началась с 1 апреля 2011 года в 125 учреждениях Москвы. В нашем округе в первом пилотном проекте участвуют 12 школ (№№430, 623, 687, 776, 1041, 1738, 632, 481, 1967, 1910, 1143, 2011), с 1 июля 2011 года к ним присоединятся еще 127 школ, среди которых 13 из нашего округа (№№641, 775, 1367, 1417, 1457, 1458, 1562, 1597, 1599, 1858, 1905, 1959).В рамках проекта по развитию общего образования дополнительные ассигнования выделяются в начале каждого квартала в зависимости от достижения индикаторов качества и эффективности. Хочу отметить руководителей ОУ первого пилотного проекта. В сжатые сроки в этих школах проведена качественная масштабная работа с трудовыми коллективами, родительской общественностью, созданы рабочие группы по разработке локальных актов, особое внимание обращено на формирование стимулирующего фонда оплаты труда, проведены несколько педсоветов и рабочих совещаний, на которых рассматривались вопросы введения новой системы оплаты труда, проекты локальных актов обсуждены на советах (управляющих советах школ) с участием профсоюзных комитетов. Все разработанные локальные акты были приняты на общих собраниях трудового коллектива. Были также созданы планы развития ОУ, финансово-хозяйственной деятельности с учетом сметных ассигнований, продумано информационное сопровождение проекта как обязательная составляющая для информирования разных групп участников образовательного процесса.В рамках августовских мероприятий мы планируем проведение семинара по первым результатам осуществления пилотного проекта по развитию общего образования в Москве.Одна из важнейших задач повышения качества образования и эффективности регулирования процессов экономического порядка – формирование системы государственно-общественного управления. При построении в ОУ системы управления качеством необходимо обеспечить взаимодействие с системой экспертизы, диагностики и консультирования. Здесь особую роль может сыграть совместная работа ОУ с научно-методическим центром округа, структурными подразделениями управления образования. Эффективная система управления качеством сегодня невозможна без информационной системы. В каждом ОУ должны быть внедрены современные инструменты информирования общественности о состоянии и результатах деятельности ОУ (публичные отчеты, сайты, действующие форумы, блоги руководителей). Тем самым будет сформирован механизм повышения доступности и качества информирования об образовательных услугах, а значит, и повышения удовлетворенности потребителя образованием.У нас сегодня есть образовательные учреждения, наиболее полно отвечающие требованиям присутствия на сайте той или иной информации, – №№687, 773, 1359, 1367, 1408, 1458, 1228, 1597, 1716, 1858.Еще один механизм, обеспечивающий повышение качества и эффективности работы ОУ округа, – использование открытых конкурсов при проведении проектных работ, создание стажировочных площадок по актуальным направлениям развития образования.Мы рассматривали на одном из наших совещаний итоги участия в конкурсах, грантах окружного и городского уровней. Как пример – один из последних конкурсов этого года, ставивший целью разработку модели системы учета индивидуального прогресса обучающегося, завершился в начале июня. Всего на конкурс поступило 112 заявок от образовательных учреждений, в том числе 20 из нашего округа. Спасибо педагогическим коллективам за активность и качество представленных материалов.Согласно рейтингу, определенному по результатам тайного голосования, конкурсная комиссия рекомендовала к премированию в соответствии с запрошенным финансированием проекты 5 образовательных учреждений города:- ЦО «Технологии обучения»;- ЦО №548 (ЮАО);- школа №1367 (ЮВАО);- школа №26, (ЮЗАО);- школа №1133 (ЗАО).Один из победителей, и мы можем по праву гордиться этим, – школа нашего округа с углубленным изучением информационных технологий №1367 (директор Андрей Пашков).ОУ смогут получить дополнительное бюджетное финансирование под обязательства по реализации собственных проектов модернизации образования при условии обеспечения тиражирования результатов реализации проекта. Перечень направлений проектной деятельности отражен в целевой программе развития образования Москвы на пятилетний период, утверждение которой практически завершено.При анализе работы, проделанной ОУ, и составлении планов на новый учебный год необходимо опираться на целевые установки Комплексной программы развития системы образования города Москвы на период 2012-2016 годов. На августовских совещаниях мы проведем детальной разговор по реализации этой программы.2010-2011 учебный год – год пилотного введения ФГОС НОО. Пилотные образовательные учреждения округа (их у нас 34) включили требования ФГОС НОО в образовательный процесс первоклассников. Остальные образовательные учреждения готовились к введению стандарта в новом учебном году. Перед учителями была поставлена задача плавного перехода от знаниевой парадигмы к деятельностной. По-новому представлен результат обучения в начальной школе, акцент смещен с суммы сформированных знаний и умений в сторону формирования универсальных учебных действий: личностных, метапредметных и предметных.Учителя первых классов, заместители директоров, руководители всех образовательных учреждений повысили свои профессиональные компетенции по содержательным характеристикам стандарта и его современного технического обеспечения в рамках курсов повышения квалификации, организованных совместно МИОО и НМЦ. В пилотных образовательных учреждениях накоплен положительный опыт по всем модулям введения и реализации стандарта.На мастер-классах в ходе окружной выставки инноваций «От творчества учителя – к творчеству ученика» учителя пилотных образовательных учреждений (№№572, 1367, 1423, 1458, 1830, 1858, 1881, 1935) продемонстрировали работу с макбуками, mimio, средствами цифро-, фото-, видеофиксации. Мастер-классы на образовательном форуме в Сокольниках проводили педагоги ЦО №№1458, 1858.Высокий уровень ИКТ-компетентности учителей, умение работать с оборудованием нового поколения позволили организовать работу образовательных учреждений №№339, 485, 572, 1041, 1084, 1208, 1458, 1493, 1935, 1858, 1881, 1910, 1367, 1350 в режиме стажировочных площадок (всего 14 площадок).Выполняя требования ФГОС НОО, учителя первых классов пилотных образовательных учреждений округа создали личные информационные пространства (82 курса), которые успешно работают.Методист кафедры начального образования НМЦ Ольга Варющенкова заняла первое место в городском конкурсе методистов «Методическая служба – новой школе»: методист продемонстрировала новые подходы к организации профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений округа.Одним из направлений реализованной федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы было обновление структуры и содержания образования. Образовательные учреждения (школы №№1439, 1367, 1934) создали вариативные электронные образовательные ресурсы для основного общего и среднего (полного) общего образования (по 10 дисциплинам), в округе активно развивается дистанционное образование. В ЮВАО создана материально-техническая база для последующего внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий. Только в этом году на модернизацию учебного оборудования по обеспечению стандартов начального образования направлено более 112 миллионов рублей, ОУ получат оснащенные кабинеты технологии (в том числе с робототехникой), математики, русского языка, естественно-научные лаборатории для начальной школы, специализированное проекционное и мультимедийное оборудование. В округе реализованы мероприятия по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в учреждениях разного уровня за счет поставок необходимого оборудования. (Комплекты охранно-пожарного оборудования и средств защиты установлены во всех ОУ округа, комплекты систем видеонаблюдения – в 70 учреждениях.) В округе обеспечено ежегодное повышение квалификации порядка 7 тысяч преподавателей и руководителей на всех уровнях образования. Прошли в установленном порядке аттестацию 2314 человек, из них: на соответствие занимаемой должности – 15 человек (14 руководителей школ и заведующая ДОУ), на первую квалификационную категорию – 1429 человек, на высшую квалификационную категорию – 870 человек. Одним из направлений модернизации системы образования Юго-Восточного округа стало развитие инновационного потенциала образовательных учреждений. В этой связи в округе создана сеть ресурсных центров по наиболее актуальным направлениям развития современного образования.На базе школы с углубленным изучением немецкого языка №1222 работает Ресурсный центр по теме «Психолого-педагогические технологии развития личности». В состав сети Ресурсного центра входят 7 ОУ, в том числе одно из ЮАО. На базе школы №1321 «Ковчег» работает Ресурсный центр по теме «Интегративное и инклюзивное образование». В составе сети 20 ОУ (№№894, 1084, 499, 1989, 430, 469, 1457, 1760, 1772, 1892, 1883, 2363, 2468, 1881, 2314, 1413, 2328, 2394, 2333).На базе ЦО №1420 работает Ресурсный центр по теме «Духовно-нравственное развитие как системообразующий фактор воспитания в Школе будущего». В составе сети центра работают 27 ОУ (№№84, 329, 336, 355, 430, 436, 439, 466, 485, 777, 778, 785, 894, 921, 1142, 1148, 1186, 1344, 1350, 1909, 1922, 1937, 1421, 1457, 1477, 1595, 1547).На базе гимназии №1599 действует Ресурсный центр по теме «Обновление содержания языкового образования». В составе сети 11 ОУ, в том числе два из ЦАО (№№282 (ЦАО), 336, 632, 1208, 1359, 1363, 641, 1408, 1461 (ЦАО), 2010).На базе школы №1910 осуществляет деятельность Ресурсный центр по теме «Построение образовательного пространства обучения на основе системно-деятельностного подхода». В составе сети 7 ОУ (№№1040, 1893, 1422, 1458, 1881, 1830).На базе школы №1967 работает Ресурсный центр по теме «Информатизация образовательной среды». В составе сети 8 ОУ (№№1403, 1458, 1987, 1968, 499, 1344, 1367).Для координации работы ресурсных центров на уровне округа в 2010-2011 учебном году научно-методический центр сформировал Окружной координационный совет по работе ресурсных центров, уже отработаны концепции каждого ресурсного центра, планы работы, подготовлена критериальная система оценивания продуктов экспериментальной деятельности перед внесением их в информационную базу ресурсных центров, создан сайт кафедры развития образовательных систем НМЦ, ставший основной информационной базой для взаимодействия отдельных сетей ресурсных центров, на котором организована работа форума для активного обсуждения актуальных вопросов работы ресурсных центров, осуществляется регулярный выпуск электронных изданий (CD и DVD) с материалами в поддержку ресурсной деятельности, на базе всех ресурсных центров запланирована работа курсов повышения квалификации на 36 часов.В развитии достигнутых результатов сегодня перед нами стоят первостепенные задачи: модернизация окружной системы общего и дошкольного образования на основе новых финансово-хозяйственных и организационно-правовых механизмов; развитие системы управления качеством образования; доступность качественного образования для всех участников образовательного процесса; увеличение объема услуг непрерывного образования для населения; совершенствование системы повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте