search
main
0

«Я умею объяснить себе, где я живу…»

Михаил Иванов о работе магазина «Подписные издания», новом интеллектуальном поколении и сделках с совестью

Санкт-Петербург можно считать культурной столицей России только из-за книжного магазина «Подписные издания» на Литейном проспекте. В почти столетней истории магазина, основанного в 1926 году, можно найти отражения всех ключевых событий ХХ века. «Подписные издания» не просто магазин, а настоящий культурный центр и каталог лучших российских книг. В «Подписных изданиях» есть книги по искусствоведению и художественная проза, проходят лекции и встречи с писателями, запущено собственное канцелярское и сувенирное производство, ведется издательская деятельность, работают две кофейни, выпускаются специальные буклеты по детскому чтению. У магазина есть группа ВКонтакте на 67 тысяч подписчиков, где каждый день публикуются анонсы новых книг. В свои почтовые посылки с книгами продавцы всегда любезно вкладывают открытки с видами Северной Пальмиры и подписью: «Ваши «Подписные издания». Концептуальные авторские книжные магазины известны по московскому магазину «Фаланстер» на Тверской улице. Современный интеллектуальный блиц в стиле опросника Марселя Пруста состоит из трех ключевых вопросов: Москва или Санкт-Петербург, Толстой или Достоевский, «Фаланстер» или «Подписные издания»? Руководитель «Подписных изданий» Михаил Иванов рассказал о работе магазина и его ближайшем будущем.

По словам Михаила ИВАНОВА, дети, рожденные в конце девяностых и начале нулевых, росли в особом обществе
Фото с сайта sun9-41.userapi.com

– Михаил, в одном из интервью вы сказали, что сейчас есть две проблемы книжной индустрии: рост цен на издание книг и отъезд из страны читающих людей. Что еще усложняет работу в сфере книгоиздательства?

– Снижение покупательской способности населения затрагивает книжный рынок, но это не уникальная проблема именно книжной сферы, хотя она сильно сказывается на ее работе. К сожалению, есть проблемы с закупкой прав на книги за рубежом, что сокращает отечественный издательский портфель. Эти проблемы привели к сокращению издательских программ. Издатели теперь меньше рискуют, меньше импровизируют, поэтому зачастую издают только то, что гарантированно будут покупать. К числу проблем можно отнести государственное регулирование книгоиздания. Проблем много, и рост цен даже не самая главная из них, потому что этот процесс начался не сегодня, а продолжается уже несколько лет.

Однако, на мой взгляд, цена книги сейчас уже не отвечает среднему уровню доходов населения. Это катастрофическая ситуация, для решения которой нужно принимать меры, чтобы эти цены сдерживать. Уровень жизни не может резко вырасти, но стимулировать заморозку цен экономическими методами необходимо. Рост ставки Центрального банка тоже является проблемой. Кредитование для большинства издательств стало абсолютно недоступным.

– Однажды вы сказали, что люди ищут книги, которые помогали бы им объяснить, что происходит, и забыть, что происходит. Какие книги сейчас выполняют эту функцию?

– Мы наблюдаем интерес к художественной литературе. Погружаясь в другие миры и сюжетные линии, многие люди находят себя в вымышленных мирах и авторских средах. Сейчас настоящий тренд на покупку художественных книг. Много запросов, связанных с политологической литературой, а также исторической, которая описывает схожие с современностью конфликты прошлого, а главное – их итоги. Пользуются популярностью книги по самопомощи, к которым люди обращаются, понимая, что их психологическое состояние вызывает опасения.

Например, книга австрийского психиатра Виктора Франкла «Сказать жизни «Да!», написанная им после заключения в концлагерях Освенцим и Дахау. Книга очень популярна, потому что она заставляет людей понять, что бывают периоды, которые гораздо хуже, чем нынешний. В этом направлении работают много авторов, но их упоминание требует очень внимательного анализа современного законодательства.

– Есть международный рейтинг 150 лучших книжных магазинов мира, куда входят «Подписные издания» и книжный магазин в Еврейском музее в Москве. На архитектурном сайте «Проект Россия» отмечается, что в магазине предельно лаконичные стеллажи и стойка-витрина, решенная как арт-объект. В чем уникальность пространства и концепции магазина в Еврейском музее?

– Еврейский музей – это выдающееся место, сделанное очень талантливо. В музее постоянно огромное количество посетителей, что меня просто поразило. Книжный магазин в музее отличается уникальным узконаправленным ассортиментом. По еврейской теме собрана практически вся художественная литература, детские книги, литература нон-фикшен. Архитектура магазина тоже отличается оригинальностью. Магазин находится в общем пространстве музея и практически ничем от него не отделен. Есть красивые шкафы с высокими лестницами, горизонтальная выкладка. Составители рейтинга точно учитывали это при оценке магазина. Насколько мне известно, авторы списка Топ-150 лично посещали все магазины, о которых писали, хотя критериев составления рейтинга я не видел. Это был даже не рейтинг, а книга американской журналистки Элизабет Стамп «150 книжных магазинов, которые ты должен посетить прежде, чем умрешь» («150 bookstores you need to visit before you die». – Прим.ред.), вышедшая в этом году в бельгийском издательстве Lannoo Publishers. Я был во многих книжных магазинах, описанных в этой книге, и отмечаю объективность автора. Было очень приятно попасть в этот перечень, несмотря на все разговоры о так называемой отмене русской культуры.

– В Интернете опубликованы ваши рекомендации по открытию книжного магазина. Правда ли, что для открытия независимого книжного магазина нельзя брать продавцов из сетевых книжных магазинов, потому что их будет тяжело переучивать?

– Сейчас я уже не соглашусь с такой рекомендацией. У нас работали и продолжают работать ребята, которые прошли школу сетевых магазинов. Все зависит от человека, а бэкграунд не имеет значения. Если человек читает и любит книги, то у него не будет проблем с работой в книжном мире. Не могу сказать, что именно меня подтолкнуло к таким рекомендациям. Наверное, мой опыт работы в сетевом книжном магазине, показавший, что там не всегда уделяется достаточное внимание книге и книжному делу. В сетевом бизнесе есть проблемы в книжном просвещении. Там просто важны другие показатели.

– Все знают, что на советских книгах сзади была выбита цена. В СССР был закон о единой цене, который сейчас есть даже в некоторых европейских странах. Можно ли сказать, что в России такого закона не хватает?

– В Советском Союзе хозяйственная деятельность не велась с целью извлечения прибыли. Я не вижу особого смысла в публикации цены на книге, но думаю, что это могло быть экономией на ценниках, чтобы просто не клеить их в магазинах. В нынешних условиях свободного рынка неоднократно поднимался вопрос о единой цене. У наших зарубежных коллег есть успешный опыт в этом вопросе. Сейчас мы никак не защищены от монополизации и укрупняющегося книжного рынка. Создаются неравные условия работы, присутствует искусственный демпинг. Существует проблема маркетплейсов, ведущих агрессивную ценовую политику, отвоевывая читателей. Маркетплейсы наносят очень серьезный удар по малому и среднему книжному бизнесу в России. Если бы цены в магазинах были одинаковыми, с адекватной для всех наценкой, то магазины соревновались бы не ценами, а качеством сервиса, ремонтом, обстановкой, хорошими зарплатами сотрудников. Цена никак не отражает интеллектуальной ценности издания.

Изменить что-то на рынке можно через создание равных условий и адекватные наценки. Сегодня в структуре рынка очень мало свободных денег, поэтому не хватает ресурсов, чтобы сделать магазин разно­образным. Объемов книжного рынка для развития реально не хватает. В России объем книжного рынка меньше, чем в Турции, – это 1 миллиард долларов против 1,3.

– У «Подписных изданий» интересный сайт и социальные сети. Это помогает составить о магазине самое объемное представление. На какой особенности вы акцентируете внимание, когда рассказываете о магазине тем, кто в нем ни разу не был?

– Начинаем рассказывать о тщательном отборе ассортимента, о потрясающих продавцах, знающих свое дело. Наши продавцы способны изменить жизнь человека с помощью рекомендации прочитать ту или иную книгу, они погружают человека в чтение и заражают его чтением. Когда человек заходит в «Подписные издания», время останавливается, и часть проблем у человека уходит. Он может расслабиться, сесть под условный зонтик или зайти в крепость безопасности, где можно спокойно находиться среди книг и побыть самим собой. Мы живем в мрачном большом городе, в котором непросто убежать от проблем, особенно если они настигли вас не в летнее время.

– Известна статистика, что ваш магазин ежедневно посещают более двух тысяч человек, среди которых много молодежи. Почему молодежь сейчас так активно интересуется книгами?

– В летние месяцы нас посещают более трех тысяч человек в день, а в зимние месяцы и межсезонье в магазин ежедневно приходят от тысячи до двух тысяч посетителей. Мы сформировали определенный социальный круг людей, которые хотят ходить именно к нам. Читатель действительно помолодел. Нас посещают дети нулевых и конца 1990-х, когда уровень жизни в стране повысился в связи с ростом цен на энергоресурсы. Эта молодежь воспитывалась в особой среде с запросом на интеллектуальную составляющую. На рубеже веков чувствовались отголоски 90-х, было модно быть дерзким, злым и агрессивным. Сейчас в обществе есть запрос на то, чтобы быть умным. В нынешнее время решающим фактором является не сила, а мозги. Тренд на чтение появился с начала 2010-х. Если мы посмотрим соцсети блогеров, то увидим, что примерно в этот момент стало модным читать книги, фотографироваться с книгами, приходить в книжные магазины, но это касается крупных городов. Москва, Санкт-Петербург и еще несколько городов-миллионников сильно трансформировались в интеллектуальном плане, но объективная ситуация в провинции нам неизвестна.

– В «Подписных изданиях» много арт-проектов и творческих инициатив. Вы основали в магазине издательство, одним из первых проектов которого стала книга «Диалоги с Сокуровым». Есть ли сейчас важные проекты у «Подписных изданий»?

– Мы активно развиваем издательскую деятельность в режиме 10 книг в год. Недавно начали издавать прозу, готовим к изданию роман американской писательницы Лорри Мур «Запертая лестница». Удалось издать «Балладу о маленьком буксире» Иоси­фа Бродского с иллюстрациями Екатерины Денисевич, издали книгу «Тихий ход» о Санкт-Петербурге. Внутри магазина делаем большую детскую программу. Особой популярностью пользуются наши литературные экскурсии по Санкт-Петербургу. Рядом с нами открылся букинистический магазин «Академия», он появился на месте бывшей «Академкниги». Для открытия этого магазина мы участвовали в торгах, чтобы выкупить помещение.

– У вас есть афористичная цитата: «Я умею объяснить себе, где я живу». Как это сделать?

– Эти слова были сказаны в контексте, но, если рассматривать их в широком смысле, я бы отметил, что в какой-то момент ты просто перестаешь удивляться. Однажды наступает период, когда ты адаптируешься к происходящему, но при этом не идешь на сделку с совестью. Не нужно придумывать себе идеальный мир. Если задуматься над этим, то понимаешь причины, по которым все не так, как ожидали многие.

Михаил МОРОЗОВ, ведущий специалист Министерства образования и науки Калужской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте