search
main
0

Ямальская сказка. Каждый ребенок – маленький принц

В этом году у учителя начальных классов средней общеобразовательной школы поселка Пангоды Ямало-Ненецкого автономного округа, победителя регионального конкурса «Учитель года Ямала-2012» Марины Вострецовой юбилей – вот уже двадцать лет как она открывает малышам удивительный мир знаний.

– Моя бабушка была учительницей, работала в младших классах, я частенько сидела у нее на уроках за последней партой и мечтала стать похожей на нее, проверять тетради, объяснять решение трудных задач, – рассказывает Марина Павловна.Мечта Марины Павловны сбылась, в 1993 году она окончила  педагогическое училище в своем родном Нефтекамске. Ни разу даже в трудные 90-е годы Марина Вострецова  не подумала о том, чтобы сменить профессию.  Заходила в класс  и забывала о всех проблемах,  на нее смотрели тридцать детских глаз – их нельзя обмануть или подвести. Кстати, ей пришлось работать в классе, где были только девочки, так что опыт раздельного обучения у Марины Павловны тоже есть. Семь лет назад Марина Вострецова решила переехать в суровый край. – Когда-то в Надыме жили мои родственники, работал мой дед. У Севера свое обаяние, попав сюда, я поняла, почему люди живут тут десятилетиями. Хотя зимой бывает до минус 50. Северная природа (пусть и скромная) очаровывает, зимой, конечно, трудно – полярная ночь, но за короткое лето успевают созреть ягоды, в июле, не поверите, бывает плюс 30. А в сентябре уже снег падает. До Северного Ледовитого океана чуть более 100 километров… Конечно, скучаю по своему родному городу Нефтекамску, – признается учитель, – там живет моя мама и учится дочка. Кстати, когда она завершит свою учебу в колледже, то планирует обязательно приехать  жить в поселок Пангоды.В Пангодах, где работает Марина Павловна, сейчас уже около 12 тысяч жителей. Здесь большие месторождения газа, так что поселок перспективный, будет расти и развиваться. Сейчас здесь две школы. Та, в которой работает Марина Вострецова, по меркам северного сельского поселка большая, около 700 детей. В этом году рекордное число первоклашек.- Так получилось, что в Пангодах живут люди из разных городов страны, северяне народ особый – к трудностям привыкший, добрый и отзывчивый. Умеют разделить и горе, и радость  со своими соседями. В моем коллективе очень обрадовались, узнав, что я стала победителем на региональном конкурсе «Учитель года Ямала-2012».Участие в конкурсе меняет жизнь учителей. Так случилось и с Мариной Павловной. Она стала заместителем директора по воспитательной работе.- Учительская работа, – тем не менее вздыхает вострецова, – для меня во много раз привлекательнее, я общаюсь с детьми, они подзаряжают меня, работа с бумагами куда утомительнее.Уроки Марины Павловны такие же, как и она сама, – живые и непосредственные. Конкурсный урок она проводила по окружающему миру в 3-м классе. Тема «Как Россия у Европы училась».  За 45 минут ребята смогли попутешествовать и по России ХVII  века, и по средневековой Европе, и, конечно же, узнать, в чем заключались реформы великого русского царя Петра I. «Спасибо за урок, – сказали ноябрьские ребята, где проходили окружные конкурсные задания, Марине Павловне. – Мы столько нового узнали, с вами было так интересно, точно мы на машине времени оказались в прошлом, своими глазами все увидели, даже характер царя прочувствовали».- Очень жаль, что мы, становясь, взрослыми, забываем мир детства, – говорит Марина Павловна. – Ребенок создает собственный мир фантазий и воображаемых героев. Взрослые должны вести ребенка  к творчеству через радость открытия нового. И обязательно бережно относиться к хрупкому миру детства. Все наши проблемы, страхи, комплексы идут из детства. И наоборот,  счастливое, радостное взросление дает опору в будущем, помогает преодолевать любые кризисные ситуации в жизни. Любимое произведение Марины Вострецовой – «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Вострецова, как и французский писатель, умеет рассмотреть в детских рисунках и наивных еще сочинениях творческую одаренность практически каждого ребенка. Каждый малыш талантлив  по-своему, убеждена она, нужно только, чтобы взрослые увидели в нем дар и помогли развить и взрастить его. Большое внимание Вострецова уделяет изучению отношения семьи к нравственным ценностям, которые являются основой формирования личности ребенка. Так как поселок небольшой, все знают друг друга, дружат семьями.Свою педагогическую технологию Марина Вострецова называет технологией творчества. Учитель – сторонница образовательной системы «Школа 2100». Марина Павловна старается  учить своих ребят постигать тайны природы, учит слышать и слушать, мыслить и чувствовать, а главное – сопереживать. Учиться  – значит идти вперед, опираясь на знания и веря в удачу, относясь к своим ошибкам как к точкам роста. Вострецова и сама постоянно учится. Сейчас она заочно оканчивает Московский социально-психологический институт по специальности «государственное и муниципальное управление». Примечательно, что на региональном конкурсе «Учитель года Ямала-2012» победила именно выпускница педагогического училища, обладающая конкретными знаниями и умениями, обогнав конкурсанток с высшим педагогическим образованием.- Я все время учусь,  – говорит Марина Павловна. – Только за последние три года пять раз проходила курсы повышения квалификации, окончила Ямальскую школу риторики для педагогов. Кстати, участвовать в конкурсе «Учитель года» меня подвиг именно заведующий кафедрой гуманитарных исследований регионального института развития образования Сергей  Тихонов. Руководитель Ямальской школы риторики, он увидел во мне потенциал и помог его реализовать.Марина Павловна, совершенствуясь и накапливая знания, старается поделиться ими с другими. Она  автор статей «Открываем знания вместе с учениками», «Литературное краеведение», «Интегрированный урок «Окружающий мир». Учитель внимательно исследует проблему повышения мотивации учащихся в процессе активизации познавательной деятельности и всеми силами старается на своих уроках воспитывать заинтересованных учеников.- С годами и опытом пришло то, что я могу назвать своей педагогической философией, – учить и учиться самой, постоянно находиться в творческом поиске, преодолевать себя, строить педагогическую деятельность, ориентируясь на общечеловеческие нравственные ценности, а высшей ценностью считать личность самого ребенка, –  говорит Марина Павловна.Разумеется, школа, а теперь еще и административная деятельность, отчеты и циркуляры, работа с родителями забирают все время Марины Павловны. Она суперответственна, а потому не привыкла делать что-то быстро и спустя рукава. И все-таки, когда остается хотя бы немного свободного времени, она берет в руки любимые детективы. Еще одно увлечение Вострецовой – танцы. Марина Павловна удивительно пластичная и грациозная, а еще она легко и непринужденно держится на сцене. Кстати,  ведущей регионального конкурса «Учитель года Ямала-2013» была именно она. Марина Павловна зачастую проводит  концертные программы.Марина Вострецова человек романтичный и до сих пор верит в сказки.  Каждый человек сам для себя сочиняет сказку своей жизни, уверена она. Учитель старается, чтобы уроки были интересными и увлекательными, как добрые сказки…  Ямало-Ненецкий автономный округИз эссе «Учить и учиться…»  Годы работы в школе научили меня принимать детей такими, какие они есть, быть терпимой к ошибкам других, но требовательной к себе. Главное для учителя – создать для ученика ситуацию успеха, помочь поверить ученику в себя и научить, как восходить к вершинам, как предупредить риск падения и как суметь подняться, когда довелось упасть. Наблюдая за жизнью, я прихожу к выводу, что задача педагога сегодня – воспитать человека, который сумеет найти свое достойное место в этом бесконечно меняющемся мире и станет успешным. Настоящий учитель… Его отличают любовь к детям и верность профессии, высокий уровень общей культуры и интеллект, широкая эрудиция и профессионализм, общительность, толерантность, артистичность и обаяние. Со временем я поняла, что на вопросы, которые себе задавала: «Сумею ли я проникнуть во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смогу ли я отнестись к этому миру не предвзято и откликнуться на него? Смогу ли я помочь ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает? В достаточной ли степени я сама – творческий человек, который в состоянии сблизить детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний – с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?» – жизнь дала утвердительные ответы: «Могу! Хочу! Готова!» Мне родители доверяют самое дорогое, что у них есть, – своих детей, и от меня зависит, сложится ли у ребенка школьная жизнь и станут ли родители моими единомышленниками. У В.А.Сухомлинского я когда-то прочитала, что «если ребенок живет во вражде, он учится агрессии; если ребенка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребенка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; если ребенка подбадривают, он учится верить в себя; если ребенка хвалят, он учится быть благодарным; если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня ориентиром в отношении к ученику. И дети отвечают мне благодарностью. Когда я вижу, как мои ребятишки не хотят уходить домой и как они делятся со мной своими «страшными» тайнами, я начинаю верить, что все получится и что смогу научить ребенка быть добрым и справедливым, умеющим дружить, способным выбрать в жизни важное и нужное, не поддающимся воле обстоятельств. Что бы я еще хотела видеть в своих учениках? Умение мыслить, быть толерантными, умеющими конструктивно решать проблемы, способными самовыражаться, быть творческими личностями… Главное,  чтобы каждый стал яркой индивидуальностью, личностью. Врач дает клятву Гиппократа. Солдат – присягу. А учитель? Что говорит он, выбирая свой путь служения людям? Уважать маленького человека. Слышать и понимать каждого. Учить интересно. Уметь радоваться любому успеху. Увлекать мечтой и воплощать ее. Быть не над ребенком, не рядом, а вместе с ним. Почему я учитель? Почему среди всех профессий выбрала эту? Наверное, потому что у меня своя, особая миссия на Земле… Быть учителем! И в этом видеть свое счастье… Да, радостно жить! И слышать благодарное «спасибо за урок». И отвечать: «Спасибо, дети, вам!» Спасибо за то, что учусь у вас открытости, искренности, светлому взгляду на жизнь, учусь видеть красоту и гармонию мира. И все это вместе с вами. Ищу свой путь, свою истину, ибо «каждый выбирает по себе»… А завтра снова этот класс наполнится ребячьими голосами. Спадет шумок. И я увижу их глаза. В них – ожидание, готовность к познанию нового, жажда открытий… И будут вопросы… Много вопросов… И я учусь… Ищу ответы на них… Мне нужно многое знать, чтобы не разочаровать…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте