search
main
0

Юбилейный урок как междисциплинарное пособие

Проект Городского методического центра «Юбилейный урок» создан как междисциплинарное пособие и успешно реализуется онлайн с 2014 года. Он призван не только сохранять память о выда­ющихся личностях, о знаменательных событиях в области истории, культуры, науки и спорта, но и оказывать методическую поддержку учителям, активно использующим инновационные технологии в образовании.

Современный процесс информатизации общества сопровождается стремительным ростом, обновлением и интеграцией информационных ресурсов. В активный оборот вводятся новые виды источников информации, обновляются прежние. При разработке юбилейных уроков делается установка на конвергентность образования: все материалы имеют междисциплинарный характер.

Каждый урок, созданный в рамках проекта, – это современный цифровой продукт, который отличается широким охватом изу­чаемой темы с использованием актуальных релевантных источников и новых материалов, постановкой проблемы, организацией познавательной деятельности обучающихся. Наряду с формированием метапредметных компетенций акцент делается на воспитательных задачах.

Одним из важных направлений информатизации отечественного образования остается формирование информационной культуры. Каждый юбилейный урок – это познавательное и красиво оформленное интерактивное пособие, доступное на любом электронном носителе: на компьютере, планшете, смартфоне и, конечно, на школьной интерактивной панели.

Уроки создаются с учетом возрастных особенностей ребят и могут быть востребованы не только учителями-предметниками, воспитателями, классными руководителями, но и семейной аудиторией. Юбилейный урок подходит для самостоятельного изучения школьниками.

Специально разработанный конструктор урока включает в себя видеоматериалы (лекции специалистов, видеоролики), интерактивные задания разного типа, в том числе практико-ориентированные, дополнительные справочные материалы. Таким образом, на основе принципа интеграции информационных ресурсов используется важное преимущество междисциплинарности – выявление связей между различными предметными областями.

Это позволяет исследовать объект в его целостности, привести примеры новых концепций, расширяющих знания, получаемые школьниками в образовательных организациях. Например, материалы юбилейного урока «Пушкинская гостиная», посвященного 220‑й годовщине со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, представляют поэта как «собеседника века», его эпоху – как золотой век светского этикета, период осмысления итогов декабристского движения.

Почему Пушкин писал Бенкендорфу только по-французски? Почему декабристы, приходя на бал, не снимали шпаг? Каковы значения неизвестных нашему современнику слов, встреча­ющихся в романе «Евгений Онегин»? Медиадидактическое пособие предлагает информацию, необходимую для понимания языка Пушкина и его эпохи.

Юбилейный урок «Первый космонавт планеты» содержит интересные факты из биографии Юрия Гагарина, информацию о подготовке космической программы «Восток», о том, как мир отреагировал на известие о первом полете человека в космическое пространство. Используя газетную хронику, биографию, фотографии, диафильмы, документы, посвященные Гагарину, можно пройти интерактивную викторину, проверить знания по нескольким учебным предметам, расширить свой кругозор.

Статистическое исследование, проведенное модераторами проекта, говорит о том, что материа­лы пособий востребованы не только в нашей стране, но и в зарубежных государствах. Это неудивительно, ведь уроки создаются на разных языках (китайском, английском, немецком, испанском).

С помощью познавательной деятельности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, мы формируем научную картину мира, актуализируем экологическое воспитание, формируем практические навыки. На это, например, направлено содержание юбилейных уроков «Триумф русской химической науки» и «К 150‑летию открытия для судоходства Суэцкого канала».

Ряд юбилейных уроков посвящен выда­ющимся жителям Москвы. Такие уроки, как «Иван Дмитриевич Сытин. Умное дело» и «Встречи с В.О.Ключевским», подготовлены при участии научных сотрудников Музея И.Д.Сытина и сотрудников библиотеки имени В.О.Ключевского. Уникальные видеоматериалы представлены в уроке «Битва за Москву»: видео­ролики, повествующие об обороне Москвы, сняты под Волоколамском, в Дубосеково, под Истрой, в Петрищево.

Обучающиеся, выполняя интерактивные задания, применяют знания из школьной программы, осуществляют поиск информации и анализируют источники информации на стыке разных областей знаний, обмениваются полученными результатами в процессе коммуникации.

Необходимо отметить основные возможности использования юбилейного урока в образовательной деятельности: метапредметность и междисциплинарность, формирование универсальных учебных действий; применение деятельностного подхода, возможность для учителя выстроить систему познавательных ситуаций с учетом возрастных особенностей и интересов школьников; использование типологии познавательных задач (формат ГИА, PISA, PIRLS); формирование навыков информационной культуры школьников; использование дистанционных технологий.

На сайте проекта «Юбилейный урок» помимо медиадидактических пособий можно найти интересные статьи, интерактивные викторины, календарь событий, подкасты. Их использование в учебной деятельности позволит педагогам проектировать задания нового типа для нестандартных занятий, создавать модели эффективного использования современного цифрового оборудования на уроке, формировать задачи для самообразования школьников. Ведь освоение учителем новых способов организации занятий дает обучающимся новые возможности.

Мультимедийное пособие «Юбилейный урок» позволяет в полной мере сделать урок технологичным, прикладным, ориентированным на развитие личности школьника.

Светлана КАРПИНЧИК, методист ГМЦ ДОНМ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте