search
main
0

Young Adult: литература для молодых взрослых

Сложно сказать, потеряет ли когда-нибудь актуальность проблема отсутствия интереса к чтению у подростков. И есть ли эта проблема на самом деле? Ведь большинство родителей говорят, что их дети не читают, подразумевая конкретные книги – классику мировой литературы – и упускают из вида другие книги, интересные ребенку. К примеру, жанр Young Adult.

Почему не стоит опасаться этого жанра?

Скептицизм, с которым взрослые воспринимают книги этого жанра, понять несложно. В силу многих обстоятельств они “отлучают” ребят от вечной классики, считают родители. А некоторые и вовсе уверены, что жанр разрушает представление молодежи о жизни и ничему хорошему научить не может.  

Но даже если очень не хочется признавать этот факт, современные дети совсем иные. Их, как в принципе детей всех эпох, нельзя оценивать ярлыками “лучше” и “хуже”. Они просто другие. Ребята живут в стремительно меняющемся мире и вычленяют нужную им информацию из такого потока, которое прошлым поколениям даже и не снилось. Им нужно всё и сразу.

Конечно, так не бывает. Но признаемся честно, детям тяжело воспринимать сложные зачины, растягивающиеся порой на долгие десятки страниц. Им хочется с первой же секунды погружаться в действия, становиться их частью и знакомиться с характерами главных героев по ходу дела.

Вместе с детьми меняется и мир. Неспроста уже несколько раз звучали предложения изменить школьную программу по литературе, убрать “толстые” романы и добавить немного современных книг. В контексте этого материала не будем давать оценку этим предложениям. Хотя внося новое, отказываться от многолетних традиций все же не стоит. 

Итак, Young Adult. Что же это за жанр?

Дословно его название с английского можно перевести как “Молодой взрослый”. И здесь возникают сложности с разделением по возрасту. Согласно определению Отделения литературы для подростков Американской библиотечной ассоциации, подростковая литература охватывает возраст от 12 до 18 лет. При этом, Young Adult предназначен для читателей от 17 до 21 лет.

В России ещё сложнее. У нас в принципе ещё не определились с составляющей подростковой литературы и в большинстве случаев рассматривают как часть литературы детской для возрастной категории 15-16 лет. При этом автор пособия “Книговедение: Литературно-художественная и детская книга” Светлана Карачевцева отмечает, что данный возраст классифицируется как юношество или старший школьный возраст — от 14 до 16 лет, а непосредственно термином “книги для подростков” в России обозначается литература для детей среднего школьного возраста — от 11 до 13 лет.

И самое забавное – возрастные рамки актуальны только на бумаге. Согласно исследованиям американских специалистов, 55% населения выбирают для чтения именно эту литературу. То есть, Young Adult читают люди от 12 до – примерно – 60 лет, как бы странно это не звучало.

Чем же характеризуется Young Adult? Несмотря на то, что границы жанра весьма пространны, зачастую это истории о подростках или рассказанные подростками от первого лица. Они повествуют о приключениях, эмоциях, взрослении, отношениях и поиске собственного истинного пути. Словом, обо всём, что волнует людей в этом возрасте. Эта литература всегда очень эмоциональна, ведь подростки в этом возрасте живут скорее чувствами, нежели тщательно продумывая каждый шаг. Часто повествование в них ведется от первого лица, что усиливает эффект присутствия, хотя и приводит иногда к снижению качества текста. Вот и выходит, что подростки видят в персонажах себя, а взрослые окунаются в воспоминания. 

Обычно типичными представителями Young Adult называют современные книги. Например, “Гарри Поттер”, “Голодные игры”, “Сумерки”. Они, разумеется, являются яркими и популярными представителями своего жанра, но всё немного сложнее.

Хотя многим кажется, что Young Adult появился только в 21 веке, всё же это не так. В конце 18 века, в 1796 году, Иоганн Гете выпустил роман под названием “Годы учения Вильгельма Мейстера”, и эта книга положила начало серии “романов воспитания”. Как вы помните, главный герой этой истории отправляется искать собственную судьбу, то есть пытается сделать то же, что и любой подросток. Он ищет свое уникальное “я” и, надо отметить, успешно его находит, попутно приобретя необходимое любому человеку понимание окружающего мира.

Всё просто. Современная молодежная литература следует традициям, заложенным ещё в романах воспитания. Получается, тема становления человека в этом мире неизменно актуальна, просто события происходят в других декорациях.

Мы должны помнить, что во многих странах детей долго не считали самостоятельными личностями. О подростковом периоде, как вы понимаете, тоже особо не беспокоились. Подрастающее поколение практически сразу приписывали к взрослым. Само понятие “молодежь” появилось только в 20 веке. Поэтому не удивляйтесь, что к “романам воспитания” в равной степени относятся “Приключения Гекльберри Финна” М. Твена, “Д’Артаньян и три мушкетера” А. Дюма и “Последний из могикан” Ф. Купера.

В августе этого года в “Учительской газете” вышло интервью с писателем Владиславом Крапивиным, ставшее для него последним. А ведь его истории тоже можно отнести к литературе Young Adult. В цикле историй о Великом Кристалле события происходят на фоне превращений и путешествий во времени, а основной акцент сделан на отношениях героев друг к другу и миру, их личностный рост. Чем не яркий представитель жанра, о котором мы сегодня говорим?   

В середине 20 века выходят значимые для молодежной литературы произведения – “Над пропастью во ржи” (1951) Дж. Сэлинджера и “Повелитель мух” (1954) У.Голдинга. Мрачноватые произведения, отражающие самые потаённые мысли. Как и раньше, эти книги в большей степени они адресовались взрослым, но удивительным образом затронули самые волнующие темы для подростков того времени – неуверенность, чрезмерная жестокость, саморазрушение. При этом, литература того времени бесстрашно говорит с детьми на порой совсем недетские темы. Хотя их градация уже давно устарела, ведь каждый из нас воспринимает мир по-разному. Расизм, касты, насилие – дети, сталкивающиеся с этим напрямую или косвенно, отлично понимали, что происходит с героями книг, и выносили для себя важные уроки. Литература снова стала рупором и верным учителем одновременно.

Конец двадцатого столетия и вовсе принёс в подростковую литературу убийства, самоубийства и изнасилования. То, о чём сложно было поговорить с родителями и друзьями, появилось на страницах книг. Хорошо это или плохо – вопрос, достойный отдельного полноценного обсуждения. 

Что происходило дальше, вы знаете и сами. Началась эпоха “Гарри Поттера”, то есть подросткового фэнтези, и антиутопий. Литература будто старательно пыталась скрыться от той реальности, что показала ранее. Но вы ведь помните? Декорации могут быть любыми – суть остается прежней.

Young Adult ещё часто называют глобальной уловкой маркетологов, и с этим, честно говоря, сложно не согласиться. Но не забывайте, что в подростковом возрасте очень важна поддержка, и если ребята могут найти её в книгах – это очень важно. Поэтому за казалось бы очевидной уловкой на самом деле скрывается действительно серьёзный литературный пласт.

Почему стоит быть осторожным?

Как уже говорилось выше, современным детям приходится искать важную для них информацию в огромном потоке, а возможность выпустить собственную книгу появилась у каждого человека. И здесь появляется другая проблема – практически невозможно понять, что из себя представляет каждое произведение.

К примеру, одно из самых крупных российских издательств АСТ сотрудничает с авторами платформы Wattpad, отправляя их произведения на полки магазинов. На этом сайте любой человек может опубликовать придуманную им или переведенную с другого языка историю. И, несмотря на обязательную работу с редакторами и корректорами, итоговые варианты книг всё равно оставляют желать лучшего с точки зрения классического литературоведения и банальных понятий, из чего должно состоять литературное произведение, на подсознательном уровне известных большинству.

И среди этой литературы тоже нужно уметь ориентироваться.

Своеобразными навигаторами в таком случае становятся списки литературы, которые часто появляются в СМИ, на официальных страницах профильных ведомств и простых сообществах в соцсетях, посвященных чтению. Но и им полностью доверять нельзя.

Приведу пример. Летом в одном из списков рекомендованной для семейного чтения литературы, который составил Рособрнадзор, появилась книга Анны Джейн «Восхитительная ведьма». Она не очень известна среди взрослых, зато популярна среди подростков из-за книжных блогеров и широкого распространения отзывов в соцсетях и на сайтах издательств и книжных магазинов.

Это история о том, как старшекурсница пытается соблазнить своего преподавателя, приправленная иногда совершенно аморальным и необоснованным поведением героев, странными сюжетными линиями и крепкими словцами. Книга имеет возрастное ограничение – 16+.

В принципе, история доказала, что любое произведение имеет право на существование, у каждого из них есть своя аудитория. Но! В моем представлении, это не совсем та история, которую может рекомендовать для чтения Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Особенно, когда подростки склонны порой воспринимать поведение героев в качестве типичной модели поведения, разрешенной в обществе.

Можно с уверенностью сказать, что Young Adult – это неплохое начало для знакомства с литературой для юных читателей или возможностью отдохнуть и отвлечься для всех остальных. А проблема выбора хорошей книги из огромного количества представителей на полках в книжных магазинах сегодня относится ко всем жанрам без исключения.  

Фото автора 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте