search
main
0

Я так думаю. Марат АЛИМОВ, учитель русского языка и литературы московского центра образования №1874, учитель года Москвы-2006

Закончился учебный год, наши выпускники уходят во взрослую жизнь, их ждет прекрасное будущее. А мы, московские педагоги, тоже думаем сегодня о будущем – о будущем нашей школы. Сегодня в Москве вовсю идет разработка проекта «Школа будущего». Вот и на московском конкурсе нам, участникам, предложили представить свое видение такой школы. Я думаю, что это будет школа, в которой сохранится базовое образование для всех детей независимо от того, где они проживают. Содержание и структура образования, конечно, очень важны, поэтому в основу «Школы будущего» я ставлю принципиальный отказ от готовых знаний. Школа и книга сегодня не единственная форма получения информации, поэтому содержание образования – получение знаний во всех областях жизнедеятельности человека, основанного на принципе активной образовательной позиции ученика. Еще один момент – это обязательное обучение в школе на трех ступенях без выбора, то есть с момента поступления до момента окончания. Какой должна быть структура «Школы будущего»?

Первая ступень – начальная школа – с первого по шестой класс. Здесь должна быть обязательная программа «Я знакомлюсь с окружающим миром», смысл которой в знакомстве маленького человечка с тем миром, который вокруг него, миром, который можно увидеть, потрогать, осязать. В начальной школе велика роль учителя, но тем не менее даже на этой первой ступени ребенок получает те знания, которые ему необходимы в дальнейшем, на примере учителя, который для него, безусловно, становится Богом, должен увидеть и понять все основные способы постижения, познания мира. Эти способы познания, или правильнее педагогические технологии – разворачиваются на второй ступени – седьмом-восьмом классе. Тут должна быть предложена своеобразная программа по выработке технологии приобретения и накопления знаний. Но не только технология важна, поскольку учить только технике неправильно. Должно идти накопление тех знаний, которые существуют. Предметная специфика сохраняется, как она есть в современной школе, но работает интеграция, прежде всего интеграция на уровне технологии получения знаний, потому что в данном случае некоторые предметы будут объединяться. Наконец, третья ступень – девятый-десятый классы, где будет развиваться тьюторство. (Я думаю, что в «Школе будущего» будет институт классных наставников, педагогов, освобожденных от ведения уроков, осуществляющих связь между школой, учителем, учеником и родителями.) Это слово стало очень модным, его понимают по-разному, я его понимаю как процесс руководства учеником при реализации программы «Я познаю мир». Эта программа в определенной мере рефлексия по отношению к начальной школе, она заключается в том, что ребенок должен в определенном объеме создать продукт (под продуктом можно подразумевать что угодно – результат проектной, творческой или иной работы), добыть определенные знания с помощью той техники, которую он освоил на предыдущей ступени. Самое главное, чтобы на третьей ступени не было профильности. Я предлагаю отказаться от этого понятия потому, что рановато ребенку самому определять, что ему нравится, скажем, математика, или он будет обращать внимание на литературу. Ребенок должен проявить себя в разных науках – в литературе, математике, биологии, географии, поработать над проектами, создать свои оригинальные продукты. Эти продукты должны быть созданы во всех областях жизнедеятельности человека. Все те области жизнедеятельности, с которыми ученик познакомился в начальной школе, должны быть представлены им в конце обучения. Только после того, как школа будет окончена, он сможет выбирать дальнейшую деятельность, ведь прежде чем выбирать, нужно попробовать себя абсолютно во всем, а не так, как это происходит сейчас, когда ребенок почему-то вдруг выбирает из сферы естественных наук то или иное направление или на пороге школы не знает, что выбрать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте