search
main
0

Я, ты, мы Программа занятий по граждановедению для 2-го класса

Главная задача современного школьного образования – всестороннее развитие ребенка.
Уже на начальном этапе обучения в школе I ступени учитель должен думать о становлении личности школьника. Личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, адаптированной к условиям окружающей жизни. Первый шаг к этому – приобретение навыков поведения в классном коллективе и семье.
Поэтому возникла необходимость в создании программы по культуре общения. Основу программы составили требования, характеризующие отношения ученика к обществу, к коллективу, к другим людям и самому себе. Они непосредственно вытекают из норм морали.
Эмоционально-нравственное развитие ребенка проходит через знакомство с художественной литературой, и особенно сказками. Сказка для ученика младших классов – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Форма изложения на уроках во 2-м классе – сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, взрослыми.
Цель занятий с второклассниками – воспитать человека, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроения, с готовностью, не жалея себя, помогает им и словом, и делом.

Для того чтобы процесс нравственного развития младшего школьника на уроках граждановедения проходил естественным путем, учитель должен создать обстановку психологического комфорта в классе.

Взаимопонимания с учеником лучше всего достичь, если учитель:
говоря с учеником, смотрит ему в глаза,
принимает учеников такими, какие они есть,
внимательно наблюдает за реакцией учеников на его высказывания,
говорит тихо, но так, чтобы его все слышали,
выбирает терминологию, понятную ученику.
На уроках рекомендуется, по возможности, пользоваться активными методами обучения и работой в группах. Работа в группах является особенно важной составной частью учебного процесса, так как ученики
учатся сами решать проблемы или выполнять задания,
учатся формировать отношения с товарищами по группе,
становятся активными участниками процесса обучения.
Автор предполагает, что в результате работы по данной программе у второклассников будут формироваться следующие качества:
1. Чувство собственного достоинства
уважение к себе,
требовательность к себе,
отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению,
протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь.
2. Человечность
способность к сопереживанию, сочувствию,
доброжелательность, уважение к людям,
отзывчивость – готовность прийти на помощь,
стремление заботиться о других людях,
миролюбие, неприятие агрессивности,
неприятие жестокости,
незлобивость, умение прощать обиду,
способность к благодарности за доброе отношение к себе.
3. Коммуникативность
умение вступить в контакт с другими людьми,
стремление и готовность к взаимопониманию, миролюбию,
умение работать сообща по единой заданной цели,
мобильность, общительность, дружелюбие.
4. Честность
правдивость,
искренность,
совестливость, способность к самоуважению,
чувство справедливости, добросовестность,
готовность к сопротивлению обману, лжи.
5. Целеустремленность
умение ставить достижимые цели,
планировать действия,
различать в задачах главное и второстепенное,
проявлять устойчивость в намерениях,
критически воспринимать “пустые” замечания, “пустые” задания.
6. Трудолюбие
работоспособность,
умение обслуживать себя,
уважение к людям труда, к результатам труда,
исполнительность.
7. Самодеятельность и самостоятельность
склонность к поиску решения задач,
осмысленный выбор примера для подражания,
сопротивление ненужной опеке, подавлению инициативы.
8. Жизнестойкость
уверенность в себе,
самообладание при промахе, ошибке,
умение “не падать духом” при неудачах,
умение радоваться жизни,
вера в добро, в справедливость.
Программа была апробирована автором дважды. Первый класс, обучавшийся по ней, был признан лучшим классным коллективом города Тамбова на смотре детских организаций, проведенном отделом молодежной политики мэрии города Тамбова в мае 1998 г.
“Я, ты, мы”
Программа занятий по граждановедению для 2-го класса
(1 час в неделю; 34 часа в год)
Тема 1. Путь к себе (“Я”)
– 13 часов
Поступки человека, побуждения, воля, характер, привычки. Добро и зло. Смелость и трусость. “Хочу” и “надо”, потребности и возможности. Грубость и вежливость.
Тема 2. Путь к другу (“Ты”) – 8 часов
Общение и правила общения. Красота внешняя и внутренняя. Понять себя и других. Взаимопонимание, сочувствие. Спешите делать добро. Гостеприимство. Любовь. Знаки внимания – сюрпризы, подарки.
Тема 3. Путь к людям (“Мы”) – 11 часов
Отношения: “родители – дети”, “учитель – ученик”, “брат – сестра”, “взрослые – дети”. “Я и мои друзья”, забота о близких, трудолюбие, умение поступиться своими желаниями ради другого человека. Любовь к окружающей среде; помощь слабым – инвалидам, ветеранам, больным детям.
Повторение и обобщение (“Я, ты, мы”) – 2 часа

И. ДРУЖКИНА,
учитель начальных классов
средней школы N8
Тамбов

“Я, ты, мы”(календарно-тематическое планирование) (34 часа)
I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте