search
main
0

Я знаю силу слов…

Люди слушают и плачут. Потому что верят

Преподаватель Острогожской школы искусств Николай РЕБРИКОВ в этом году отмечает 30‑летие своей педагогической деятельности. Из них 20 лет он учит детей на театральном отделении вышеназванной школы. Методика преподавания педагога неизменно позволяет его подопечным одерживать победы на всероссийских конкурсах чтецов. Сейчас проходят районные этапы конкурса для школьников «Живая классика». О том, как научить детей рассказывать стихи или прозу со сцены, мы говорим с Николаем Ефимовичем.

Николай РЕБРИКОВ со своим воспитанником перед выступлением.
Фото из архива Николая РЕБРИКОВА

Будь потрясен сам

Искусство декламации становится модным. Многие блогеры стараются привлечь посетителей своих страниц проникновенным чтением стихов. Как затронуть струны души публики, которая во все времена, «не читки требует с актера»…

– Стоит помнить, что одно из самых сложных сценических искусств – это художественное чтение. Многие берутся за него, не отдавая себе в этом отчета. Кажется, что просто. Но если в танце или песне можно спрятаться за музыку или ритм, то чтец перед публикой оголен. Заплакать слушателей заставить легко, а вы заставьте их засмеяться! – говорит Николай Ефимович.

…Ребриков окончил Московский институт культуры, выступал на московских подмостках. Так получилось, что отрывок из поэмы Роберта Рождественского «210 шагов» Николай Ефимович читал, будучи студентом, на одном из концертов, когда в зале присутствовал сам автор.

– Я не знал, что Рождественский в зале, иначе разволновался бы, – вспоминает он теперь.

Как потом рассказали студенту, Рождественский спросил о Ребрикове: «Что это за актер?» Поэт заметил, что никогда не слышал такого глубокого и проникновенного прочтения своего произведения. Николай Ефимович и по сей день выступает на сцене с отрывком о лейтенанте, люди слушают и плачут, потому что верят.

В 1981 году Николая Ребрикова уже из Острогожска пригласили на московский концерт. Там он познакомился с Сергеем Юрским. Тот потом уговаривал его остаться в Москве. Но у Николая Ефимовича в Воронежской области были престарелые родители, он так и не решился покинуть свою малую родину.

– Первый мой совет юным чтецам, – говорит он, – не стесняться выражать свои эмоции. Второй – выбирайте то произведение, которое тронуло вашу душу. Как говорил Смоктуновский: «Если хочешь потрясти меня, будь потрясен сам!».

 

Каждое слово – золотой ключ к сердцу

По мнению педагога, задача чтеца – расшифровать авторский текст, в котором скрыты чувства и эмоции. Чтец должен дополнять автора текста, а порой сказать слушателям даже больше. Конечно, мастерство никто не отменял, нужна техника, но далеко не все решает только это.

– Мои дети, выступающие на сцене, понятны и правдивы, в них нет фальши, – делится секретами мастерства Николай Ефимович. – Дело в том, что мы много читаем о войне. Я застал тех героев, которые пришли в наш город с войны. И своими чувствами от общения с ветеранами войны я делюсь с детьми. Объясняю, какие были в то время нравы, как люди общались. Мы разбираем буквально каждое слово текста, которое предстоит читать со сцены.

По словам педагога, для чтеца важно выбрать правильный текст, который ему подходит, с которым он справится.

– Есть блистательные актеры кино, театра, но мастерства как чтецы они могут и не достигнуть. Дело в том, что актер живет здесь и сейчас, а чтец говорит о прошлом. Он все это видел и сейчас пересказывает, – говорит Ребриков.

Николай Ефимович всегда советует чтецам посмотреть, как мастерски со словом работали Сергей Юрский, Иннокентий Смоктуновский, Василий Качалов. За видимой простотой исполнения стоит такая глубина.

– Очень сложно читать Шукшина. Надо знать психологию простого мужика, жить среди этих людей, знать деревенский уклад. Городскому жителю вряд ли удастся найти нужную интонацию. Часто случается, что чтец не передает заложенную в произведении драматургию и вызывает смех зрительного зала там, где это неуместно. Поэтому индивидуальный подход к выбору произведения – очень важная составляющая успеха, – заключает педагог.

Своим ребятам Николай Ребриков часто дает учить произведения Роберта Рождественского, считая, что он один из самых сильных поэтов, писавших о войне.

– Рождественский точно передает трагедию войны, чувства простого солдата, поэт не боялся быть правдивым. Детям и подросткам обязательно нужно знать и понимать читаемый текст. Потому важно объяснять им все, о чем говорится в произведении, что же хотел сказать автор, – заключает педагог.

 

Макаренко наших дней

Для многих мальчишек и девчонок из маленького городка Николай Ребриков стал гораздо больше, чем преподаватель искусства чтения: наставник своим подопечным заменил отца или деда. Он воспитатель чувств, тот, кто прививает сострадание, сочувствие, сопереживание. На эти эмоции сейчас, в эпоху цифровых технологий, назрел дефицит.

Хотя, конечно, Ребриков прежде всего преподаватель. Так, как он учит, мало кому удается даже в столичных театральных студиях. И главное – все он делает от души, он этим живет. Признается: «Если я вижу, что ученик стремится, хочет заниматься, я готов помогать ему день и ночь».

С уроков литературы сейчас, к сожалению, уходит в прошлое работа с текстами, анализ литературных произведений, особенно лирических. Часто остается формальное отношение, главное – знать сюжет, что позволяет сдать ЕГЭ. А ведь литература воспитывает чувства, вместе с героями произведений классики ребята переживают человеческий опыт, начинают понимать, что может последовать за тем или иным поступком. Поскольку литературы стало в школе мало, читающих детей – тоже, многие чувства подросткам, увлеченным гаджетами, даже не знакомы. Им приходится объяснять ключевые понятия. Например, что такое смирение, кротость. Многие даже не знают смысла этих понятий.

Воспитание чувств – именно этим занимается Николай Ефимович. Каждое стихотворение, каждый отрывок из произведения они с ребятами изучают, заостряют внимание на каждом слове, обсуждают, какой смысл в себе оно заключает. Поскольку часто ребята для декламации выбирают произведения о войне, то неизбежно на занятиях ведутся беседы на исторические темы. В Острогожске живы дети войны, которые застали оккупацию. Сам Николай Ефимович благодарен фронтовикам, с которыми он когда-то общался, у которых учился мужеству и преодолению.

– Когда мы с ребятами учим тот или иной отрывок, стихо­творение, то размышляем вместе, я стараюсь их подвести к пониманию и осознанию того, что хотел сказать автор. Только глубокое прочувствование текста, его смысла позволяет чтецу передать нужные чувства.

Ну и, конечно, чтобы стать таким чутким педагогом-наставником, как Николай Ребриков, нужно очень любить детей.

– Я не ставлю целью сделать из каждого ученика актера, – признается Николай Ефимович. – Мне важно, чтобы ребята выросли достойными людьми. За все годы работы не было ни одного ученика, кто встал бы на неверный путь. Все мои подопечные успешные люди, состоялись в профессии, в семье. Думаю, дело в том, что человек, который глубоко прочувствовал произведение, познал через опыт героев горести и радости, понял, что такое хорошо и что такое плохо, не способен на плохое, он не станет подлецом, – считает Николай Ребриков.

Недавно Николай Ефимович выступал вместе со своими учениками в Острогожском историко-художественном музее. Он читал отрывок из произведения «А зори здесь тихие…». Зал плакал…

Ольга БОТКИНА, Острогожск, Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте