search
main
0

Якутское педагогическое чудо. В столице Республики Саха (Якутия) прошел XIII съезд учителей и педагогической общественности

​Улыбающиеся лица, рукопожатия, радость от встречи давних друзей или знакомых. XIII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) «Образование и общество: интеграция во имя ребенка» стал настоящим праздником общения, обмена педагогическим опытом для 524 делегатов, приехавших со всех уголков необъятной Якутии. Мастер-классы, круглые столы, панельные дискуссии, презентации, грандиозная выставка-форум, встречи с министрамии депутатами, лучшие национальные спектакли – съезд объял, казалось бы, необъятное. Многие из делегатов добирались сюда за три-четыре тысячи километров, понимая, что это событие определит важнейшие вехи в образовании республики на ближайшие 15-20 лет. Пять дней – с 5 по 9 октября – были насыщенными до предела. Многие мероприятия шли параллельно на разных площадках – и каждый мог выбрать то, что необходимо ему для развития и самосовершенствования. Этот год для съезда особенный, юбилейный, ровно 90 лет назад здесь прошел Всеякутский учительский съезд, на котором было всего лишь 49 делегатов, причем только один делегат имел высшее образование.

Якутия практически единственный регион в России, где регулярно проходят подобные съезды, находящиеся всегда  в центре  республиканского внимания. Примечательно, что  в работе съезда приняли участие глава республики Егор Борисов, председатель Государственного собрания Якутии Александр Жирков и народные депутаты республики,  а также первый президент Якутии Михаил Николаев. На съезд приехали глава Федеральной  службы по надзору в сфере образования Сергей Кравцов, руководители министерств образования всех субъектов Дальневосточного федерального округа, главы муниципальных образований республики, учителя,  воспитатели, педагоги дополнительного образования, были здесь и представители родительской общественности, гости из столицы, а также из Японии и Дании.  Открывая работу пленарного заседания съезда, председатель Правительства Якутии, председатель организационного комитета съезда Галина Данчикова отметила, что главная цель съезда – задать вектор развития образования на перспективу до 2030 года, обозначить приоритеты, которые станут ориентирами формирования  конкретных действий на среднесрочный и долгосрочный периоды.- В структуре расходов государственного бюджета республики доля образования составляет 30 процентов, когда в целом по Российской Федерации лишь 21 процент, ежегодно в республике вводится в строй не менее 10 новых школ. Всего за 15 последних лет было построено 192 школы, в том числе 163 в сельской местности. По объемам вложения в сферу образования Якутия занимает первое место среди субъектов Дальневосточного федерального округа, – подчеркнула Галина Иннокентьевна.Министр образования Якутии Феодосия  Габышева отметила, что многие  инициативы региона в сфере образования предшествовали трендам общероссийского масштаба. Феодосия Васильевна рассказала, что за последние годы существенно изменилась правовая база, приняты новые федеральные и региональные законы, разработаны и внедряются новые федеральные образовательные стандарты. В то же время министр выступила с предложением создать сеть проектно-ориентированных образовательных организаций «».- Мы могли сообща решать задачи модернизации образования  на основе проектных решений опережающего социально-экономического развития регионов, вовлекая в разработку производственные объединения на кластерной основе, – предложила  Феодосия Васильевна.- Главные богатства Якутии не недра и алмазы, а человеческий капитал,  – заявил  в своем выступлении руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. – От того, какой будет система образования,  во многом зависит будущее республики и страны. Сергей Сергеевич напомнил, что Якутия была одной из первых республик,  в которой ввели сдачу ЕГЭ. Он отметил, что сегодня  главной задачей является разработка новых критериев оценки образовательных организаций, но при этом нельзя сводить оценку работы школ и учителей только лишь к результатам ЕГЭ. Однако нельзя забывать, что единый госэкзамен дал возможность  выпускникам из отдаленных регионов, таких как Якутия, поступать в вузы, не выезжая. Именно в этом глава Рособрнадзора видит предназначение ЕГЭ, по результатам этого экзамена школа  может проводить самодиагностику и совершенствовать свою работу.  Примечательно, что Сергей Сергеевич призвал не делать рейтингов по итогам единых госэкзаменов.- Наша задача – обеспечить эффективность проведения экзамена. Необходимо добиться того, чтобы все школьники находились в равных условиях вне зависимости от того, где  они сдают  экзамены. Сегодня по всей территории России мы организовали максимально объективный экзамен, – подчеркнул глава Рособрнадзора. Сергей Кравцов также рассказал об особенностях итоговой аттестации в 9-х классах и сдачи ЕГЭ в этом году. Он  сообщил, что будет проводиться проверка профессиональной компетенции учителей.Аплодисментами  встретили  делегаты и гости съезда выступление молодого учителя физики и математики из Солянской средней школы Олекминского  района Василия Лазарева. Он поделился своими мечтами о «новой школе будущего», основанной на дистанционных технологиях обучения, что очень важно для отдаленных арктических районов Якутии. Василий Лазарев подчеркнул, что счастливое будущее нужно создавать вокруг себя самому, а не искать  там, где лучше. Он призвал работать в школе «не вопреки, а во имя».С предложением о создании детско-юношеского технопарка при республиканском Центре развития дополнительного образования выступила директор Центра детско-юношеского туризма и экскурсий Верхоянского района Анна Рожина. Член президиума общественной организации «Родительский совет» города Якутска Марианна Ордахова призвала жителей республики поддержать проект об ответственном родительстве, который сейчас широко обсуждается. Он уверена, что опорами в воспитании детей являются государство, семья и общество. Андрей Варламов, глава Жемконского наслега Хангаласского района,  рассказал о том, как взаимодействуют администрации муниципального района со школами и родителями. Первую, утреннюю, часть  пленарного  заседания завершил своим выступлением глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов.- Если раньше преобладали разговоры о материальном состоянии школ, о повышении статуса учителя, то сейчас современные учителя Якутии больше внимания уделяют содержательной части образования, улучшению методики обучения, чтобы добиться качественных результатов. Меня радуют эти перемены, – отметил Егор Борисов.  Участники съезда зааплодировали, когда Егор Борисов сообщил о подготовке проекта указа главы о выделении 36 грантов по 100 тысяч рублей для педагогов дополнительного образования. Вторую часть пленарного заседания открыл первый президент Якутии, депутат Государственной Думы Михаил  Николаев. В 2017 году он предложил провести Всеазиатскую олимпиаду по физике и математике, приуроченную к 100-летию народного учителя СССР Михаила Андреевича Алексеева. Михаил Ефимович, кроме того, обратил внимание на необходимость раннего – до трех лет –  воспитания и образования, он считает, что его нужно вводить по пяти направлениям: музыка, иностранные языки, игра в шахматы, рисование и спортивная подготовка. Гость съезда из Японии, исполнительный директор детского сада «Фудзи» Секиити Като, рассказал о плюсах сенсорного воспитания, а также поделился своими впечатлениями от якутского детского сада  «Северные звездочки». – Я был просто поражен увиденным. Убежден,  что дошкольное образование – это сила, которая может построить будущее целой страны,  –  заявил господин Като.Ректор Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Амосова, народный депутат республики Евгения Михайлова  выступила с докладом о взаимодействии Федерального университета и образовательных организаций,  а глава Верхневилюйского улуса Владимир Поскачин рассказал о  социализации сельских детей. Завершился съезд выступлением председателя Государственного собрания  Александра Жиркова. Он  отметил, что положительный опыт проведения съездов имеет 90-летнюю историю.- Съезды должны не просто проходить, но и содействовать принятию упреждающих решений. Каждый из проведенных съездов имел конкретную направленность. Кроме того, Александр Жирков отметил, что парламентом республики совместно с Правительством Якутии и Министерством образования готовятся новые изменения федерального и регионального законодательства, чтобы система образования не испытывала трудностей, некоторые из которых являются хроническими не только для Якутии, но и для других регионов. По мнению Жиркова, главным требованием образовательного процесса является доступность образования.- Нельзя допускать, чтобы малокомплектные школы, имеющие недостаточную материально-техническую базу, находящиеся  в отдаленных местностях, стали виновными за то, что они не обеспечивают доступность образования. Это задача государства, руководства и власти республики, – подчеркнул он, завершая свое выступление.Итоговым мероприятием съезда стало принятие резолюции. Главным, стержневым, событием съезда стала  образовательная инициатива «Образование, открытое в будущее». Сам же съезд завершился концертом детских творческих коллективов…Примечательно, что в рамках работы съезда  состоялась встреча главы Республики Саха (Якутия) с лучшими учителями, которых Егор Борисов лично награждал за высокие результаты в образовании. Лучшие педагоги получили из рук главы помимо грамот и дипломов еще и солидные денежные премии.Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской ФедерацииВ рамках съезда прошла  презентация коллективной монографии «Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации». Эта книга была издана совместно Министерством образования Республики Саха (Якутия) и Институтом национальных школ республики. Здесь собран поистине уникальный материал: даются модели непрерывного этнокультурного образования, поднимаются вопросы  возрождения языка,  кочевых школ как предвестников грядущих достижений традиционного кочевого образа жизни, речь также идет о том, как готовить педагогов с этнокультурными компетенциями. В монографии описаны  традиции и обряды не только якутов, но и других коренных народов Севера, к примеру чукчей.  Так, один из авторов книги Н.М.Панарульева  пишет об элементах традиционного воспитания детей коренных народов Чукотки.В главе «Основные приемы и методы воспитания коренных народов Чукотки» читаем: «Воспитание наказом, примером, действием. Запреты в отношении живой и неживой природы исполнялись как детьми, так и самими взрослыми, это способствовало строгому их соблюдению. Стадийная система обрядов и ритуалов, а также праздники, в которых  участвовали все без исключения. Установление детских трудовых обязанностей».  В главе «Модернизация этнокультурного образования» дается стратегия развития этнокультурного образования  в контексте национальной политики РФ. Есть здесь и статья приглашенного на съезд академика РАО Анатолия Марковича Цирульникова «Образовательная экспедиция, структура эпоса и образы культуры». Примечательно, что в этой монографии есть глава, посвященная  этнокультурным образовательным технологиям. Так, статья Т.М.Бариновой посвящена изучению краеведческого материала на уроках истории, географии  и естествознания, а Т.Ю.Ермолинская пишет об использовании фольклора, материалов этнокультуры корякского народа в организации учебной деятельности учащихся начальных классов.- Этнокультурное образование – многогранный, долгосрочный педагогический процесс, – пишет в заключение ответственный редактор монографии Ульяна Винокурова, – результаты которого  проявляются в длительной перспективе. Нарастание духовной деградации российского общества привело к изменению социального заказа школе. Базовые национальные ценности проявляются в этнокультурных региональных национальных ценностях. Именно поэтому творческий подход к этнокультурному образованию становится в центре  модернизации всего образовательного процесса на современном этапе. В рамках съезда прошло открытое родительское собрание .  Его модераторами были первый заместитель министра образования Республики Саха (Якутия) Эдуард Владимирович Кондратьев, председатель Ассоциации приемных семей Надежда Афанасьевна Корякина и председатель  Общественного совета Министерства образования Республики Саха (Якутия) Афанасий Иванович Ноев. В режиме онлайн в родительское собрание  включались родительские группы из Анабарского, Вилюйского, Горного, Нерюнгринского, Жиганского районов. Был использован формат  «вопрос – ответ», участники собрания задавали вопросы по теме, а отвечали как сами родители, так и эксперты (представители органов исполнительной власти, уполномоченный по правам человека и другие). У родительской общественности особую тревогу вызывает  тенденция к снижению уровня общей культуры родителей, ухудшение здоровья детей, неудовлетворительный уход за детьми, растущее безразличие общества, учащение случаев жесткого обращения   с детьми.- Большинство проблем, возникающих в отношениях между родителями и детьми,  – результат недостаточной родительской компетентности, – считает Надежда Афанасьевна. Поэтому участники открытого родительского собрания и пришли к единому мнению о необходимости повышения ответственности родителей за воспитание детей.  С этой целью было предложено принять законопроект «Об ответственности родителей за содержание, воспитание, обучение,  здоровье, защиту прав и законных интересов ребенка». Примечательно, что на открытом собрании присутствовали не только папы и мамы, но и дедушки и бабушки, которые готовы участвовать в воспитании и делиться своим опытом. Примечательно, что участники открытого  родительского собрания  разработали ряд рекомендаций, в том числе Министерству образования Якутии   – организовать практические специальные курсы по семейному воспитанию,  а также расширить  работу педагогической образовательной ярмарки. Институту развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского – провести обучающие семинары по проблемам семейного воспитания, распространить опыт работы Ассоциации  народной педагогики. Муниципальным органам управления в сфере образования  – расширить формы общественного участия в формировании и реализации программ воспитания…Якутия уникальна и неповторима, раз побывав здесь, хочется приезжать сюда снова и снова. Притягивают суровая красота природы, доброта и искренность  местных жителей, самобытность традиций и культуры. Здесь все настоящее, проверенное природой на прочность – отношения, чувства, привязанности.  Здесь  есть чему поучиться другим регионам страны  во всех сферах жизни, в том числе в образовании, – всеобщему музыкальному образованию, эстетическому и математическому развитию одаренных детей. Здесь очень много талантов в математике, шахматах, спорте, искусстве. Что еще поразило – здесь не боятся говорить об ошибках и промахах, анализируя их, тут делают  правильные управленческие выводы и двигаются вперед, обгоняя зачастую другие территории России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте