В последнее время в России и в мировом сообществе в целом наблюдается катастрофическое по своим масштабам разрушение традиционных устоев семьи, попирание духовных ценностей во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, чувства любви. Однако вопреки массовой пропаганде «сексуальной свободы», в душе человека неистребимо стремление к высокой, чистой любви, прочной семье. Стремления эти могут быть глубоко «запрятаны», «вытеснены» из сознания молодого человека мнением большинства. Задача педагога – пробуждение духовных сил формирующейся личности, способной противостоять бездуховности и цинизму. Данная тема чрезвычайно актуальна для юношей и девушек (старшеклассников или студентов).
Это внеклассное мероприятие может быть использовано классными руководителями старших классов в школах, а также классными руководителями и кураторами в средних профессиональных учреждениях и вузах.
Важно создать эмоциональную атмосферу доверия, взаимоуважения и чуткости.
В ходе мероприятия используются музыкальные композиции, фрагменты из художественного фильма, звучат стихотворения и сообщения учащихся.
Требуется мультимедийная доска, либо проектор с ноутбуком. Мероприятие может быть оформлено рисунками учащихся, портретами поэтов и музыкантов.
Содержание и ход мероприятия.
Приветствие. Вступительное слово ведущего (классного руководителя): Ребята, сегодня мы поговорим на тему, которая волновала людей во все века, о которой написаны великие произведения, сочинены прекрасные музыкальные композиции. Но в начале мне бы хотелось узнать вашу точку зрения. Как вы считаете, на чем должны строиться семейные отношения, отношения между супругами?
Примерные ответы учащихся: Семейные отношения должны строиться на взаимном уважении, доверии, верности, терпении, конечно, любви.
Ведущий: Итак, сегодня мы поговорим о любви, о самом таинственном и хрупком, что может быть между мужчиной и женщиной. Ребята, как вы понимаете слова французского мыслителя Ларошфуко: «Истинная любовь похожа на привидение – все о ней говорят, но мало кто её видел»?
Примерные ответы учащихся: Многие люди говорят о любви, слово «любовь» стало обыденным, привычным. Но настоящая любовь встречается очень редко, возможно, лишь один раз в жизни, а, может быть, человек никогда так и не познает, что такое истинная любовь.
Ведущий: Древние греки выделяли несколько видов любви:
Эрос – любовь-страсть, половое влечение.
Филиа – любовь-дружба, привязанность, склонность к какому-либо занятию (философия, филология).
Агапе – жертвенная любовь, духовная любовь, разумная любовь.
Мания – болезненная любовь.
Сторге – семейная любовь, семейные связи, нежность, уверенность, покой.
Создатель психоанализа З. Фрейд считал, что в человеке борются два начала: стремление к жизни и стремление к смерти. Любовь – это стремление к бессмертию. Грани любви разнообразны.
Ребята, мне бы хотелось сегодня показать вам отрывок из фильма «Ромео и Джульетта». Посмотрите, какие чувства испытывают молодые герои друг к другу.
Просмотр отрывка из фильма «Ромео и Джульетта». (Возможен просмотр как отечественной, так и голливудской версии фильма).
Ведущий: Итак, ребята, какие чувства возникли между молодыми Ромео и Джульеттой?
Примерные ответы учащихся: Между двумя героями возникла страстная любовь, нежность, привязанность.
Ведущий: Можете ли вы назвать эту любовь истинной, почему?
Примерные ответы учащихся: Да. Эту любовь можно назвать истинной, потому что она преодолела все преграды: противостояние семей, саму смерть.
Ведущий: Кто автор этого бессмертного произведения? Какими словами он заканчивает свою драму?
Примерные ответы учащихся: Автор «Ромео и Джульетты» – английский драматург У. Шекспир. Трагедия заканчивается словами: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».
Ведущий: Какие произведения о любви вы знаете еще?
Примерные ответы учащихся: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И.С. Тургенев «Отцы и дети» и др.
Ведущий: Можно сказать, что вся литература – о любви! К сегодняшнему мероприятию некоторые из вас приготовили сообщения и выучили стихотворения о любви.
Послушаем сообщение «Тадж-Махал – символ вечной любви» (на экране появляется фотография Тадж-Махала). (Другие темы: «Натали и Пушкин», «Трагическая любовь Ф. М. Достоевского», «Музы великого Гёте» и др.).
1-й участник: Шах Джахан из династии Моголов воздвиг величественный мавзолей из белого мрамора для своей умершей жены Мумтаз, посвятив этому храму любви всю свою оставшуюся жизнь. Так появился в середине 17 века на берегу живописной Джамны лучезарный Тадж-Махал. Как при жизни (супруги прожили в браке 19 лет, имели много сыновей и дочерей), так и после смерти Мумтаз оставалась для Джахана царицей сердца, которой он не изменил до конца жизни. Свергнутый с трона своим старшим сыном и заточенный шах Джахан любил проводить время в высокой башне, откуда был виден Тадж-Махал, где он просил похоронить себя – рядом с незабвенной царицей своей души. Автор поэмы «Дары возлюбленного» Тагор, писал: «Тайну, которую ты в ночной тишине поведал на ушко любимой, хранит теперь камень в молчании своем. И если земное богатство рассыпалось в прах, то мрамор еще шепчет звездам: я помню». Так и остался в истории культуры уникальным памятником вечной любви, которой сама смерть не преграда, неповторимый по своей красоте и одухотворенности Тадж-Махал.
Ведущий: Вот такая прекрасная история о любви. Но любовь иногда приносила великим людям и самые горькие разочарования. Послушаем сообщение «Любовь в жизни Владимира Маяковского» (на экране появляется фотография поэта).
2-й участник: Владимир Маяковский – талантливейший поэт, в жизни которого было все: и интересное дело, и слава, и всеобщее уважение. Однако личная жизнь всенародного любимца складывалась трагично. Последняя любовь в жизни поэта – любовь к актрисе МХАТа, жене режиссера, Веронике Полонской, закончилась для Маяковского гибелью. Из воспоминаний В. Полонской: «Он быстро заходил по комнате. Почти бегал. Требовал, чтоб я с этой же минуты осталась здесь с ним, в этой комнате. Я должна бросить театр немедленно же. Сегодня же на репетицию мне идти не нужно. Я ответила, что люблю его, буду с ним, но не могу остаться здесь сейчас. Я по-человечески люблю и уважаю мужа и не могу поступить с ним так. И театра я не брошу. И никогда не смогла бы бросить… Вот и на репетицию я должна и обязана пойти, и я пойду на репетицию, потом домой, скажу все… и вечером перееду к нему совсем. Маяковский был не согласен с этим. Он продолжал настаивать на том, чтобы все было немедленно или совсем ничего не надо. Еще раз я ответила, что не могу так… Я вышла, прошла несколько шагов до парадной двери. Раздался выстрел. У меня подкосились ноги, я закричала и заметалась по коридору. Не могла заставить себя войти. Мне казалось, что прошло очень много времени, пока я решилась. Но, очевидно, я вошла через мгновение: в комнате еще стояло облачко дыма от выстрела. Маяковский лежал на ковре, раскинув руки. На груди его было крошечное кровавое пятнышко. Я помню, что бросилась к нему и только повторяла бесконечно: «Что вы сделали? Что вы сделали?» Глаза у него были открыты, он смотрел прямо на меня и все силился приподнять голову. Казалось, он хотел что-то сказать, но глаза были уже неживые…». 15 апреля 1930 года в газетах появилось сообщение: «Вчера, 14 апреля, в 10 часов 15 минут утра в своем рабочем кабинете покончил жизнь самоубийством поэт Владимир Маяковский». Одновременно было опубликовано предсмертное письмо: «Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет… Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся».
Как говорят –
«инцидент исчерпан»,
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
Самоубийство Маяковского вызвало шоковое состояние у людей, хорошо и близко знавших поэта и у всех российских граждан. Однако вспомним строки из письма В.Маяковского: «Любовь – это жизнь, это главное, от нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь – сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным… Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, люби, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая».
Ведущий: Не забудем и мы слова В. Маяковского о том, что любовь – это «сердце всего», без любви невозможно творчество, воспитание ребенка, построение семьи, жизнь человека вообще. А теперь обратимся к поэтическим строкам. Некоторые из присутствующих приготовили выразительное чтение. Сейчас мы предоставим вам слово и обсудим услышанное.
3-й участник:
Александр Вертинский, «Ты смотри никому не рассказывай…»
Ты смотри, никому не рассказывай,
Как люблю я тебя, ангел мой,
Как тебя, в твоем платьице газовом,
По ночам провожаю домой.
Как, глядя в твои очи зеленые,
Я весь мир забываю, любя,
Как в осенние ночи бессонные
Я тоскую один, без тебя.
Только людям молчи, что ты нежная,
Что ты любишь меня одного,
Что из нашего счастья безбрежного
Не отнимут они ничего.
Будь спокойна, моя ясноглазая.
Об одном только помни всегда:
Никому про любовь не рассказывай.
Никому, ничего, никогда!
Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему поэт просит любимую ничего не рассказывать о возникшем между ними чувстве?
Примерные ответы учащихся: Может быть, он боится, что кто-то попытается разрушить это светлое, но очень хрупкое чувство. О любви не принято всем рассказывать, громко о ней кричать. Это должно оставаться между двумя людьми.
4-й участник:
Алексей Толстой, «Средь шумного бала случайно…».
(на экране появляются портреты барышень 19-го века)
Средь шумного бала случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый прилечь.
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя – я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
Ведущий: Ребята, почему герой этого стихотворения делает вывод, что все-таки это – любовь?
Примерные ответы учащихся: Он постоянно думает о девушке, видит ее во снах, мечтает вновь встретиться, грустит без нее.
Ведущий: Многие произведения о любви превратились благодаря великолепной музыке в романсы. Сегодня мы послушаем песни на стихи С.Есенина и А. Суркова.
Прослушивание музыкальной композиции на стихи С.Есенина «Заметался пожар голубой…» (любой исполнитель).
Сергей Есенин, «Заметался пожар голубой…»
(на экране появляется фотография поэта)
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь, как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать,
И терять свою жизнь без остатка.
Поступь нежная, тонкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Мне бы только глядеть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб прошлое не любя,
Ты уйти б не смогла к другому.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б нежно касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой,
Хоть в свои, хоть в чужие дали.
Ведущий: Скажите, на что готов герой стихотворения ради своей возлюбленной?
Примерные ответы учащихся: Он готов отказаться от всей своей предыдущей жизни, от своего прошлого, он готов идти за ней на край света.
Ведущий: Какие строчки вам понравились больше всего?
Примерные ответы учащихся: «Как умеет любить хулиган», «Я б навеки пошел за тобой», «В первый раз я запел про любовь» и др.
Ведущий: Послушаем еще одно стихотворение о любви. Предваряя наш разговор о нем, мне хочется вам сказать, что во время Великой Отечественной войны это стихотворение стало неофициальным гимном наших солдат.
Звучит песня военных лет на стихи А. Суркова «Бьется в тесной печурке огонь».
Александр Сурков
(на экране появляются фотографии военных лет)
Бьётся в тесной печурке огонь.
На поленьях смола как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко.
А до смерти – четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Ведущий: Ребята, это стихотворение было написано военным журналистом Александром Сурковым в письме к его жене и посвящалось именно ей. Но, попав на страницы военной газеты, оно стало настолько популярным, что вскоре появилась и мелодия, а эти незабываемые строчки звучали почти из каждой землянки. Как вы думаете, почему?
Примерные ответы учащихся: Каждому солдату хотелось очутиться у себя дома, почувствовать теплоту своих близких и родных. Эта песня уносила их в мыслях к своим любимым. Каждому, наверное, становилось от этого легче. Ведь дома их ждали верные и любящие сердца.
Ведущий: В конце нашего мероприятия я процитирую слова русского философа И. А. Ильина, который говорил о том, что «любовь – это радость, которая не покидает человека даже в страдании, светит ему сквозь все неудачи, лишения и огорчения. Любовь есть доброта, так как вызывает у влюбленного потребность окружать сочувствием свой предмет обожания. Любовь – это самоотречение, так как любимый становится выше себя самого. Все великое рождается в истории лишь из любви. Любовь – это талант. Способность любить закладывается в ребенка с детства. Любовь следует отличать от влюбленности. Эти чувства очень похожи, но отличаются по глубине и силе чувства. Влюбленность – «сладкая болезнь души и тела» не проходит испытание временем и проблемами. Только истинная любовь способна все преодолеть».
Надеюсь, что каждый из вас встретит в жизни свою настоящую любовь, но самое главное – сумеет ее сохранить.
Литература
1. Ильин И. А. Путь к очевидности.- М.- Республика.-1993.- 431с.-
2. Философия любви. – Под общ. ред. Д. П. Горского.- М.- Политиздат.- 1990.- 510с.
3. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Духовно-нравственные основы семьи: психология, культура, традиции.// Духовно-нравственное воспитание.- 2001.- №2.- С.85-96
Марина Буравцова, преподаватель дисциплин «Русский язык», «Литература», «Основы этики», «Основы философии», классный руководитель группы студентов второго курса Осинниковского горнотехнического колледжа Кемеровской области, участница V конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
Иллюстрации предоставлены автором материала, взяты с сайтов: http://www.liveinternet.ru, http://kisuhvostik.ru/,http://cards.i.ua
Комментарии