search
main
0

Ясное будущее. Чем раньше ребенку помогут самоопределиться, тем более успешным он станет

Часто случается так, что человек корит себя за неправильно выбранный профессиональный путь и сетует на то, что некому было вовремя указать нужное направление на перепутье. Чтобы таких огорченных людей было как можно меньше, догадываться о своих профессиональных предпочтениях нужно как можно раньше. Другими словами, еще в школе. А для этого необходимо, чтобы в ней последовательно велась профориентационная работа. В Светогорской школе Выборгского района Ленинградской области всегда серьезно подходили к вопросу профессионального самоопределения школьников, и это, как считает директор образовательной организации Ирина ИВАНОВА, следствие той позиции, которая формирует и выстраивает всю траекторию движения школы. А позиция такова: активно искать, пробовать, экспериментировать и применять то лучшее и эффективное, что подтверждено практикой.

– Ирина Владимировна, давайте сначала ознакомимся с вашей образовательной организацией.- Территориально мы расположены на самой границе с Финляндией. От города Выборга до нас 50 километров. Если говорить о городе Светогорске, то численность населения в нем порядка 20 тысяч человек, то есть это довольно большой город со всей инфраструктурой. Наша школа в городе одна, но обучаются в ней 1275 человек в 48 классах. Школа располагается в трех зданиях, которые находятся в разных частях города, что очень удобно. Все дети, что проживают в Светогорске, посещают нашу школу, то есть мы полностью удовлетворяем городскую потребность в обучении.К счастью, в последние годы в нашем городе отмечен демографический рост, что мы и наблюдаем по своей школе. Например, сегодня в первый класс через электронный портал уже подано 156 заявлений от родителей. Но мы к этому готовы. Помещений в школе хватает, педагогические кадры есть, так что ребятишек ждем с нетерпением. Тем более что наша школа являлась пилотной региональной площадкой по введению ФГОС второго поколения, поэтому мы идем на шаг впереди, апробируя то, что еще не введено в массовом порядке в Ленинградской области. И учителя, пройдя переподготовку, ведут учебный процесс в соответствии с теми новыми задачами, которые общество ставит перед системой образования. Мы работаем по новым федеральным государственным образовательным стандартам с 1-го по 8-й класс, а также 10-й класс обучается по новым ФГОС. Учебный план нашего 10-го класса кардинально отличается от тех учебных планов, по которым десятиклассники учились ранее.- Не возникло ли затруднений при переходе на новые ФГОС?- Я работаю в школе более 20 лет, и на протяжении этих лет школа всегда работала в экспериментальном режиме. Тот опыт инновационной работы, в которой задействован весь педагогический коллектив (а у нас уже обобщен опыт на уровне начального общего образования, анализируется и обобщается на уровне основного и среднего общего образования), дает возможность педагогам быть готовыми к выполнению новых задач. Готовность коллектива к инновациям позволяет смело включаться в различные эксперименты, и, что самое главное, они проходят достаточно успешно. Это доказывает удовлетворенность результатами образования родителей и учащихся.Чтобы узнать, как оцениваются наши усилия, мы проводим анкетирование среди детей и родителей. Эти ответы также помогают скорректировать дальнейшие планы. Например, в прошлом году, формируя 10-й класс, мы проводили огромную информационную работу с родителями. Затем в соответствии с образовательными стандартами наши учебные планы были отработаны и составлены при непосредственном участии учеников и родителей с учетом запросов главных участников образовательного процесса. О чем идет речь? На наш взгляд, перед тем как сформировать 10-й класс, нужно создать целую систему профориентации. Ведь ребенок, когда идет в 10-й класс, говорит о том, какие экзамены будет сдавать на выходе, и, значит, в течение 2 лет он будет целенаправленно и серьезно уделять внимание этому направлению. Поэтому учебные планы нужно формировать таким образом, чтобы учесть интересы каждого ученика. Если ребенок говорит, что он будет сдавать химию, биологию и английский язык, то мы ему предоставим возможность изучать эти предметы углубленно. Сейчас в учебном плане каждого десятиклассника указано, какой предмет он изучает на базовом и на профильном уровне. Такая информация помогает сформировать группы. Понятно, что это непросто в плане составления расписания, но зато данная система дает хорошие результаты. И ребята, и родители довольны. В прошлом году более 20 процентов наших детей набрали по русскому языку более 90 баллов, были и те, кто по информатике набрал 96 баллов, по химии – 92 балла и т. д. Есть среди выпускников стобалльники по русскому языку и литературе. Таким образом, если ребенок замотивирован, то школа и педколлектив готовы предоставить ему по максимуму то, что он хочет.- Как вы считаете, с какого возраста лучше начинать проводить профориентационную работу?- Мне кажется, работу по профопределению нужно проводить очень рано. Этой точки зрения, кстати сказать, придерживаемся не только мы, но и родители. К примеру, у нас есть градообразующее предприятие – Светогорский целлюлозно-бумажный комбинат. Особенность его в том, что руководители высшего звена предприятия являются гражданами другой страны – США. Однако работает на комбинате в подавляющем большинстве население нашего города. Правда, чтобы попасть на предприятие, нужно хорошо знать английский язык, иначе человек просто не сможет ни с кем общаться. Поэтому весь город понимает, что английский язык востребован, и все родители стараются, чтобы дети изучали иностранный язык уже с детсадовского возраста, а по окончании школы могли свободно изъясняться на нем как на деловом, так и на разговорном уровне.Нужно заметить, что наша школа нашла взаимопонимание с руководством комбината. У нас есть практика реального общения, когда руководители различных отделов предприятия приходят к детям и рассказывают, чем занимается их отдел, какие специалисты требуются, какие требования предъявляются к работникам. Также постоянно проводятся экскурсии, на которых показываются все циклы производства, рассказывается об условиях труда, о соблюдении техники безопасности. Наши десятиклассники приглашаются на внутрипроизводственные тренинги. Недавно на таком тренинге ребята узнали многое об экологической составляющей производственного процесса. Этот опыт бесценен, особенно для тех, кто собирается работать на химическом предприятии. Общение с работодателем мотивирует ребят, потому что они видят, как сегодня ценятся знания.- Легко ли завязать такой контакт, ведь это отнимает много времени у работодателя?- Не могу сказать, что было трудно. Наверное, такие встречи приносят пользу не только детям, но и взрослым. Когда мы пригласили директора предприятия – на тот момент это был гражданин Бразилии, – он с удовольствием прошелся по школе, вспомнил свои школьные годы, рассказал ребятам о своей семье, затронул много воспитательных моментов. Причем общение проходило на английском языке. Любопытно, что в переводах секретаря ребята заметили некоторые неточности, что очень порадовало учителей английского языка.- Такое удачное выстраивание взаимоотношений с предприятием тоже было когда-то инновационной находкой коллектива?- Нет, это был вполне естественный и закономерный процесс: мы заинтересованы друг в друге. В плане профориентации мы сотрудничаем со многими городскими фирмами, а также с вузами Санкт-Петербурга. Выпускники этих вузов работают потом на нашем комбинате, а преподаватели приезжают и читают ребятам лекции.Так что мы стараемся любыми способами делать образование детей качественным, чтобы сбылась их мечта поступить туда, куда хотят, и работать там, где хотят.- Много ли выпускников вузов возвращаются обратно в Светогорск?- Увы, проблема оттока молодежи не миновала и нас. Очень часто наши дети успешно поступают в вуз, оканчивают его, но возвращаются немногие. Но это проблема всей российской провинции. Каждый год мы отправляем в педагогический вуз несколько человек, однако молодые специалисты не спешат вернуться. Но нас радует то, что практически все из них устраиваются работать в петербургские школы. Хотя и в нашу школу приезжают молодые педагоги. Например, в нашем коллективе, состоящем из 76 человек, 30 процентов – выпускники Светогорской школы.Слагаемые успеха от Ирины ИВАНОВОЙОсновное условие успешности развития школы – сочетание высокого педагогического профессионализма учителей и внутренней образовательной мотивации школьников. Первое обеспечивается за счет построения системы развития педагогического коллектива, второе – за счет ориентации во взаимодействии с учениками на развитие их познавательного интереса, общеучебных и предметных умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения. Светогорск, Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте