Толкование слова «марафон» есть в разных словарях – энциклопедических, психологических, исторических, мы найдем его у Ожегова, Брокгауза и Ефрона. В справочной литературе по педагогике, весьма вероятно, такой термин когда-нибудь появится благодаря практике проведения в последние годы педагогических марафонов с участием учителей-финалистов, победителей конкурса «Учитель года». Не исключено, что дать определение этому относительно новому, но уже популярному в педагогической среде явлению помогут итоги недавнего марафона на Ямале, который стал совместным проектом Департамента образования ЯНАО, его окружного института повышения квалификации работников образования (ЯНАОИПКРО) и «УГ».
Рефлексия: воздух творчества
Нынешний марафон-семинар проходил по теме «Совершенствование педагогической культуры учителя». Предполагалось, что погружение слушателей в ситуацию подготовки и участия в конкурсах педагогического мастерства должно дать импульс для тех, кто в них не участвовал, но, возможно, хотел бы попробовать себя в этой роли, или для тех, кто не спешит на конкурс, но хочет расширить границы своих знаний, опыта, умений. Так и написал один из слушателей: «Не все пойдут на конкурс, но работать будем иначе» – и выразил коллегам признательность за возможность повысить свой профессиональный уровень, подышать воздухом творчества. Каждое открытое учебное занятие с детьми в классах, которое в актовом зале шло в прямой трансляции на огромном экране, все мастер-классы на сцене завершались (а их в общей сложности по 25 в каждом городе) блиц-анализом, устной рефлексией самого педагога, ответами на вопросы аудитории, письменными откликами. Виртуозно комментировал происходящее Сергей Тихонов, заведующий кафедрой гуманитарного образования ЯНАОИПКРО, кандидат филологических наук. Как всякий живой, полноценный урок, так и настоящий мастер-класс – это всегда двусторонний процесс, где отношения «учитель – ученик», «преподаватель – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Наши мастера – Сергей Циклов, учитель биологии школы №7 г. Кольчугино Владимирской области (победитель конкурса «Учитель года России-2002»), Вадим Муранов, учитель физики школы №19 г. Ногинска Московской области (победитель конкурса «Учитель года России-2009»), Олег Парамонов, учитель русского языка и литературы, профессор Брянского университета (абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1993»), Вера Филиппова, учитель математики, специалист Департамента образования ЯНАО (финалист конкурса «Учитель года России-2008»), Владимир Кружалов, учитель истории и обществознания гимназии №1542 г. Москвы (победитель конкурса «Учитель года России-2009»), Сергей Тихонов, зав. кафедрой гуманитарного образования Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования (один из организаторов конкурсов на Ямале, член жюри конкурса «Учитель года России-2009, 2010», кандидат филологических наук), – блистательно решали эту задачу, ни разу не отойдя от главного принципа живой, творческой педагогики. Зрители, а это примерно 300 человек в зале в каждом городе, стали свидетелями непрерывного контакта, практически индивидуального подхода к ученику на уроке, слушателю в зале. При всем различии «конкурсных» учителей и по предметной специализации, и по темпераменту, характеру, творческому подчерку, всех их удивительным образом объединяют способность просто и емко говорить о сложном, искусство общения и чувство юмора, самоирония, умение организовывать диалог, ставить вопросы для поиска смысла и вместе с детьми пытаться искать ответы на них, умелая импровизационность, легкость (не легковесность), иногда незамысловатость методических приемов, благодаря которым лучше усваиваются серьезные темы. Но за всем этим – глубина, эрудиция, абсолютная свобода в предметном знании и умение выходить за пределы своей дисциплины. Метапредметность для них не заоблачная теория, а ежедневная практика, философская идея. Она проявляется не только на отдельном занятии, но и на протяжении всего курса, который они представляют. Отсюда и темы некоторых открытых учебных занятий, мастер-классов, проведенных на Ямале: «Для чего человек живет?», «Можно ли изучить историю за один урок?», «Поговорим о дефинициях» (Владимир Кружалов, обществознание), «Физика снега» (Вадим Муранов), «Человек общающийся» (Сергей Тихонов, литература), «Математические модели», «Логика высказывания», «Аксиомы стереометрии» (Вера Филиппова, математика), «Растение – целостный организм», «Природные сообщества», «Причины старения» (Сергей Циклов, биология), «И мы сохраним тебя, русская речь», «Над вымыслом слезами обольюсь…» (Олег Парамонов, литература). Не случайно поэтому коллеги благодарили Владимира Кружалова, Сергея Циклова, Вадима Муранова за умение просто говорить о сложном, используя законы логики, здравого смысла и применяя знания из других дисциплин, Олега Парамонова, Сергея Тихонова – за уроки-праздники, уроки искусства, вдохновения, артистизма, любви к литературе и детям, а Веру Филиппову – за философию математики, за смелость и неординарность в подходах к математическому образованию. В самом деле, слушая учителей и участвуя в этом профессиональном диалоге, осмысливая их мастерство, педагоги в зале невольно соотносили увиденное со своим опытом и потому говорили о том, что их встреча «станет новой ступенькой к вершинам учительского дела». После таких марафонов, по их мнению, пополняется запас энергии и появляется желание творить, хочется найти в себе что-то новое, чем мы будем интересны и детям, и себе.
Мастер-классы Что же показали и о чем хотели сказать своим коллегам участники марафона? В мастер-классе Сергея Тихонова «Человек общающийся» («Здравствуйте, Павел Иванович, или один день Чичикова») с точки зрения взаимодействия между людьми цель занятия состояла в разборе понятия «общение». Цель – обратить внимание, точнее, открыть для себя, вывести основные правила бесконфликтного эффективного (в плане достижения результата – личных целей инициатора) общения. Помимо этого в задачу занятия входило создание у аудитории образа Человека говорящего. Один из любимых героев Гоголя – П.И.Чичиков – гениальный коммуникатор, филигранно использующий самые разнообразные тактики, средства, приемы общения. Самостоятельно анализируя текст 1-й главы, в ходе групповой работы учащиеся импровизированного класса (педагоги, в основном нефилологи) смогли выявить ряд характерных для Чичикова приемов. С их помощью он распологает людей к себе и добивается желаемого в кратчайшие сроки. Эти своеобразные правила общения были сформулированы, зафиксированы слушателями и в выступлениях от имени групп сообщены всей аудитории. Кроме того, педагог попутно пытался решить и сверхзадачу занятия – косвенно показать, что фактически первооткрывателем в описании приемов бесконфликтного общения в мировой практике следует считать замечательного русского писателя Н.В.Гоголя, опередившего Д.Карнеги – отца современной науки об общении – на столетие. На мастер-классе по теме с несколько провокационным названием «Можно ли изучить историю России за один урок?» Владимир Кружалов обсуждал проблемы периодизации истории России. Что такое периодизация? На каких критериях она может базироваться, какой путь прошла историческая наука в решении этих проблем? Через разговор с учащимися об этих вопросах, по его мнению, нужно приоткрыть им дверь в лабораторию историка-исследователя. Кроме того, в этом мастер-классе рассматривалось метапредметное значение понятия «период» не только на примере истории, но и на материале других гуманитарных, естественных и точных наук. «Поговорим о дефинициях». Здесь Владимир Владимирович продемонстрировал приемы работы с простыми и сложными определениями в курсах истории и обществознания для старших классов, показал, как учитель может научить школьников правилам формулирования определений, установления логических взаимоотношений между ними. В ходе мастер-класса «Тема урока» Сергей Циклов постарался на примере нескольких конкретных занятий («Растение – целостный организм», «Обмен веществ», «Природные сообщества») показать, как можно использовать занимательные графические символы для вхождения в тему и дальнейшего ее развертывания. Учитель продемонстрировал свой подход в подготовке к уроку: выделение опорных точек урока, продумывание вариантов взаимодействия «учитель – ученик» в ходе диалога, графическое оформление результатов взаимодействия, различные способы подведения учащихся к формулированию выводов и т. п. Еще один важный момент заключался в том, чтобы показать, как можно достаточно сложные вопросы преподносить в доступной форме, как отойти от наукообразности, не теряя научности. Мастер-класс «Причины старения» был построен в ключе технологии критического мышления. Поэтому основной задачей являлась демонстрация деятельности учителя и его взаимодействия с учениками в рамках указанной технологии. И еще, Сергей Борисович исключительно тонко показал, каким должен быть стиль общения с участниками образовательного процесса в среднем и старшем звене, где ведущий вид деятельности – общение. Поэтому важно делать это «красиво». Надо помнить о том, что говорят психологи. Основная идея, которую развивал Вадим Муранов на мастер-классе «От интереса – к знаниям» состояла в следующем. Развитие науки происходило вследствие вовсе не тяги к знаниям, а интереса к различным явлениям, объектам или процессам в окружающем мире. В основе многих открытий и изобретений ученых лежит простое любопытство, как и у детей. Эту мысль подтверждают и сами ученые. Так почему же в традиционном конспекте большинства учителей среди целей урока лишь самая последняя – «повышение интереса к предмету»? Да и то чаще всего эта цель просто декларируется, но не является для учителя значимой. А ведь именно интерес должен быть основой урока, именно эмоциональная заинтересованность учащихся в большинстве случаев – ключ к пробуждению в них желания учиться! Но современных детей довольно сложно чем-либо заинтересовать, ведь телевизор и компьютер приучили их интересоваться тем, что ярко, необычно и неожиданно, – спецэффектами. Значит, и в арсенале учителя, говорит Вадим Александрович, должны быть свои «спецэффекты». Огромным плюсом в их применении является эффект ожидания (или неожиданности), что создает эмоциональное напряжение, а именно это напряжение чаще всего является основой научного творчества, по словам ученого-математика Павла Сергеевича Александрова. В качестве примера в мастер-классе показывается «эффект домино», который можно использовать не только на уроках физики, но и на других уроках в зависимости от того, как учитель будет трактовать данный эффект. «Понемногу обо всем или все о немногом» – это не столько мастер-класс, начал Вадим Муранов, сколько беседа с учителями о проектной деятельности учащихся. Не секрет, что очень часто учителя и их ученики под словом «проект» понимают некую презентацию (чаще всего набор картинок и текста, представленный в виде слайдов, созданных в программе MS PowerPoint). Учитель показал, в каком случае презентация действительно может стать проектом, то есть неким законченным информационным продуктом, и как это можно сделать, используя средства программы MS PowerPoint. То есть на этом мастер-классе он представлял свою работу с детьми не как физик или информатик, а как учитель, организующий совместную деятельность учеников вне зависимости от предмета. Ведь одна из задач современного учителя – научить ребят работать с информацией, создавать законченные информационные продукты и представлять их, защищая свою точку зрения.
Гостеприимные хозяева северного края Педагогические марафоны, как мы убедились, дело крайне полезное, интересное и увлекательное. Особенно если попадаешь на Ямал, что с ненецкого на русский переводится как «Край земли». Когда-то в Заполярный край пришли люди, чтобы построить города и поселки, возвести крупнейший нефтегазовый комплекс. Они приехали на огромное пространство, где веками жили, создавая уникальную арктическую культуру, коренные жители края. И когда ты оказываешься в этой самобытной северной части России, где по-прежнему добывают известную обскую рыбу, занимаются оленеводством, добывают газ и нефть, где тундра через лесотундру переходит в тайгу, в которой обитают пушные звери, где снега питают реки и озера Ямала, а на его севере уже Ледовитый океан, не можешь не удивиться всей этой природной красоте и масштабу происходящих здесь перемен. Но более всего восхищают люди, которых не останавливали ни льды, ни тундра, ни мороз. Они шли в неведомые земли, открывали их, вырабатывали способы выживания в экстремально суровых условиях. И хотя жизнь на Ямале по-прежнему непроста, здешние люди добры и сердечны. Жителей северного края отличают теплота и гостеприимство, и потому расстояния и масштабы региона, перелеты и переезды пришлись нам, путешествующим, больше в радость, чем в тягость. Первая остановка – Салехард, административный центр ЯНАО, единственный на земле город, расположенный на широте Северного полярного круга. Средняя школа №1, которая в прошлом году к своему 75-летию получила в подарок новое здание, оснащенное самым современным оборудованием, и известная своим музеем, хранящим материалы и документы начиная с 1846 года, гостеприимно распахнула нам двери. В воскресный день здесь был дан старт марафону. Нас приветствовали председатель Комитета по социальной политике и ЖКХ Законодательного собрания ЯНАО Елена Зленко и директор Департамента образования ЯНАО Ирина Сидорова. Именно Ирина Кенсориновна три года назад, тогда еще руководитель образования города Муравленко, первая откликнулась на предложение «Учительской газеты» провести «Школу УГ при «УГ» и пригласила сюда признанных российских педагогов. В 2008 году при поддержке управления образования и ЯНОИПКРО (ректор Галина Шапоренкова) уже с новой группой талантливых учителей мы побывали в других ямальских городах. На сей раз, начав с Салехарда, выполнив все предписания программы и даже побывав на приеме в мэрии, мы вылетели в Надым. Надымский район по площади в два раза больше Франции. Здесь добывается 30% общероссийского объема газа. Надым – форпост освоения крупнейших газовых месторождений северной части Западной Сибири. Отношение власти к социальной сфере позитивное, здесь ратуют за комфорт, за формирование экологии бытия в условиях жизни на Крайнем Севере. Приятным сюрпризом стало выступление оркестра народных инструментов, учительского хора школы №9, в котором пела ее директор Татьяна Цвентарная. Сразу бросилась в глаза атмосфера, которая царит в учебном заведении. Вот она, сила искусства, дополнительного образования! В гимназии г. Надыма за короткий период пребывания удалось увидеть нечто оригинальное – технологию «Погружение в эпоху», которая подразумевает связь содержания воспитательной работы с определенным этапом в развитии России. Гимназия живет насыщенной творческой жизнью – в ней можно услышать музыку Петровской эпохи и современной детской оперы, серебряный голос флейты и свингующий саксофон, увидеть хореографическую версию сказки Пушкина и комедии Мольера. И всему этому задает тон Валентина Горняк, директор, лидер, по специальности физик, в душе лирик, поэт, художник. И, вероятно, поэтому здесь особенно ждали Олега Парамонова, блистательного учителя словесности и поэта, умеющего зажигать словом, поэзией, пробуждать любовь к литературе. Что происходило на уроке, который провел педагог в этой гимназии, передать трудно. Аплодисменты, слезы радости, восторг, восхищение. Потом письмо ученицы 11-го класса Екатерины Якуповой, которое она написала после этого урока: «Я никогда не перестану восхищаться вашим творчеством…» Половина пути пройдена Город Губкинский – самый молодой на Ямале, еще одно открытие для нас, красивый и уютный, современный и ухоженный. Он находится в Приполярье и с Большой землей, как здесь говорят, связан автотрассой и железной дорогой. В следующем году городу исполнится 25 лет, а возводили его большие романтики и оптимисты, первопроходцы – добровольцы белорусского комсомольско-молодежного отряда «Молодогвардеец». Валерий Лебедевич, в ту пору его комиссар, а ныне глава города, не только приветствовал «марафонцев», но и посетил несколько открытых учебных занятий. «Мэр на уроке – это впервые в моей практике», – удивлялся Вадим Муранов из Московской области. В самом деле, казалось, вся губкинская власть – Валерий Владимирович, руководитель управления образования Татьяна Степыгина, ее сотрудники, директор школы №4 Тамара Полякова, она же председатель городской Думы, ее коллектив как единая команда, сохранившая романтический дух молодости, оптимизма, созидания, – в эти дни включилась в активный диалог с педагогами из разных городов России. Ведь они когда-то оторвались от родных мест, приехали на неведомые земли и с чистого листа начали строить новый город. О школе №4, которая принимала нас, и о ее директоре Тамаре Юрьевне разговор особый. Само здание школы больше напоминает дом правительства или офис крупного банка, а содержательная «начинка», инновационные проекты, – хороший повод рассказать об этом отдельно и подробно. Как, впрочем, и о других учебных заведениях, в которых мы побывали на Ямале. Завершался марафон в Ноябрьске – самом крупном в ЯНАО городе. Он известен не только достижениями в нефтегазовой отрасли, но и успехами учеников на олимпиадах всероссийского и международного уровней. В 2009 году ученик школы №7 г. Ноябрьска Григорий Старков на Международной олимпиаде по физике, проходившей в Мексике, завоевал одну из трех золотых медалей. Здесь лучшие показатели по ЕГЭ и особое отношение к школьному питанию, в чем мы сами убедились на примере школы №3, которая стала заключительной площадкой в нашей 10-дневной поездке по округу. Надежда Гудкова, которая многие годы руководит образованием в городе, знакома читателям «УГ». Наши журналисты не могли не заметить ее умение в сложных ситуациях принимать правильные управленческие решения, способность остро и открыто говорить о проблемах на разных уровнях. Здесь, как и в других городах ЯНАО, мы чувствовали внимание и заботу, интерес к происходящему. Знакомство с главой администрации города Михаилом Шаровиным, беседы с губкинскими учителями, встреча с народным учителем России Виктором Ткачуком, учителем физики школы №6 Ноябрьска, пополнили наш багаж впечатлений о Ямальской земле и ее людях. Мы возвращались домой с ощущением хорошо выполненной работы и радости в душе. Одним словом, праздник общения! Профессиональный диалог, который нужен для того, чтобы мы лучше слышали и слушали друг друга, чтобы администраторы, чиновники, методисты, посетив уроки ярких педагогов, не зажатых рамками старых стереотипов, понимали и поддерживали учителей, которые хотят работать и учить детей по-новому. Наверное, поэтому в письменных отзывах слушатели дали такое определение педагогическому марафону: замечательный способ повышения квалификации! Нельзя вариться в собственном соку, нужно учиться, учиться и еще раз учиться, учителям в первую очередь, считают сами же учителя. А еще марафон на Ямале назвали не только праздником учителя, одним из самых ярких событий Года учителя, но и прорывом в сознании методистов и администраторов. Хочется в это верить!
Комментарии