search
main
0

Ярмарку – в жизнь! Под таким девизом в Самарской области собирают авторов лучших педагогических технологий

Уже семь лет подряд на три апрельских дня в городе Отрадном, что в Самарской области, увеличивается число жителей. Гости приезжают сюда из разных регионов России и даже зарубежья. А собираются они на международный образовательный форум – Ярмарку социально-педагогических инноваций. За три дня участники ярмарки успевают побывать в лучших образовательных учреждениях Отрадного, поработать на секциях, провести мастер-классы, презентовать проекты на ярмарочных стендах и, что немаловажно, получить дивиденды за свой интеллектуальный продукт – технологии обмениваются, покупаются и продаются в демонстрационных залах, а прошедшие специальный отбор уходят на аукционе с молотка.

От перемен к идее

А началось все с перемен. В феврале 2002-го в Самарской области постановлением губернатора был образован Отрадненский образовательный округ, в который вошли город Отрадный и два района – Кинель-Черкасский и Богатовский. Округ стал отвечать за все, что связано с обучением и воспитанием, а муниципалитеты – за содержание и функционирование коммунальных служб. «Перед нами стояла задача создать единое образовательное пространство для трех разных территорий, – Владимир Иванович Гусаров, руководитель Отрадненского управления Министерства образования и науки Самарской области, отсчитывает несколько лет в прошлое. – Мы тогда думали, как выровнять сельские и городские учреждения, устранить комплекс провинциальности и замкнутости, дать максимум возможностей для реализации новых педагогических программ и проектов, создать среду для мотивации, повышения собственной планки и эффективного развития». Тогда в команде Гусарова и родилась идея, как справиться с этими проблемами. Было решено собрать лучшие технологии не только в Самарской области, но и по всей стране. Так появилась площадка для обмена не просто идеями и методиками, но готовыми для транслирования технологиями. К удивлению отрадненцев, на первую ярмарку в 2003 году приехали гости из Киргизии, Казахстана и 20 российских регионов. «Конечно, – вспоминает Владимир Иванович, – потребовалось время, чтобы участники ярмарки освоились в роли продавцов своих ноу-хау, научились их оформлять и презентовать, используя современные информационные технологии. Но, развиваясь и взаимно обогащаясь за время существования ярмарки, поставленные перед округом задачи мы решили. Наши педагоги сегодня участвуют в самых разных конкурсах, среди них немало обладателей грантов в рамках нацпроекта «Образование», есть три победителя областного конкурса «Учитель года» и финалист этого конкурса всероссийского уровня. Городская и сельская системы образования выровнялись, это подтверждают и результаты ЕГЭ, и число медалистов».

Как действует механизм

Если из прошлого окончательно вернуться в настоящее, то нельзя не оценить портфолио достижений, которые собрала ярмарка, пока росла и крепла. Все этапы ее проведения регламентирует положение, где оговариваются миссия, цели и задачи, содержательные направления и оргструктуры этого форума. Инициатива, как известно, «наказуема», так что организация ярмарки лежит на плечах генератора идеи – Отрадненского управления Министерства образования и науки Самарской области. Список учредителей возглавляют областное Минобрнауки и администрация трех территорий, входящих в Отрадненский образовательный округ. Приятно отметить, что с рождения ярмарки информационную поддержку ей оказывал и еще один учредитель – «Учительская газета». Апрельскому финалу ярмарки в Отрадном предшествуют заочные и очные конкурсные туры. А с этого года и региональные ярмарки, которые проходят на территориях наиболее активных и давних партнеров. Региональные координационные центры в этот раз работали в Омске, Томске, Новосибирске, Алтайском крае, республиках Хакасия и Алтай. Есть у ярмарки и свои награды – знак «Символ успеха», грамоты и благодарности оргкомитета, сертификаты участников. Рабочие органы, как и положено, делят компетенции – оргкомитет отвечает за проведение, своевременное начало и завершение всех этапов форума, экспертный совет – за содержательную сторону: рассмотрение и оценивание заявок и проектов. Важно, что каждый год по завершении ярмарки проводится ее мониторинг, сравнительный анализ результатов помогает увидеть недочеты, скорректировать их, выстроить стратегию и тактику на будущее.

Каждый год на ярмарке появляется что-то новое в сравнении с предыдущим. В прошлом году состоялся первый аукцион педагогических ноу-хау (экспертный совет отбирает и выставляет на торги актуальные и наиболее значимые проекты). В этом году помимо региональных ярмарок в Самарской области впервые прошел конкурс «Интеграция перспективных инноваций в практику социальной сферы». По сути, это отслеживание результатов внедрения приобретенных на ярмарке проектов. А для конкретного образовательного учреждения – не только контроль, но и публичный отчет перед управляющим советом и партнерами, профинансировавшими покупку технологии. «Я знаю, что школьные советы в регионах специально выделяют на это средства, – говорит Владимир Гусаров. – Мы также стараемся привлечь к участию в ярмарке представителей бизнеса. В прошлом году приобретение полезных для округа проектов профинансировал Юрий Николаевич Бойков. Мы купили технологию волгоградского педагога, направленную на формирование активной жизненной позиции молодежи. На выходе из школы ребята должны быть готовы принимать решения по разным жизненным задачам, создать свой бизнес, самоопределиться. На средства нашего предпринимателя автор технологии провел семинары, обучил наших педагогов. Проект реализовывался год. Наш экспертный совет проанализировал полученные результаты, школы выступили с публичными отчетами». Ярмарка множит своих партнеров. Постоянными участниками становятся лучшие вузы страны, такие, как Бауманский университет. В этом году высшее руководство ярмарки в лице министра образования и науки Самарской области Дмитрия Овчинникова и Владимира Гусарова отметил благодарственными письмами Совет Федерации. Кстати, участие министра в работе ярмарки – тоже традиция. Дмитрий Евгеньевич Овчинников рассматривает ярмарку как «масштабную интеллектуальную и переговорную площадку, влияющую на ситуацию в системе образования региона и развитие педагогических инноваций в целом по стране».

Раз, два, три… Продано!

Этой весной ярмарке пришлось пройти серьезную проверку на прочность. Дело в том, что традиционно всем участникам оплачивались проезд и проживание на форуме. Но в связи с кризисом 2009 год стал исключением. Ехать надо было за свой счет. И вот удивительно, несмотря на это, число участников не уменьшилось. Более того, у ярмарки появился костяк постоянных участников. По данным мониторинга, 14 процентов не пропустили ни одного форума с 2003 года.

Самая многочисленная группа участников ярмарки – директора и педагоги школ, учреждений НПО, СПО, дополнительного образования, вузов и детсадов. Дополняют ее представители коммерческих структур, общественных организаций, муниципальных и региональных органов власти, а также активные родители.

Три дня ярмарка шумит как улей – все внимательно знакомятся с представленными технологиями, консультируются, оценивают их на мастер-классах. Цены в демонстрационных залах более чем демократичные – от ста до пятисот рублей. По договоренности возможен и бартерный обмен, как, кстати, и консультационно-методическая поддержка реализации проекта после покупки. Деловая активность – внушительная. На Ярмарке-2009 состоялось более 800 продаж и обменов. Мониторинг сразу зафиксировал лидеров: на первом месте оказался постоянный участник ярмарки Валерий Геннадьевич Антропов из Волгограда с проектом «Система дистанционного обучения» – 61 продажа и обмен; на второй ступеньке пьедестала – Наталья Викторовна Коломеец из Омска с проектом «Психологическая безопасность дошкольников» – 36 продаж и обменов; замыкает тройку лидеров Елена Вячеславовна Коляскина из села Кинель-Черкасы Самарской области с проектом «Народные традиции в системе детского объединения «Затейники» – 24 продажи и обмена.

Вообще палитра идей и технологий самая разнообразная. У вас есть информация для школьного музея, но нет помещения и достаточных средств для его создания и функционирования? Нет проблем! Учитель информатики из кинель-черкасской 2-й школы Наталья Яковлевна Ильина предлагает технологию создания виртуального музея. Материальные и временные затраты будут минимальны, в итоге вы сможете обеспечить доступ широкого круга людей к информационным ресурсам музея, историческая информация будет надежно храниться, ее можно будет копировать на бумажных и электронных носителях, использовать в учебном и воспитательном процессах, создавать на ее основе презентации о школе, учителях и выпускниках. Предложенный Натальей Яковлевной на ярмарке продукт содержит демонстрационную версию виртуального музея, описание структуры его каталогов, рекомендации по созданию рабочих групп и многое другое.

Технологию возрождения народных промыслов через создание макетов памятников истории из дерева привез на ярмарку Владимир Васильевич Куюков, учитель технологии Богатовской школы Самарской области. В его кружке народных ремесел занимаются ребята 5-7-х классов. Владимир Васильевич разработал программы для работы с разным природным материалом – глиной, деревом. Можно освоить технологии резьбы, плетения. Кто бы ни подходил к его стенду, любовался уникальными экспонатами – макетами храмов из тонких деревянных брусочков. Здесь и ветряк XIX века, и 22-главая церковь в Кижах. А одна церковь – Иконы Казанской Божьей Матери – останется в истории благодаря сделанному макету. Спустя год как он был выполнен, случилось непоправимое – пожар полностью уничтожил храм…

Четвертый год участвует в ярмарке Татьяна Ивановна Чехунова, учитель физкультуры из томской 37-й школы. И каждый раз привозит для презентации новые, но тематически связанные между собой материалы. Суть их – через воспитательную и учебную работу улучшить здоровье детей. Что конкретно для этого нужно сделать, подробно описывается в ее проекте «Мы выбираем здоровый образ жизни!».

Преимущества и эффективность гендерного подхода к воспитанию представляла на ярмарке Татьяна Владимировна Плахова из самарского Института повышения квалификации, а технологии психолого-медико-социального сопровождения детей раскрывала коллегам Мария Павловна Бланк из Ростова. Было в ходу на ярмарке и личное поэтическое творчество. Свой сборник стихов предложила Нина Петровна Борисенко из Кротовской школы Самарской области. На его страницах уместилась вся школьная жизнь – первое сентября, последний звонок, стихи к юбилеям педагогов, встречам с ветеранами, строки о Родине. Стихи можно исполнять под музыку известных песен, а потому легко использовать.

Особенно громко заявить о себе авторы идей и технологий могли на аукционе ярмарки. Здесь сделка фиксировалась классически – звонким ударом молотка (и оформлением договора по завершении аукциона). Правила купли-продажи просты. Все участники ярмарки получают каталог проектов, заявленных на аукцион. В этот раз он состоял из 8 лотов, представляющих разные регионы России: Волгоград, Ростов Великий, Республику Коми, Томскую, Тюменскую области, города Отрадный, Подбельск и Похвистнево Самарской области. У автора каждого лота было пять минут на презентацию проекта. Все желающие могли получить таблички с номерами. Стартовая цена лота 500 рублей, каждый взмах табличкой увеличивал цену еще на 500 рублей. Лот №3, который представляла Людмила Васильевна Демидова, директор Чепоровской школы Ростовского района Ярославской области, вызвал максимальный интерес зала. «Две тысячи пятьсот рублей… Три… Продано!» – и участник под номером 26 стал обладателем технологии обучения в разновозрастных группах с использованием интегративно-вариативного подхода в сельской малокомплектной школе. В России, как известно, сельских школ большинство, и почти 30 процентов из них – малочисленные. Чепоровская школа – одна из них. Там 49 учеников в девяти классах. Проект в Чепоровской школе ведется под руководством научного руководителя, доктора пед. наук, профессора Людмилы Васильевны Байбородовой. По сути, он заменяет привычную классно-урочную систему коллективно-познавательной деятельностью, которая в корне отличается от традиционного урока. Дети свободно общаются и перемещаются, в классе стоит рабочий шум, в роли учителя помимо самого педагога выступают старшие или младшие ученики, одновременно, но разными темпами изучается разный материал, каждый работает на себя и на всю команду, и основа такого обучения – сотрудничество. Помогает решать этот проект и еще одну важную для малокомплектных сельских школ задачу – функционирование в условиях подушевого финансирования. Количество классов-комплектов определяют местные органы управления. В сельских школах это число часто не соответствует количеству реально существующих классов, созданных по возрастному принципу. Но именно оно и положено в основу распределения учебной нагрузки и составления тарификации на новый учебный год. О том, как удается компенсировать оплату за не прописанные в тарификации, но реально проведенные часы, также разъяснялось в технологии, отработанной Чепоровской школой.

Другие ушедшие с молотка проекты аукциона раскрывали идеи создания образовательных экологических игр на основе мультимедийных презентаций, защиты детей от опасностей сетевых технологий, новые подходы в работе с родителями в семейном клубе… Точку в этом массовом, ярком, интеллектуальном общении поставило торжественное закрытие ярмарки-2009. Но цикл обязательно повторится. В сентябре стартуют новые заочные туры отбора заявок, и следующая ярмарка будет встречать гостей ровно через год.

Отрадный, Самарская область

Это факт

В Отрадненской международной ярмарке социально-педагогических инноваций ежегодно участвуют представители более 200 образовательных учреждений из различных субъектов Российской Федерации. Всего за 7 лет проведения ярмарки зарегистрировано 3730 проектов. Все эти годы генеральная идея этого образовательного форума остается неизменной – купля-продажа продуктов интеллектуального труда, предлагаемая участниками ярмарки.

Содержательные направления (по многочисленным пожеланиям участников ярмарки прошлых лет) в 2009 году были сформированы в следующие блоки:

Дошкольное и начальное образование;

Гуманитарный блок;

Естественно-математический блок;

Физкультурно-спортивный и технологический блок;

Социальное партнерство в управлении образованием;

Предпрофильное, профильное, дистанционное образование; профессиональное самоопределение;

Библиотека и толерантная культура;

Дополнительное образование;

Гражданское образование.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте