Думал ли кто-нибудь из учителей года России, что поездка на Байкал в июле 2002 года станет ежегодной и традиционной? Что это движение неугомонных, ищущих работу в дни отпуска будет притягивать к себе все больше и больше приверженцев? 2003 год – Северное Предуралье, 2004-й – Приазовье, 2005-й – горная Адыгея, 2006-й – Новгородская область, 2007-й – Астраханская область, 2008-й – Карачаево-Черкесская Республика, 2009-й – Южный Урал, 2010-й – Волгоградская область. И вот наступил 2011-й – год десятой, юбилейной экологической экспедиции школьников России, совместной акции Межрегионального клуба «Учитель года России» и «Учительской газеты», которая проходила с 4 по 16 июля на территории Калининградской области, на берегу Балтийского моря, в лагере «Алые паруса», что раскинулся на территории национального парка «Куршская коса».Экспедиция состоялась во многом благодаря усилиям принимающей стороны: Министерства образования Калининградской области, Калининградского областного детско-юношеского центра экологического образования и туризма (и лично и.о. директора центра – Надежды Евгеньевны Сафарук), а также администрации ДОЛ «Алые паруса». Куршская коса – самая крупная песчаная пересыпь в мире. Ее северная часть принадлежит Литве, южная – России. На южной половине косы в 1987 году образован Государственный природный национальный парк. Ценность и уникальность Куршской косы признана мировым сообществом: в 2000 году она была включена в Список всемирного наследия, как «исключительный пример ландшафта, состоящего из песчаных дюн и находящегося под постоянной угрозой со стороны естественных сил, – таких, как ветер и вода». В рамках экспедиции школьникам предстояло не только посетить мастерские победителей и финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года», освоить приемы проведения экологических исследований и мониторинга окружающей среды, но и ознакомиться с красотой здешних мест, увидеть другие достопримечательности янтарного края. Впрочем, лучше об этом расскажут сами ребята.
День первый (4.07)В этом году в экспедиции представлены 23 региона России и Республика Болгария. Больше двухсот мальчишек, девчонок и их педагогов приехали в Калининградскую область. Встреча делегаций проходила под общие овации. Новички, еще стесняясь, протягивали руку и знакомились, «старички» сразу попадали в объятия. Как устроились? Кто приехал? А далее подготовка к открытию экспедиции. Дом культуры поселка Лесной был заполнен до отказа, пространство украсили флаги всех делегаций. Выступление официальных лиц, показательные номера местных самодеятельных коллективов… Но самое интересное и захватывающее зрелище, конечно, – представление делегаций, участвующих в экспедиции. В этом году выступления делегаций были посвящены… друг другу. Так, мы, ребята из Ейска, рассказали о москвичах, а нашу команду представляла Калининградская область. И все с выдумкой, интересными и неповторимыми находками. Калининградская область и Краснодарский край сравнили свои регионы, и нашли много общего. Москвичи и ростовчане использовали поисковые системы и интерактивную игру. День второй (5.07)Ура! Сегодня начинаются мастерские. Мы будем изучать почву под наставничеством Галины Геннадьевны Монаковой, учителя географии из Белгородской области. Сколько тайн хранит в себе наша земля! Аккуратно, слой за слоем, создаем почвенный срез, изучаем механические и физические свойства, состав, определяем толщину гумуса. Все проходит в оригинальной занимательной форме. А затем всем полюбившийся коми-бол. Под плеск волн Балтийского моря на белоснежном песке упражняемся в ловкости и прыгучести.Тем временем в пресс-центре вовсю кипит работа. Идет монтаж телерепортажа, с творческой группой активно работает учитель русского языка и литературы из поселка Янтарный Калининградской области Людмила Владимировна Соколова.День третий (6.07)Сегодня в мастерской Татьяны Владимировны Максимовой, учителя биологии из Тульской области, мы изучали следы на песке. Косуля, барсук, кабан – как оказывается просто и легко читать следы. Небольшие подсказки преподавателя – и мы уже сами по причудливым паутинам следов можем рассказать о фауне Куршской косы.А вечером нас ждет традиционное посвящение в экспедиторы. Весело, забавно и творчески проходят испытания: поем песни, валяемся в спальных мешках, носим друг друга на руках, в финале на нас обрушивается ведро холодной балтийской воды, а затем всем достается по бутерброду с балтийскими шпротами. Мы сделали это! Мы настоящие экспедиторы.День четвертый (7.07)С утра ищем цветок папоротника. Пытаемся обливать друг друга водой. День Ивана Купалы все-таки. Моросит дождь, но ненастье – не помеха занятиям. Сегодня мы с Галиной Васильевной Семке, учителем русского языка и литературы из Краснодарского края, будем заниматься топонимикой. Оказывается, Балтийское море раньше называлось Варяжским, а народ, населявший берег, называли балтами – «белыми людьми». Идем «в народ». В музее нам рассказывают о тайнах происхождения других названий. Для разгадки многих из них, оказывается, надо знать немецкий язык. Радуемся новым открытиям и замечательным находкам.А вечером спортивный праздник. Команда педагогов сражается с нашими ребятами в футбол, а потом в волейбол. На поле царит обстановка, как на матче звезд. Болельщики с плакатами, есть свои кумиры… В итоге опыт победил молодость. День пятый (8.07)Сегодня мы оцениваем минеральные ресурсы с Владимиром Нодаровичем Головнером, учителем химии из Москвы. На занятие берем переносную химическую лабораторию, в ней все нужные реактивы и пробирки. Изучаем минералы, привезенные из других экспедиций: магнезит, калийную соль. Сравниваем. Как все просто и понятно. Растираем в ступке, анализируем. Так можно и влюбиться в химию!Дождались экскурсии в Янтарный, в этом поселке самый большой в мире карьер по добыче природного янтаря. И песочница с голубым песком, в котором, если хорошо покопаться, можно найти настоящий янтарь. Навсегда запомнятся музей янтаря в старинном замке, памятник жертвам Холокоста на берегу моря. День шестой (9.07)В янтарном крае странно было бы не обратить внимания на «слезы солнца». В мастерской Людмилы Владимировны Буханистовой из Новосибирской области и Ирины Владиславовны Маркиной из Адыгеи мы изучили физические и химические свойства этого удивительного камня. Топили, жгли, обливали кислотой. Теперь мы с уверенностью можем отличить настоящий янтарь от подделки.А вечером нас ожидали удивительные и неповторимые «Игры народов экспедиции». Удмуртские, адыгейские, ямало-ненецкие, кубанские и русские, сложные и простые, забавные и требующие ловкости, с удивительными названиями. Все смогли попробовать себя и в роли участника, и в роли ведущего.День седьмой (10.07)Утром отправляемся в Музейный комплекс национального парка «Куршская коса». Сколько необычайных поделок в Музее дерева нам удалось увидеть! А мастер-художник Андрей, сын Ивана, Баринов (так он себя величает) провел исключительно познавательную экскурсию и познакомил нас с символами и породами деревьев. Словно в волшебную сказку мы попали в Танцующем лесу. Существует несколько версий происхождения его изогнутых, закрученных в кольца, «танцующих» деревьев: от биологических до биоэнергетических, геоанамальных и мифических. Побывали мы на самой высокой дюне Куршской косы, названной в честь лесовода Франца Эфа. Высота Эфа окружена белыми песчаными барханами, уходящими в Балтийское море. Фантастические пейзажи… Мы долго обсуждали красоту окружающей нас природы.Можно ли по виду обыкновенной сосны определить экологическое состояние среды? Оказывается можно, и сделать это мы смогли на мастерской Натальи Владимировны Телегиной и Людмилы Николаевны Терещенко, учителей биологии из Свердловской области. Мы собирали хвою сосен с различных участков: у дороги, у водоемов, в национальном парке. По ее состоянию и определяли экологическое состояние местности. Но для этого мы исследовали сотни хвоинок.День восьмой (11.07)Мы попали в удивительную мастерскую Натальи Михайловны Денисенко, учителя географии из Ростовской области. Ориентирование на местности, выживание в экстремальных ситуациях, помощь пострадавшим – вот те немногие вопросы, которые мы смогли разобрать на практике. Как построить жилище, правильно разжечь костер, устроить переправу, раздобыть воду и пищу, правильно организовать свой быт – всему этому мы смогли научиться в полевых условиях.А вечером нас ждала увлекательная программа. В этом году экспедиционное движение отмечает юбилей – 10 лет. Балтика и Печора, Приазовье и Адыгея, Озерный край и Астраханская область, Домбай и Северный Урал, Волга и Байкал. Участники экспедиции комментировали исторические кадры, рассказывали веселые истории и байки. Кадры на экране сменяли друг друга, видеофрагменты и фотоархив помогли вспомнить главное. День девятый (12.07)Утром нам предстояло погрузиться в тайны физики. В мастерской Андрея Ивановича Семке, учителя физики из города Ейска Краснодарского края, мы познакомились с историческими событиями, связанными с открытием строения атома и радиоактивности, побывали в лаборатории Дж.Дж.Томсона и смогли измерить радиационный фон в национальном парке, а также объемную активность проб воды и почвы около Балтийского моря и Куршской косы. Настоящим событием для всех участников экспедиции стала экскурсия в Калининград. Уютный, красивый город впечатляет своими историческими артефактами. Мы побывали у могилы выдающегося мыслителя Иммануила Канта, посетили музеи океанографии и мирового океана, Музей янтаря. Особенное украшение Кенигсберга – липовые аллеи. Более двухсот сортов липы по очереди цветут с начала мая и до конца августа. Проезжая мимо памятника Шиллеру, узнаем, что монумент уцелел благодаря фразе, написанной на нем одним красноармейцем: «Сохранить. Пролетарский поэт». Пройдя Медовый мост, мы оказались у Кафедрального собора. Здесь в «профессорской усыпальнице» в 1804 году был похоронен Иммануил Кант. В 1880 году над могилой Канта была возведена часовня в стиле неоготики. Величие собора, высказывания Канта и тихая органная музыка… фантастическое место!В конце XX – начале XXI веков поэтапно был создан уникальный для России Музей Мирового океана, располагающий интересными экспозициями и четырьмя музейными судами (в том числе подводной лодкой). Мы с удовольствием били в судовой колокол, вертели штурвал и осматривали палубы исследовательского судна «Витязь». День десятый (13.07)Сегодня в мастерской Надежды Михайловны Растрепиной, учителя математики из Ростовской области, мы занимались лесной таксацией. Проводили качественную и количественную оценку леса в статике и динамике. Оказывается, без математики в лесу трудно обойтись. Мы определяли высоту деревьев, рассчитывали объем леса, определяли массу древесины. После обеда попали на занятие «Осторожно, короеды!» Сергея Борисовича Циклова, учителя биологии из Владимирской области. Выяснилось, что короедами часто ошибочно называют личинок жуков-усачей и других стволовых вредителей. На самом деле короеды – отдельное семейство жуков, которые отличаются мелкими (или очень мелкими) размерами, формой тела и характерными ходами, оставляемыми взрослыми особями и личинками на внутренней стороне коры и наружной поверхности древесины. Это в теории. А на практике короедов в национальном парке мы так и не нашли. Лесники очень хорошо ухаживают за лесом, не оставляя вредителям шанса на выживание.Вечером смотрели очередной сюжет экспедиционной телекомпании «В Курshe». И как умудряются ребята за такой короткий срок (один день) придумать, снять репортаж, смонтировать и озвучить, и все это в полевых условиях? Молодцы! В очередной раз наши журналисты удостаиваются оваций.День одиннадцатый (14.07)Когда мы прочитали название мастерской «Бриологи и бриоиндикация», то не могли и подумать, что будем изучать физиологию и морфологию мхов. Мы овладели методикой сбора и определения мховидных, а также с помощью метода бриоиндикации оценили состояние атмосферы. Помогала нам осваивать новые горизонты Мария Владимировна Синенко, учитель биологии из Ямало-Ненецкого автономного округа.А после дневного отдыха мы попали в мастерскую Ирины Леонидовны Кирюхиной, учителя биологии из Тулы, где определяли состояние природных водоёмов по содержанию кислорода в воде, общей щелочности воды. Достаточно сложное оборудование, переносные персональные лаборатории позволили нам провести целый ряд экспериментов. Вода в Балтийском море и заливе оказалась очень даже чистой. Здорово! Мы находимся в экологически безопасной среде, пьем чистую воду и дышим прекрасным воздухом!В вечерней программе – традиционный концерт межрегиональных делегаций. Необычность этого мероприятия в том, что школьники из разных регионов объединяются, чтобы создать творческий коллектив и исполнить свой номер на сцене. Участники пели блюз, играли на пианино, танцевали латиноамериканские танцы, исполняли французские романсы. Но больше всего нам понравился танец, который подготовили для нас учителя-мужчины. Зажигательный, веселый и креативный номер не оставил никого равнодушным. А закончился концерт пением под гитару уже полюбившихся песен. День двенадцатый (15.07)В ходе экспедиции мы исследовали почву, воздух, воду, проводили геоботаническое описание растительности, радиационный и климотологический мониторинг, химический анализ минеральных ресурсов, наблюдали за перемещением животных, учились различать их следы, занимались историческим анализом топонимов региона, биоиндикацией и биомониторингом в районах национального парка «Куршская коса». В течение двух недель мы обучались в 24 мастерских. Сегодня мы весь день обрабатываем результаты и вместе с нашими руководителями готовим выступления, стараемся, чтобы они запомнились и вызвали интерес у других ребят. А вечером каждый из нас вышел на сцену и показал, чему научился в экспедиции. Получилось здорово!В минуты отдыха мы бежали на море, манившее нас своими волнами и чистотой, белоснежным песчаным пляжем. День тринадцатый. Последний (16.07)Закрытие экспедиции проходило на лужайке. Весело на небе смеялось солнышко. Официальные речи сменились награждением отличившихся. В конкурсе «Золотая ручка» (он фиксирует самых активных учеников по мнению их одногруппников) в этом году стобальный результат показала Александра Угрюмова из Москвы, порадовал и наш Феликс Суздорф, вошедший по итогам в десятку лучших. Победители получили янтарные ручки и подарки.По итогам учительского голосования лучшей была признана Надежда Тукай из Белгородской области, а в конкурсе фотографий победила Дарья Серпуховитина из той же делегации. Наши ребята были отмечены в номинациях: Сергей Гнип за лучшую сюжетную фотографию, Сергей Замолинский за лучший портрет, Дмитрий Гусев за лучший пейзаж.Пришло время расставаться. Небо вместе с нами плакало, под гитару мы пели гимн экспедиции и уже ставшую популярной песню Кати Чех из Новосибирской области «Расстояние»: «Нас разделяют расстоянья и мосты, Звезды на небе и мечты, А так хотелось быть рядом, Рядом с тобой…». Ребята обнялись и образовали фигуру, напоминающую большое сердце, которое пульсировало в такт музыке.Десятая Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России на территории национального парка «Куршская коса» завершена.P.S. От всей души поздравляем Владимира Нодаровича Головнера, вдохновителя и главного организатора экспедиции, с присвоением звания Заслуженный учитель РФ, а Александра Александровича и Людмилу Владимировну Буханистовых с серебряной свадьбой!Анна МИТИНА, Феликс СУЗДОРФ, ученики средней школы №11, Валерия ХУДЯКОВА, ученица гимназии №14 города Ейска Краснодарского краяФото Анастасии ДАВЫДОВОЙ, Сергея ЦИКЛОВА, Галины ИВАНОВОЙ и других участников экспедиции
Комментарии