search
main
0

Явление из жизни природы и общества Тема “Права и свободы. История их возникновения”. 6-й класс

На этом уроке ты:
расширяешь свои представления о правах и свободах человека;
знакомишься с историей утверждения прав человека;
называешь основные группы прав человека
Основные понятия темы:
права и свободы человека;
естественные права;
свойства прав человека:
неотъемлемость,
универсальность,
всеобщий характер.
Человек является частью природы. Но в то же время он является частью общества, подчиняется законам природы, а также нравственным нормам, нормам права. Природные возможности человека велики, но не безграничны. Он сам это очень быстро осознает. Нормы морали и права ограничивают поведение людей в обществе: многое, что порою хочется сделать, делать нельзя. А что МОЖНО? Есть ли что-то такое, что положено человеку? Нечто такое, что никто не может и не смеет отнять? Это – его ПРАВА И СВОБОДЫ. Права человека определяют его возможности, свободу действия, поступка, поведения в обществе. Продолжим разговор о правах человека, начатый в 5-м классе.
Мы с тобой называли такие свойства прав человека, как неотъемлемость, универсальность, всеобщий характер. Вспомни, что это означает.
Как родились, а затем утвердились, получили признание в мире права человека? В основе их лежат нравственные нормы всех цивилизаций, всех народов мира. Обратись вновь к мифам о происхождении человека, включенным в первые уроки.
В ранних мифах отражена идея о том, что люди рождались равными. Это же проповедует христианство. Нельзя убивать, нельзя красть, нельзя клеветать. То, что мы именуем сейчас правами человека, присуще каждой культуре, религии, философии. С течением времени часть моральных норм отвергалась многими обществами, другие же завоевывали уважение и сохранялись. Они закреплялись в законах. И в древности люди понимали, что бывают хорошие законы и плохие. Хорошие, справедливые – гуманны, они защищают человека от всех видов насилия и унижения. Кроме того, становилось понятно, что законы, созданные правителями, отличаются от законов, которые выдвигает сам народ. За закрепление своих прав в законах народы государств вступили в длительную борьбу. Эта борьба обострилась в период перехода от позднего средневековья к Новому времени.
Основоположником учения о правах человека считается английский философ Джон Локк. Согласно его утверждению, источником основных прав человека является сама его природа. Они не предоставляются человеку извне, а существовали и существуют помимо всякой власти, их не дает ни царь, ни король, ни парламент, ни правительство. Джон Локк называет эти права ЕСТЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ и считает, что существуют три таких права.
ПРАВО НА ЖИЗНЬ. Это значит, что никто не может угрожать жизни другого человека, покушаться на нее.
ПРАВО НА СВОБОДУ. Личная свобода человека заключается в праве не быть рабом, не подвергаться заключению без суда, свободно передвигаться в своей стране и за ее пределами, свободно выражать свое мнение, исповедовать любую веру, самому выбирать профессию.
ПРАВО НА СОБСТВЕННОСТЬ. Это означает, что человек имеет право обладать собственностью. Никто не имеет права наносить вред его имуществу или забирать его без разрешения суда.
Таковы естественные права человека, согласно определению Джона Локка. Со временем были сформулированы другие права человека, важнейшим из которых является РАВНОПРАВИЕ. Правительства не даруют их, а лишь не ограничивают и не вмешиваются в них.
Постепенно учение Джона Локка распространялось, входило в сознание людей. Его подхватили, дополнили другие ученые и общественные деятели. Народы разных стран вступили в борьбу за включение этих идей в систему права своих государств.
Первыми государственными документами, провозглашающими права человека, а значит, признающими намерение государства защищать права своих граждан, были следующие:
“Декларация независимости Соединенных Штатов Америки”, принятая в 1776 году;
“Декларация прав человека и гражданина”, принятая во Франции в 1789 году.
В основе этих документов также лежит идея о том, что государство заключает договор с народом своей страны и с каждым отдельным человеком, по которому свободная личность дает государству право на власть.
Чудовищные нарушения прав человека продемонстрировали две мировые войны, разразившиеся в ХХ веке. В этих войнах было уничтожено огромное количество людей по расовому или национальному признаку. В обществе, ставшем свидетелем этих событий, росла убежденность в том, что должна действовать международная защита прав человека. Для обеспечения международного мира и прогресса, для сотрудничества между народами в 1945 году была создана Организация Объединенных Наций. В Уставе ООН говорится, что одной из целей этой организации является “поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии”. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Всеобщую декларацию прав человека “в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства”.
ООН – международная организация, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и сотрудничества между государствами. Устав вступил в силу 24 октября 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН – главный орган. Штаб-квартира в г. Нью-Йорке.
Всеобщая декларация прав человека – это первая часть Международного билля (законопроекта) о правах. Вторая и третья части Международного билля о правах человека были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года. В них определяются гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Международный билль о правах – это юридический документ, имеющий норму закона для тех государств, которые его утвердили и подписали.
Многие современные государства стали включать в свои конституции основные права человека. Когда в истории нашей страны эти права нарушались в массовом порядке, всегда находились люди, которые боролись за их соблюдение. Среди таких людей наиболее известны писатель Александр Исаевич Солженицын и академик Андрей Дмитриевич Сахаров.
Наша российская Конституция 1993 года содержит все основные права человека. Они отражены во второй главе, которая является важнейшей частью всей Конституции.
Государство должно гарантировать и защищать права своих граждан. За их соблюдением следят суд и правозащитные организации. Но, несмотря на юридическое признание прав человека, государство часто идет на прямое их нарушение. Подлинное соблюдение прав требует участия и контроля со стороны граждан. Поэтому и государство, и сообщество граждан в равной мере ответственны за соблюдение прав и свобод человека.
Чтобы ты смог ближе познакомиться с правами человека, мы разделили их на две большие группы, которые представлены в схеме-рисунке “Яблоко”.
Перенеси этот рисунок в тетрадь, раскрась яблоко по своему вкусу. Запомни основные группы прав человека. (См. рис.).
1. Что означает понятие “права и свободы человека”?
2. Какими должны быть хорошие законы?
3. Что значит понятие “естественные права”?
4. С какой целью и в каких исторических условиях создавалась Организация Объединенных Наций?
5. Какие документы в настоящее время провозглашают и юридически закрепляют права человека?
6. Поясни мысль и докажи, что
нравственные нормы и права человека связаны между собой;
законы, созданные правителями, отличаются от законов, которые выдвигает народ;
права и свободы человека должны быть юридически закреплены;
для соблюдения прав человека недостаточно усилий государства.
7. Составь план к теме “История возникновения и утверждения прав человека”.

Марина СУББОТИНА,
учитель истории и граждановедения

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте