search
main
0

Я, Ты, Мы, Они – целая страна Тема “Перепись приходит в школу”. 7-й класс. Ролевая игра

Цели и задачи:
актуализировать знания учащихся по данной теме;
содействовать социализации школьников;
формировать умения анализировать источники, объяснять понятия, работать с образцами документов (переписные листы);
помочь осознанию значения Всероссийской переписи населения;
сформировать позитивное отношение к переписи;
способствовать воспитанию гражданской культуры, активной гражданской позиции.

Основные понятия:
демография, домохозяйство, народонаселение, перепись, переписчик, прогнозирование, статистика, респондент.

Оформление:
На доске: “Перепись приходит в школу” – название игры, рекламные плакаты, графики “Уровень рождаемости”, “Возрастная структура населения” г. Чебаркуля (2000 г.)

Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами обсудим очень актуальную проблему-перепись населения.
Перепись – это “фотография” всего населения страны. Ее цель определяется так – получение сведений и численном составе населения и его размещении на территории Российской Федерации, а также других данных, необходимых для определения перспектив социально-экономического развития страны (из постановления правительства о переписи).
В преддверии игры вы узнали много нового. Сегодня у вас появилась возможность продемонстрировать свои знания.
Цель нашей игры – выявить, кто из вас более глубоко изучил материал по данной теме, больше собрал информации, а также, кто успешнее справится с практическим заданием – организацией переписи.
2. Условия игры и ее участники.
В игре принимают участие все присутствующие. Класс поделен на группы. Избираются эксперты (3 наиболее подготовленных ученика либо старшеклассники).
Игра проходит в 2 этапа.
1-й этап. Интеллектуальный. (Задания на знание истории, документов, процедуры переписи).
2-й этап. Перепись.

I. Начало игры.
В начале игры мы предоставляем слово командам для рекламы. Каждая в течение 2 минут должна убедить всех участников принять участие в школьной переписи.
1. Конкурс “Сколько?”
1. Сколько лет прошло со времени первой переписи населения царской России?
а) 100;
б) 105;
в) 95.
2. Сколько составляло население России в к. ХIХ в.?
а) 124,6 млн.ч.;
б) 120, 6 млн.ч.;
в) 110, 6 млн.ч.
3. Сколько “ревизий” было проведено в России?
а) 8;
б) 9;
в) 10.
4. Сколько лет прошло со времени последней переписи населения?
а) 12;
б) 13;
в) 14.
5. Сколько проживало людей на территории России в 1989 г.?
а) 147,4 млн.ч.;
б) 140,4 млн.ч.;
в) 157,4 млн.ч.
6. Сколько лет назад была первая перепись населения Чебаркуля?
а) 262;
б) 282;
в) 292.
7. Сколько в то время жителей (взрослых) проживало на территории Чебаркульской крепости?
а) 267;
б) 287;
в) 297.
8. Сколько жителей проживает в нашем городе сегодня?
а) 48,7 т.;
б) 49,7 т.;
в) 59,7 т.

2. Конкурс “Составь слово”.
Каждая команда получает конверт с набором букв. Их них надо составить слово, а это слово из словарика переписчика, и дать ему определение. Учитываются время и правильность формулировки.
3. О какой переписи идет речь?
1. Результаты этой переписи произвели эффект взорвавшейся бомбы. Иосиф Сталин вынужден признать ее вредительской, засекретить результаты. Основных причин было 2: в результате переписи “прорисовывались” странными последствия голода 1932-1934 г., когда страна, по разным данным, потеряла от 6-8 млн. человек; вторая – сведениями о религиозных убеждениях: в стране, провозгласившей атеизм, половина признавали себя верующими. (1937).
2. Это была первая послевоенная перепись. Проведение переписи через 20 лет обусловлено не только экономическими трудностями, но и нежеланием привлекать внимание к неоправданно огромным потерям в период войны. (1959).
3. Петр I приказал “взять сказки (т.е. списки) из всех, дать на год сроку и чтобы правдивые принесли, сколько у кого, в которой душ мужского пола”. Сочиняли три года и еще шесть обрабатывали, с тех пор в России стали проводиться подобные ревизии довольно часто. (1719).
4. Эта перепись вошла в историю как единственная Всеобщая перепись Российской империи. Автором ее был Петр Петрович Семенов Тян-Шанский – известный географ, статистик, в качестве переписчика в ней участвовал знаменитый писатель А. Чехов. (1897).
5. Эта перепись готовилась особенно тщательно. Счетчики были обучены на специальных курсах и проэкзаменованы. Предусматривалось неоднократное посещение респондента. Введено уголовное наказание за уклонение от переписи. В рамках общей переписи проведены две специальные: спецконтингента (заключенные) и военнослужащие. (1959).
3. 1) Как следует поступить переписчику, если респондент отказался открыть дверь?
оставить приглашение;
прийти на переписной участок.
2) Возможна ли юридическая ответственность за отклонение от переписи?
Нет. В России нет наказания за уклонение от переписи. Это общественная обязанность.
3) Что означает критическое время переписи – 00 ч. В ночь с 9-10/х-2002 г., те, кто родился после и умер до, в перепись не войдут. Стоп кадр.
4) Какие отличительные знаки, документы должны быть у переписчика: удостоверение; значок.
5) Если вы не хотите впускать переписчика в свой дом, но желаете участвовать в переписи, как вам поступить?
Дать сведения по телефону.
Прийти на переписной участок.

II Этап. Перепись.
На этом мы завершаем наш I тур. Во втором предлагается произвести перепись и обработать материал.

III. Подведение итогов. Слово предоставляется экспертам.

IV. Заключительное слово.

Словарь
1. Демографическая политика – система социальных мероприятий по регулированию рождаемости.
2. Демография – наука о народонаселении.
3. Домохозяйство – группа людей, проживающих вместе и ведущих общее хозяйство.
4. Конфиденциальная информация – сведения не подлежащие разглашению.
5. Народонаселение – совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках человечества.
6. Перепись – процесс сбора демографических, экономических и социальных данных, характеризующих в определенный момент времени каждого жителя страны или территории.
7. Прогнозирование – научно обоснованное предвидение возможного состояния экономики страны или ее отдельных областей.
8. Уровень жизни – понятие, характеризующее степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.

Светлана ОБУХОВА,
учитель граждановедения, Челябинская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте