Моя московская подруга, особа в высшей степени интеллектуальная и в суждениях независимая, в свое время сказала мне: “За все десять лет учебы сына я была на родительском собрании всего один раз. После этого единственного в школе моей ноги не было”. Почему? Потому что менторский тон классной дамы-руководительницы, выступившей эдаким Барабасом перед куклами-родителями, похоронил у моей подруги всякие надежды на взаимопонимание и конструктивное сотрудничество. Последующий альянс со школой ограничился скупой родительской росписью в дневнике…
В дневнике британских школьников родители тоже должны ставить подпись, признавая тем самым, что ознакомлены со всем тем, что касается домашних заданий. Однако оценки в дневниках учащихся в Британии не ставят, а потому “особо серьезным” документом дневник не является. И уж тем паче не является инструментом переписки педагогов с родителями. Никакого рода записей, адресованных папам и мамам – ни назидательных, ни поощрительных, ни тем более приказательных, в ученических дневниках не делается. Тогда каким же образом осуществляется общение домашних и школьных воспитателей?
Вам письмо от господина директора
Основной обмен информацией между домом и школой происходит методом почтовой переписки. При каждом мало-мальски значимом событии господин директор школы берется за перо и лично информирует господ родителей о том, что произошло или намечено произойти в опекаемом им учебном заведении. Далее это письмо размножается на ксероксе и рассылается по всем ученическим домашним адресам. Поводом же для письма может служить абсолютно все: затевающийся ремонт в школе, кадровые перемены в школьном руководстве. Обязательно сообщит директор о возможных изменениях в учебном плане. Ознакомит родителей с последними событиями в школе: какой высокий гость их посетил, какую выставку или конкурс провели, в каком соревновании участвовали.
С кем хочу – с тем и говорю
Родительские собрания проводятся в здешних школах довольно редко – примерно дважды в год. Впрочем, приглашает школа на различные мероприятия значительно чаще и чаще устраивает встречи с родителями на широкие темы, так сказать, общешкольного формата, не касающиеся специфической проблемы успеваемости в том или ином классе. Кто желает и может – приходит на эти встречи, которые, как правило, проводит руководство школы, у кого из родителей такой возможности нет – с тех нет и спроса.
Операция “Прогульщик”
Значит ли все вышесказанное, что родители британских учащихся дистанцировались от воспитательного процесса? Нет, не значит. Школа, спору нет, постарается сделать все возможное, чтобы вывести на путь истинный даже самого заскорузлого и отъявленного хулигана.
Потревожить родительское сословие можно, к примеру, когда посещаемость школы учащимся падает ниже критической отметки. Когда ученик совершил акт злостного хулиганства или преступил закон. Классный руководитель, а в отдельных случаях директор, может позвонить им по телефону, но скорее всего о случившемся мать и отца оповестят опять же письмом. Их попросят прийти в школу для совместного обсуждения сложившейся ситуации. Но потребовать явиться – не могут.
Однако согласно новому законопроекту, если учащийся будет регулярно прогуливать школу с ведома пап и мам (иногда прогульщиков отлавливают гуляющими именно в их компании), то штрафа родительскому карману не миновать. Размер штрафа может достичь жуткой величины – аж до пяти тысяч фунтов стерлингов (около 225 тысяч рублей), и этими самыми штрафами хотя бы частично покроются колоссальные средства, выделенные в Британии на проведение операции “Прогульщик”.
Привлекает школа родителей к взаимодействию и в более мирных целях: в Британии, как и в России, в учебных заведениях существуют родительские комитеты, участвующие совместно с дирекцией в школьном управлении. Ну а так как старушка Англия – страна законопослушная, культурная и бережно блюдущая традиции, то несущая сложную конструкцию образования и воспитания ось “семья – школа” работает надежно и прочно.
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
Комментарии