Миссия учителя заключается в том, чтобы извлекать на свет старые идеи и воплощать новые. 220 лет назад Кант сказал: когда я произношу слово «просвещение», мне кажется, что я выпускаю тот свет, который направлен на истину. Кант имел право так говорить о просвещении, поскольку сам был просветителем юношей, педагогом по убеждению. Он никогда не читал в университете собственную философию, стремился охватить множество разнообразных курсов. «Дерзать и мыслить» – таков девиз просвещения. Дерзать и мыслить- это означает иметь мужество мыслить самостоятельно. Достоевский с математической скрупулезностью, пропуская через себя, решал нравственные коллизии. Мужество Эйнштейна – это его стояние один на один напротив истины, когда только сила собственного духа шаг за шагом позволяла приближаться к ней. Кант называл такое состояние вяжущей силой самопознания. Просвещение имеет французские корни, в классическую эпоху дух просвещения распространяется по всей Европе, и, пожалуй, нет ни одного уголка, где не было бы своего просветителя, человека, который стремился бы передать тот свет, идущий из его души, окружающим. Это происходило не по требованиям какой-то внешней силы, а по собственному внутреннему убеждению. Свеча, заключенная в сосуд, гаснет…
Это была эпоха простых мыслей и твердых верований. По счастью, мы тоже имеем свои традиции и своих просветителей. В 1826 году Лобачевский публикует свою первую работу, посвященную неевклидовой геометрии. Этот труд, безусловно, увлекает его, требует продолжения, больших усилий, но Лобачевский буквально через год принимает на себя ответственность за Казанский университет, и в то время, когда он становится его ректором, в этом высшем учебном заведении укрепляется традиция просвещения. Преподаватели ведут именно те предметы, которыми они сами занимаются давно, которые их интересуют с юности. В традициях российского просвещения – государственность. Государи стремились просвещать свой народ. Петр Первый после основания Санкт-Петербурга немедленно создает триаду – гимназия, университет, академия наук. Во времена Екатерины происходит небывалый подъем интереса общественности к просвещению масс. В 1899 году император Николай учреждает в Петербурге первый в России технический институт нового типа. Это учебное заведение, необходимость в котором убедительно аргументировал министр финансов Витте. Деятельность нового вуза была направлена на то, чтобы его студенты получили фундаментальную инженерную подготовку. Со временем слова, отражавшие дух своей эпохи, уходят, истаивают. Быть может, потому, что мы все реже употребляем слово «просвещение», теперь наступила эпоха иная. Нам трудно оценить то, что уже оказалось в прошлом, поскольку мы не были свидетелями происходящего и происшедшего, тех знаменательных событий, ставших историей. Еще труднее предвидеть, чем станет день сегодняшний для наших потомков. Но, может быть, Кант имел в виду этот день, когда говорил, что просвещение для человека – выход из состояния своего несовершеннолетия как из неспособности пользоваться собственным рассудком. Причем неспособность эта связана не с отсутствием самого рассудка как такового, а с отсутствием мужества и решимости самостоятельно пользоваться рассудком. Ведь так удобно быть несовершеннолетним, если есть книга, мыслящая за меня, если есть пастырь, который заменяет мне совесть, если есть врач, который определяет мой образ жизни. Зачем мне мыслить самому, если я могу просто платить, говорил Кант, этим скучным делом займутся вместо меня другие. Может быть, время эпохи просвещения прошло, а может быть, еще и не наступило вновь. При временном разрыве возникающую миссию сохранения традиций, культурных ценностей выполняет тонкая прослойка, часть которой – учителя.
Комментарии