search
main
0

Язык – самое святое, что есть у человека. Дискуссионный клуб

«Жили-были две шмары: Татьяна и Ольга. У них были два ухажеры: Ленский и Онегин», из школьного сочинения начала 1920-х годов. Язык человека – один из основных показателей его культуры, интеллекта, его развития. Язык – «второе лицо человека». Человек-то, что он говорит. Речь человека показывает как лучшие его стороны, так и его низость, убожество. Язык открывает человека для общества и закрывает ему вход в сферу интеллектуальных занятий. Язык – средство познания окружающего мира, других людей и способствует его самопознанию. Красивая правильная речь привлекает внимание к человеку, восхищает, неграмотная – вызывает неприятие и отвращение.

«Умен ты или глуп,Велик ты или мал,не знаем мы, покаТы слово не сказал!»Саади, персидский поэт и мыслитель ХIII в.Скажи мне, чтобы я тебя увидел.Сократ, древнегреческий философ

Это настолько очевидно, что многие этому не придают значения, а жаль. Многим людям кажется, что их речь правильная. Любому человеку кажется, что и работать над ее улучшением не следует.

Наш язык отражает как настоящие достижения, так и неудачи современного человека и общества, которые порой связывают «с очередным падением нравов». В современной речи, как в зеркале, отражены исторические рубежи, через которые перешагнули поколения, социальные катаклизмы, политические трансформации, бытовые изменения, череда реформ, обрушившихся на современное российское общество, – все это оставляет неизгладимый след в языке, отражается в нашей речи, и далеко не всегда в лучшую сторону.

«Нельзя писать так, как будто в стране ничего не случилось», – утверждал в свое время знаменитый сатирик Михаил Зощенко. И говорить тоже, очевидно, невозможно языком, на который не повлияли бы «настоящие реалии». Большие перемены в стране отражаются и на средстве общения людей.

Естественный язык – важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Язык изменяется в пространстве и во времени, он может перестать использоваться в сфере общения и закончить свое существование, умереть.

Язык – наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа. Язык – средство мышления. Слова человека, его речь ярко демонстрируют глубину и уровень мышления. Слово находится между сознанием и мыслимым предметом. Оно участвует в бытии обоих явлений, соединяет объективную реальность с субъективным представлением. Без слова представление не могло бы возникнуть. Но слово также и связывает предмет и сознание. Без слова представление не могло бы становиться знаком того, что мыслится. В этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление. Благодаря языку мышление само может становиться предметом исследования, оно может объективироваться и передаваться другим даже по наследству. Язык воплощает в себе личный дух. «Дух скрыт в слове», как писал известный немецкий писатель Гельдерлин. Но так как мышление может быть познано человеком только в языковой оболочке и форме, то мир микрокосмоса постигается согласно способу бытия нашего языка: мир превращается в язык, в субъективную реальность. Каждый предмет становится носителем некоторой сущности, которую можно познать.

В трудные переходные времена бытовая речь теснит правильный литературный язык. Стремительно меняется жизнь, а привычные слова блекнут, уступая место диким, корявым, в которых, однако, может открыться новый смысл, другое измерение. Современная речь обогащается новыми явлениями, которые попадают в язык и материализуются в новых словесных формах. На первый план в речи выходят сленг и узкопрофессиональные слова, которые обретают новый смысл.

Европейцы начали изучать сленг двести лет назад, в России такая наука долго оставалась под запретом. После крушения советской власти уличный жаргон зазвучал с высоких трибун, попал в художественную литературу, переполнил устную речь. В советский период развития языка возник феномен так называемой советской фени, или советского новояза. Язык газет был полон ругательств – «лакеи империализма», «предатели рабочего класса», «наймиты капитала», «враг трудового народа». Параллельно штамповались бюрократические обороты – «мясо говядины», «продовольственные товары», «винно-водочные изделия». Интересно, что после Великой Отечественной войны молодежь переиначивала слова на немецкий лад: говорили «штудироваться» (учиться), «вашиться» (мыться), «хайлиться» (здороваться), много позже молодые люди широко использовали английский язык «нету кайфа в лайфе», «фейсом об тейбол».

Нецензурная и обычная речь пронизывают современный язык. Однако это не просто сосуществование двух языков, это зачастую показатель распределения языков по различным сферам. Одна из этих сфер воспринимается как высшая, другая как низшая. Для Древней Руси сфера религиозная была высшей, а обыденная жизнь – низшая сфера. Ритуальное, правильное поведение состояло в том, что в церкви подобного рода слова произноситься не должны, а скажем, в «антиместах», специально предназначенных для низшей жизни, – например, в бане, эти слова очень уместны. Аналогичные вещи происходили и в советское время. Для советского периода такой высшей сферой стала сфера идеологическая. Возник так называемый официальный язык, которым пользовались партийные деятели, произносившие речи с высоких трибун, который заполнял первые страницы советских газет. Естественно, никакого мата не должно было быть в официальных партийных речах, с другой стороны, те же партийные функционеры с удовольствием матерились на каких-нибудь банных встречах, как бы освобождаясь от высокого ритуала. Более того, по-видимому, распространение мата среди интеллигенции тоже было своего рода очищением от новояза, показателем того, что вот мы говорим на обыденном простом языке.

Серьезная ломка языка пришлась на хрущевскую оттепель. Это момент, когда масса людей вышла из лагерей, когда рассказы о том, что люди испытали в лагерях, привлекают массу слушателей, когда общение на эти темы происходит в семьях и, конечно, когда печатается «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына. «Один день Ивана Денисовича» – это эпохальная книга не только в том смысле, что автор рассказывает страшную историю, это книга, в которой была зафиксирована лагерная речь. Там есть слова из лагерного жаргона. Можно вспомнить «зэка», «пайку», «шмон», «вертухая»…

Раньше сленг был более закрытым, не только в том смысле, что на нем говорили закрытые группировки людей. Нет, сленг существовал как общее достояние. Скажем, в 60-е годы: слова из лагерного жаргона и слова, которые привносили молодежные группировки, типа стиляг, которые говорили «классный», «шмотки», «шузы». Но сленг был более закрытым в том смысле, что он не попадал в печать. Говорить на нем уже можно было, а услышать по радио или прочитать в газете было нельзя. Жаргон – язык, которым пользуется группа людей. Это может быть группа, ограниченная профессией. Рекомендовано говорить «добыча угля», а горняки скажут «дОбыча», в слове «компас» принято ставить ударение на первом слоге, но моряки скажут «компАс». Преступники создают специальный язык, чтобы другие люди не понимали их. Несколько лет назад филологи Елена Земская, Раиса Розина и Ольга Ермакова опубликовали Толковый словарь русского общего жаргона – «Слова, с которыми мы все встречались».

Им часто задают вопрос: «Почему «общий жаргон»? Соавторы обычно отвечают: «Потому что мы выбрали для этого словаря такие слова, которые могут употребить все или почти все носители литературного языка. Они звучат по телевизору, по радио, они встречаются в газетах и журналах, и их употребляют очень культурные люди. Мы, когда занимались этим словарем, внимательно слушали, как говорят люди, и были потрясены, когда услышали, как Солженицын сказал по телевизору: «Я в тусовках не люблю участвовать», а Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «На халяву». Если такие люди употребляют подобные слова, то, что тут говорить, значит, эти слова действительно общие». Например, слово «челнок» – в нем нет ничего грубого, оно имеет внутреннюю форму и очень выразительно показывает, как действует этот человек. То есть он едет в одно место, что-то покупает, возвращается, продает, потом едет обратно. Жаргон проникает в повседневную речь и становится общеупотребимым.

Сейчас ориентиры немножко изменились. И то, что раньше осуждалось как низкое, недопустимое в культурном общении, сейчас более или менее свободно попадает в речевой обиход у культурных людей. А раньше это были сферы разделенные. Именно о жаргонизации интеллигентской речи заговорили в последние два десятилетия, конец века этим отмечен.

Как оценивать то, что можно наблюдать в русских текстах конца ХХ века. Ученые утверждают, что происходит не порча языка, а его раскрепощение. Если сын говорит матери: «Не наезжай на меня», если лингвист говорит о симпозиуме «Это была большая тусовка», то это – шутка, образность, но никак не включение говорящего в воровской мир. Современные политики в публичной речи допускают большое количество ляпов. Например, на личном сайте бывшего депутата Государственной Думы Василия Шандыбина существует рубрика «Шандыбинки», где собраны его «крылатые изречения».

От слова «отмывать» в настоящее время образовано существительное «отмывание». Сегодня говорят об «отмывании денег». В принципе сейчас «отмывать» можно все. Сейчас этот бум словообразования немного стих. Судя по тому, что встречается в прессе, можно утверждать, что новых слов становится меньше. Заимствований и новых слов практически нет. Существование этих слов в таком количестве, их частотное использование одновременно и учит, что надо жить по законам этого мира. Цензура или насильственное искоренение таких слов может привести только к одному – к противостоянию, к обратному результату, тому, что эти слова будут употребляться с удвоенной силой как противостояние официальной политике, которая всегда очень сильно действует, в частности в России. Если у этих слов появится ореол героизма, то можно будет с уверенностью считать, что их количество будет еще увеличиваться.

Один из самых страшных уронов современному языку наносит реклама, настойчивая и всепроникающая. Она навязывает современному человеку речевые штампы и умышленно нарушает языковую норму: «всеядный дивиди-проигрыватель», «улетный вкус», «все будет кока-кола», «мистический триллер», «культовый боевик». Очень трудно уберечь собственную речь от рекламных слоганов.

Однако не только человек должен «отвечать» за свой язык, но и государство несет свою долю ответственности за то, что оно перестало оказывать положительное влияние на повседневную речь. На телевидении и на радио можно часто слышать неправильную речь не только в исполнении простых граждан, но и ведущие, журналисты грешат грубыми ошибками. Государство может немало сделать для повышения престижа правильной грамотной речи. Например, в ряде стран проводятся национальные диктанты, языковые конкурсы, а люди, победившие в них, чествуются, их способности вознаграждаются. Правильная речь – забота государства. Что, с одной стороны, привлекает внимание к грамотной речи, к языковым нормам, а с другой стороны – престиж правильной речи повышается. Носители точного, ясного, правильного языка пользуются заслуженной популярностью. Граждане имеют право на охрану своего языка.

«Уменье говорить – это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы», – утверждает Пешковский. Если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормативный. Общение для человека – среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.

Исследователь литературы и культуры Древней Руси академик Д.Лихачев, говоря о языковой культуре, подчеркивает воспитательное значение языка, его роль в формировании мышления. Богатство, точность, четкость выражения мысли, по мнению ученого, свидетельствуют о богатстве общей культуры человека, о высокой степени его профессиональной подготовки. Но вот мысль, над которой следует задуматься: язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Это не сразу кажется ясным, но это так. Если человек точно может называть ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть. Если он, не озлясь и не употребив грубого выражения, четко указал на недочеты, значит, он умеет руководить работой. Точность, правильность и прямота без грубостей в языке – нравственный показатель взаимодействия людей, семейной жизни, залог успеха в учении.

Сегодня язык показывает современного человека в полной красе. Не знаю, чего в этом больше – хорошего или плохого, но то, что зачастую приходится наблюдать, заставляет глубоко задуматься и о том, кто мы есть на самом деле, кем мы стали, какими хотели бы быть. И трудно спорить с поэтом, лауреатом Нобелевской премии Иосифом Бродским, который сказал, что «язык – самое святое, что есть у человека».

Юрий АНТЮХОВ, преподаватель Орловского государственного университета

От редакции

Мы надеемся, что эта статья вызовет отклики наших читателей, которые будут опубликованы под рубрикой «Дискуссионный клуб».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте