search
main
0

«Я у вас завяла совсем». Свобода и несвобода современного педагога

Когда моей дочке было два-три года, на любые наши предложения помочь ей в чем-то она отвечала очень лаконично: «Я фама». «Я сама» – когда мы с мужем старались поддержать малышку при преодолении ею бордюра. «Я сама» – когда пытались взять за ручку при спуске по ступеням крутой лестницы. «Я сама» – когда я предлагала ей, уже взрослой девушке, помочь при подготовке к поступлению в Институт печати и полиграфии имени Ивана Федорова на факультет журналистики. Но я понимала: свои шишки дороже, и позволила себе не вмешиваться в ее самостоятельность, предоставить ей свободу от моих профессиональных наставлений, хотя, признаюсь, очень нелегко далось мне невмешательство…

В начале моего педагогического пути я вышла на год раньше из декретного отпуска, чтобы попасть в одну параллель с Натальей Андреевной Баженовой, очень творческим и мудрым учителем. Я уважала и уважаю ее за необычный подход к преподаванию литературы и за безграничную любовь к нашему предмету. Ее выступления на курсах повышения квалификации, ее открытые уроки были настоящим праздником – яркие, эмоциональные, разнообразные. Когда начались всяческие «перезагрузки» в образовании, Наталья Андреевна просто ушла на пенсию по выслуге лет – в самом расцвете педагогического мастерства. Я старалась учиться у нее всему, чему только можно было учиться начинающему учителю у опытного наставника, и гордилась тем, что у редкого учителя в нашем городе было такое подробное тематическое планирование, как у нас с Натальей Андреевной: и теория литературы указана, и наглядность – к каждому уроку! – прописана, и типы уроков, и содержание, и виды деятельности, и развитие речи детей, и повторение, и домашнее задание – все занесено в таблицу в обычной тетради в клеточку.Были, конечно, подобные планирования и у других учителей, и все они составлялись добровольно, без принуждения, а потому с удовольствием и качественно, помогали предметнику «увидеть» урок. Но все же дело преподавателя – составить тематический план, то есть представить администрации школы порядок, последовательность и сроки выполнения программы. Все остальное – творчество, полет вдохновения, личные желание и возможности. Когда началось реформирование в системе образования, с нас стали требовать написание учебных программ. Разрабатывать их – дело длительное, кропотливое. Этим занимаются методисты. Все мое внутреннее учительское «я» воспротивилось требованию писать программы по двум предметам в разных классах. Не потому, что я ленива, и даже не потому, что не хочется выполнять чужой функционал. Почему? Да просто потому, что возникла ситуация принуждения, несвободы. Да, вроде бы все так же, но все как будто бы из-под палки… Знакомо? Помните, у того же А.Островского в драме «Гроза» Катерина говорит Варваре: «Я у вас завяла совсем», – и рассказывает о своей жизни в родительском доме: как цветы поливала, и как рассказы странниц да богомолок слушала, и как в церковь ходить любила… Слушая ее, Варвара недоуменно замечает: «Так ведь и у нас то же самое». «Да здесь все как будто из-под неволи», – отвечает ей Катерина.Мне наши законотворцы вместе с чиновниками от образования очень напоминают Варвару: они не понимают, что свобода творчества учителя – основа его профессионального успеха, а это качество преподавания прежде всего, они не понимают внутренних причин нашего возмущения.К сожалению, чувства свободы у современного педагога все меньше и меньше, сколько бы ни пытались нас убедить в возрастающем торжестве демократии. Я очень люблю школу. Очень люблю свой предмет. Наработан неплохой опыт. Горжусь успехами выпускников. Есть желание и силы и дальше работать, но как-то все меньше радости от профессии – каждая попытка вмешательства в нашу систему людей, далеких от понимания внутренних процессов образования, уменьшает чувство свободы и окрыленности, а крылатых людей может вырастить только учитель с крылатой душой. Свободных – свободный. Счастливых – счастливый.Учитель сегодня живет с ощущением, что он постоянно чего-то кому-то должен. Он должен предоставлять услуги, а хочется растить Человека. Он должен подготовить множество материалов для аттестации, вместо того чтобы аттестующие вживую посмотрели, как он ведет урок, как дети относятся к предмету, ознакомились бы с мнением детей и их родителей, то есть не формально, а заинтересованно подошли к своим обязанностям…Он должен готовить к ЕГЭ, вместо того чтобы говорить о вечных проблемах, которые волнуют молодых людей.Он должен быть как все. Уму непостижимо – стандарт учителя! Тогда легче его контролировать и проще им управлять.Наверное, права была дочка, самостоятельно бегущая по аллее и свободно размахивающая ручонками, никто не ограничивал ее свободы, и у нее было ощущение полноты ее детской жизни.Я часто думаю, получился бы таким талантливым первый выпуск Царскосельского лицея, если бы его профессорам постоянно навязывали какие-то не связанные с их предметами идеи, если бы их задавили всевозможные планирования и отчеты? Едва ли. Когда учитель вечно «должен», он становится несвободным. Я не говорю о том, что учитель может делать все что захочет. Свобода настоящего учителя разумная, а еще это огромная ответственность. Как сказал Леонид Мартынов: «Быть свободным – значит быть за все в ответе». Мне кажется, что чувство свободы рядового учителя может и должен поддерживать директор школы. Только вот самих-то директоров с таким необходимым в педагогике качеством в российских школах остались, к сожалению, единицы: они стали менеджерами, педагогическими работниками, предоставляющими образовательные услуги, зависящими от экономической составляющей сегодняшней школьной действительности.​Галина БУЗАНАКОВА, учитель русского языка и литературы высшей категории Вятской гуманитарной гимназии, кандидат педагогических наук, победитель Всероссийского конкурса «Воспитать человека» (2011)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте