search
main
0

Я тоже будильник не люблю. Ценности стабильны, технологии мобильны!

​А за что его любить? Никому не хочется выбираться из теплой постели, чтобы потом пойти на работу. Как говорят, у будильника не бывает хороших мелодий… Но мы же с вами все понимаем, что «работа – необходимость для человека. Человек изобрел будильник», как сказал Пабло Пикассо. Нам, оказывается, необходимо это назойливое напоминание по утрам, что впереди целый рабочий день и масса задач, и чем раньше мы их встретим, тем легче будет их решить.

Интересно, что слово «будильник» по-гречески еще означает «узнавать, познавать, интересоваться», «будит» – значит «поучает».  В современном  мире  приходится непрерывно учиться, чтобы не отставать от времени, а на систему образования Москвы, на всех нас ложится особая ответственность за организацию понятного и доступного способа распространения новых идей. Департамент часто выглядит нелюбимым  «будильником системы», вмешивающимся в спокойствие наших школ со своим напоминанием о том, что пора «идти работать в новых условиях», учиться, иначе мы с вами пропустим что-то очень важное или окажемся не готовыми к наступившему новому дню. Много лет назад я понял, что полюбить будильник невозможно, а вот сделать его не влияющим на твою жизнь и стать к нему равнодушным можно. Надо просто научиться просыпаться раньше будильника, что много лет уже и делаю. И я рад, что уже для многих наших школ департамент не играет роль будильника. Они часто раньше департамента предвидят соответствующие времени изменения, неизбежные новые вызовы системе образования и находят очень эффективные решения.  Ну а для других департамент обязан быть будильником, пусть даже малолюбимым. Московская система образования сегодня организуется таким образом, чтобы подготовить наших школьников и выпускников к необходимости быстро реагировать на изменения в мире, развить лидерские качества у ребенка. Но для этого сама наша школа должна демонстрировать такое умение, тем более это в традиции отечественного образования – вхождение нашей страны в группу мирового лидерства. А для этого необходима модернизация, или осовременивание, содержания, технологий, методик, способов контроля результатов, состава педагогических кадров и идеологии управления. Мы поставим под угрозу нашу главную традицию – лидерство, если будем держаться за комфортные нам (старшему поколению), но устаревшие формы и методы управления. Достижение лидерских целей и задач можно обеспечить только путем опережающей модернизации механизмов и инструментов. Как говорится, молодым технологиям – дорога, испытанным ценностям – почет и уважение.Ради того чтобы наши дети принимали и уважали наши ценности, обладающие высокой степенью стабильности, нам просто необходимо принимать и уважать современные технологии их мира, обладающие (к сожалению для некоторых из нас) высочайшей степенью мобильности.Слабо верится в рост качества без конкуренции. Конкуренция – это лучший способ мотивации. Сегодня образование должно быть конкурентным, школы должны бороться за лучший результат. Наша рейтинговая система построена таким образом, что у каждой школы со всеми особенностями организации есть мотивация улучшать условия, расширять возможности для развития способностей детей, чтобы удовлетворять разнообразные интересы московских семей. Критерии рейтинга разнообразны, они меняются, дополняются и дают возможность, развивая самые разные способности своих учеников, создавать им хорошие стартовые возможности в жизни и одновременно добиваться высоких мест в рейтинге. Наверное, рейтинг тоже нелюбимый будильник для тех, кто пока все еще раздумывает, «с какой ноги встать». Как известно, управлять – значит предвидеть. Понимая, в каком высокотехнологичном и динамичном мире придется жить нашим сегодняшним школьникам, правительство города инициировало два новых мегапроекта: углубленная информатизация школ – это то, что мы называем «Московская электронная школа», и комплексное предпрофессиональное образование под девизом «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире».  Но и в этих проектах хорошо видны те школы, которые ради успешного будущего своих учеников стали лидерами этих новых направлений. Уроки, кружки в самой школе и вне школы, организация изучения предмета «Технология» и профессионального обучения на базе колледжей, открытие вместе с вузами, предприятиями и клиниками инженерных, медицинских, кадетских классов – все нацелено на формирование успешных в жизни, полезных стране и себе, счастливых людей. Много ли таких школ? Много! Но как сделать, чтобы так везло в жизни ученикам всех московских школ? Мы стараемся как можно меньше вмешиваться в управление школой, всего лишь вовремя подсказать и напомнить об общих целях и задачах. Мы в несколько раз сократили количество чиновников в системе. Но неизбежно роль департамента остается ролью будильника – мы обязаны сигнализировать о том, что «завтра» уже наступило, пора действовать решительно. Утро наступит в любом случае, даже если ты забудешь завести будильник. Время неумолимо движется вперед, образование задает темпы развития города и страны в целом, ученики смотрят на свою школу как на образец для подражания, на московские школы ориентируются регионы, это не для кого не секрет. И единственный путь у нас – встать первыми. Даже так – стать первыми. Ну и первый шаг на пути к успеху – это неизбежный выход из зоны комфорта.Конечно, нам можно себя, взрослых, и пожалеть. Остаться в нашей комфортной для нас «постели технологий нашего прошлого». Только как бы не проспать будущее… Будущее наших детей. Исаак КАЛИНА, руководитель Департамента образования города Москвы, министр Правительства Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте