search
main
0

Якутское лето – это… Праздник Ысыах Олонхо, конкурсы, педагогическая ярмарка. И многое другое

Чтобы лучше понять якутян, нужно обязательно ознакомиться с древним народным эпосом Олонхо, признанным ЮНЕСКО шедевром мировой нематериальной культуры. Эпическое искусство, занимающее центральное место в якутском фольклоре, по сути своей есть свод правил о принципах добра и зла, об устройстве мира, веками укоренявшееся в сознании народа философское представление о жизни. Но мало прочитать об этом, нужно непременно побывать на национальном празднике лета, солнца и природы Ысыах, который знаменует завершение прошлого года и начало нового.

Вот это удача: стать участником Международного летнего института (МЛИ), который уже шесть лет проводят Министерство образования Республики Саха (Якутия) и Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского-II, и одновременно своими глазами увидеть традиционные обряды, конкурсы, развлечения, состязания, которые сопровождают главный народный праздник республики Ысыах Олонхо. В этот день якутские женщины и мужчины, начиная с маленького жителя Республики Саха (Якутия) и заканчивая президентом, его семьей и окружением, надевают самые лучшие, специально сшитые национальные платья и костюмы. Каждый год место проведения меняется, его нужно заслужить. Особое условие – масштабное пространство, каким и была на сей раз удивительно красивая, широкая и необъятная поляна в Мегино-Кангаласском улусе (районе). Находится он на другой от города Якутска стороне реки Лены. Как гордятся и почитают ее жители республики! И заслуженно. В начале июля здесь празднуют день великой реки, самой крупной из российских, чтобы не только сохранить уникальный природный объект, но и продвинуть национальный бренд ее образа для развития экологического туризма. Погружение в социокультурную среду, встречи и беседы с коллегами – бесценный опыт для понимания исторических, этнопедагогических традиций, духа и колорита народов Саха, неформальный путь к сохранению единого образовательного и культурного пространства страны. Энергетика праздника Олонхо, впечатления от гигантского водного потока реки Лены (якутское название «Елю-Енэ», что означает «Большая река») не могут не вызвать восторга и восхищения. Все это вкупе с профессиональными впечатлениями от  уникальной по-своему системы образования, где четко сбалансированы общероссийские и национальные задачи, открыло новый мир, ранее далекий и малоизвестный. Вспомнились слова заместителя генерального директора ЮНЕСКО Колина Пауэла, сказанные еще в начале 90-х годов о якутском педагогическом чуде, не утратившие своего значения и сейчас. Благодаря стараниям, трудолюбию и особому отношению к учебе, о которых сказал на встрече с медалистами – выпускниками 2013 года президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов, перед школьниками открываются прекрасные дороги. У Якутии большие перспективы, считает  Егор Афанасьевич, республика становится важным форпостом развития Российской Федерации на Дальнем Востоке, и роль образования здесь неоспорима. Символично, что Международный летний институт (МЛИ) по времени проведения практически совпадает с праздником Ысыах Олонхо, своеобразной границей между прошлым и будущим. Афанасий Владимиров, министр образования Республики Саха (Якутия), приветствуя своих сограждан, назвал его праздником обновления духа, возрождения, пробуждения всего светлого. В переводе с якутского слово «ысыах» означает «делиться добром». Морально-нравственный смысл вмещает, по мнению министра, помимо вечных человеческих ценностей такие понятия, как трепетное отношение ко всему живому в природе, открытость, толерантность, великодушие к людям. Он несет в себе свет, оптимизм, жизнеутверждающее начало. В какой-то степени и сверхзадача летнего института, который собрал в этом году более 1000 работников образования, такая же – делиться добром, то есть интересным опытом, новыми идеями и технологиями, о чем и говорил Афанасий Семенович, открывая во Дворце дружбы народов имени А.Е.Кулаковского Международный летний институт. Особый интерес к новому знанию, опыту других, к общению с профессиональным педагогическим сообществом не только в рамках республики и России, но и за ее пределами весьма характерен для якутян. Не случайно формат проведения МЛИ принципиально отличается от традиционных курсов повышения квалификации. Ноу-хау в том, что курсы по специальным направлениям предваряют публичные лекции ведущих ученых и деятелей культуры Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и зарубежных стран. Работники образования разных категорий – дошкольники, управленцы, специалисты коррекционной педагогики, школьные библиотекари, учителя-предметники, директора – вначале вместе слушают общепедагогические, культурологические, философские лекции, что само по себе важно для собственного профессионального роста, для понимания глубинных процессов, происходящих в обществе,  культуре, науке, в образовании в целом. Как это мудро и дальновидно!«Повышение квалификации, – рассказала присутствующим Галина Алексеева, директор ИРОиПК, доктор педагогических наук, – одно из главных направлений деятельности института. Как федеральная стажировочная площадка, мы распространяем опыт республики и внедряем апробированные модели в других регионах России». Летний институт, по мнению Галины Ивановны, эффективное место общения и развития творческого потенциала учителей, руководителей, воспитателей. Кстати о них. Недавно дополнительно получена лицензия по двум программам профессиональной переподготовки: «Дошкольное образование» с квалификацией «воспитатель детей дошкольного возраста» и «Клиническая психология». Актуальность данных специальностей доказывает то, что уже на первой сессии – «воспитатель детей дошкольного возраста» – обучаются 273 педагога. Надо отметить, что якутский ИРОиПК вошел в число первых в России учреждений дополнительного профессионального образования, осуществляющих переподготовку по «Клинической психологии». Клинические психологи – это специалисты широкого профиля, участвующие в решении комплекса задач в системе здравоохранения, образования и социальной помощи населению. Международный летний институт – многогранная и насыщенная  площадка. После публичных лекций – фундаментальные, проблемные курсы, мастер-классы, круглые столы, индивидуальные консультации, семинары. В этом году здесь провели сразу два новых конкурса: «Педагог специального образования Республики Саха (Якутия)-2013» и первый в республике «Методист года-2013». В нем приняли участие методисты служб управлений образования, заместители директоров образовательных учреждений по учебно-воспитательной работе из Горного, Алданского, Мегино-Кангаласского, Намского, Амгинского улусов и города Якутска.В последнее время методическая работа, по мнению Николая Бугаева, первого заместителя директора института, например в управлениях образования, потеряла или теряет свое назначение: методисты занимаются в основном только конкурсами, олимпиадами, событийными мероприятиями. Даже в новом Законе «Об образовании в РФ» нет и слова о методистах. А федеральный и государственный образовательный стандарт основан на технологиях,. Технолог – это методист. Сегодня стоит задача – разработать модель региональной, муниципальной, школьной методической службы. Конкурсные задания – дискуссии, экспертная оценка проектов, решение методических ситуаций –  должны,  по словам Николая Иннокентьевича, дать толчок в разработке этой модели, чтобы получить очертания новой методической службы. Победу в конкурсе завоевала Татьяна Сидорова, главный специалист из Мегино-Кангаласского районного управления образования, опытный и хорошо знающий свое дело управленец, отличный методист. Лучшим педагогом специального образования признана Марта Федорова, олигофренопедагог Сунтарской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида. Все  выпускники   Марты Петровны, дефектолога с 13-летним стажем работы, поступили либо в соответствующий лицей-интернат, либо в профтехучилище, которое готовит специалистов по ювелирному делу, столь популярному в Якутии, богатой месторождением алмазов, серебра и золота. Педагогу, сумевшему интегрировать и смотивировать ребят с особыми проблемами на учение, труд, полноценную жизнь, жюри справедливо отдало пальму первенства. Деятельность якутского Института развития образования и повышения квалификации (ИРОиПК) многогранна и весома. Это научно-методическое сопровождение инновационных проектов образовательных учреждений республики,  экспертно-аналитическая работа, прогнозирование, формирование тенденций образовательной политики. Институт стал федеральной стажировочной площадкой по дошкольному и общему образованию, региональным оператором федеральных мониторингов, участвует в разработке программ развития системы образования, проводит серьезную образовательную деятельность, в том числе по реализации ФГОС. Среди многочисленных проектов – педагогическая ярмарка с богатой одиннадцатилетней историей, предмет особой гордости. И есть за что. Многие ярмарочные идеи, технологии легли в основу разработки Стратегии развития системы образования в Республике Саха (Якутия) до 2020 г., ряда республиканских законов об образовании («О государственной поддержке образовательных учреждений, расположенных в сельской местности», «О государственно-общественном управлении образованием»).Рождался опыт в Майинской гуманитарной гимназии и Мегино-Кангаласском улусном управлении образования, вдохновителями стали   Анатолий Цирульников, член-корреспондент РАО, профессор, автор не одной публикации на эту тему в «Учительской газете», и Николай Бугаев, первый заместитель директора ИРОиПК. В этом году на ярмарку приехали около двух тысяч педагогов, представлено 500 работ, среди них 40 имеют социокультурную направленность. С помощью таких образовательных проектов решаются многие жизненные ситуации, проблемы местных сообществ. Не случайно приглашенный и на этот раз на ярмарку давний друг якутского образования Анатолий Маркович назвал Якутию пионером социокультурной модернизации. На открытии Международного летнего института министр образования Республики Саха (Якутия) Афанасий Владимиров вручил мне медаль «Учитель учителей РС(Я)», которой награждают в республике тех, кто подготовил не менее 30 учителей и, по сути, дал им путевку в профессию. Еще раз благодарю Афанасия Семеновича и рассматриваю этот великодушный жест как дань уважения к «Учительской газете», воспитавшей почти за 90 лет (юбилей в 2014 году) несколько поколений учителей, как признание мастерства коллег-журналистов, которые вдохновляют педагогов на творчество, профессиональный рост. Искренне благодарю Феодосию Васильевну Габышеву, заместителя председателя правительства Республики Саха (Якутия), давнего друга «УГ», за приглашение на  Ысыах Олонхо, Надежду Герасимовну Попову, заместителя министра образования, за организацию поездки на праздник. Низкий поклон организаторам МЛИ, директору ИРОиПК Галине Ивановне Алексеевой, тонкому и мудрому руководителю, ее гостеприимной команде замов и сотрудников. Душевный привет Алишу  Забид-оглы Мамедову, генеральному  директору завода «Якутцемент», члену попечительского совета Института развития образования и повышения квалификации, народному депутату  Республики Саха (Якутия). Спасибо ему за новые школы, детские сады, за реальную помощь образованию. И за несколько чудесных часов путешествия по реке Лене, за удовольствие от общения с удивительным человеком! Якутск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте